В. В. Жириновский: «ЛДПР решит жилищный вопрос»

1 стр. из 1

До следующих парламентских выборов осталось не так много времени. «Федеральный строительный рынок» решил выяснить у лидеров основных политических партий страны их взгляды на возможное будущее стройиндустрии России. Первым на наши вопросы ответил лидер Либерально-демократической партии России Владимир Вольфович ЖИРИНОВСКИЙ.

–Владимир Вольфович, как ЛДПР представляет себе решение жилищного вопроса в России?

 — Мы работаем сейчас над новой редакцией программы Либерально-демократической партии России, которую будем принимать в апреле 2006 г. на XVII съезде ЛДПР.

В программе мы подчеркиваем: «ЛДПР выступает за разработку государственной программы обеспечения хорошим жильем всех граждан России. Жилье — это жизнь, семья, государство. Эта программа должна предусматривать государственное жилищное строительство для многодетных и малоимущих семей, предоставление необременительных кредитов гражданам. Надо равномерно распределить население по территории, развивать малые города, не допускать скученности и перенаселенности людей, что пагубно влияет на здоровье. Квартиры должны быть доступны всем нуждающимся. Плата за коммунальные услуги не должна быть обременительной и может дотироваться государством. Необходимо смелее выдавать кредиты на жилье на срок до 30 лет под 2–3 % годовых. Каждая семья должна иметь не менее чем просторную двухкомнатную квартиру».

Эту выдержку я привел не для того, чтобы ее заучивали, как когда-то мы учили материалы съездов и программ КПСС. Одно дело — записать в программе, другое дело — реализовать на практике. Хочу сразу заметить, что ЛДПР не волшебница, нет у нас скатерти-самобранки, нет и печи, чтобы Ивану в рот летели калачи.

Но у нас есть твердое понимание того, что в такой богатой стране, как Россия, нельзя большинству населения жить так бедно. Стыдно и противно. Несправедливо и глупо. То коммунизм на костях строили, теперь в рынок побежали, побросали заводы, поля, стройки и, сверкая голым задом, ринулись в Турцию и Китай за тряпьем. А свою легкую промышленность почти добили.

 — Как видит ЛДПР решение проблем ЖКХ? Позиция партии в отношении ипотеки? Как партия оценивает федеральную целевую программу, заявленную Президентом Владимиром Путиным?

 — С жилищно-коммунальным хозяйством ситуация еще хуже. Об износе основных фондов, сетей, труб, коллекторов говорить не буду. О том, что текучесть кадров в жилищно-коммунальных службах — 40 %, тоже известно. Почти половина работников в течение года приходят и уходят. Но назвали красиво — «управляющие компании» вместо ЖЭКов.

Приведу один пример, точнее не пример, а реальный факт. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет сейчас порядка 100 млн. кв. м (около 4 % всего жилищного фонда). Вводится в последние годы 40 млн. кв. м жилья. К 2010 г. предполагается вводить 80 млн. кв. м. Населению ничего не остается делать, кроме того, как сокращаться.

По планам правительства, за счет средств федерального бюджета в 2006–2008 гг. из аварийного жилого фонда будет переселено 150 тыс. человек, в то время как там проживает порядка 5 млн. человек. Все на регионы, среди которых более 70 из 89 субъектов РФ — убыточны.

Вернусь опять к некоторым цифрам. Они убедительнее, чем слова. Другое дело, что часто обилием цифр скрывают свою содержательную, аналитическую беспомощность.

В федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрено финансирование федеральной целевой программы «Жилье» (2002–2010 гг.) в размере 18 млрд. руб. — это менее 7 % от расходов на все федеральные целевые программы и менее 1 % от расходной части федерального бюджета. Вот такой приоритет имеют проблемы жилья, ЖКХ в бюджетной политике. Менее одного процента в расходной части бюджета. Из 3,5 трлн. руб. расходной части федерального бюджета на «развитие» ЖКХ — 18 млрд. руб.

Половина средств из этой программы — сертификаты на жилье для военнослужащих — 9 млрд. руб. На эти деньги при стоимости 1 кв. м жилья, допустим, 28 тыс. руб. можно приобрести немногим более 300 тыс. кв. м жилья, или 5 тыс. квартир по 60 кв. м. Пятнадцать многоквартирных домов для военных по всей стране. Конечно, там подключается и широко рекламируемая ипотека, но это для большинства пока мираж.

В программе «Жилье» есть и подпрограмма с красивым названием «Обеспечение жильем молодых семей». В 2005 г. из федерального бюджета выделяется 550 млн. руб. (чуть больше полумиллиарда). Это примерно 330 квартир по 60 кв. м. Один большой дом для молодых семей за год.

Если сопоставить все эти цифры с $15 млрд. (почти 500 млрд. руб.), которые досрочно вернули нашим кредиторам из Парижского клуба, то становятся понятны приоритеты бюджетной и в целом экономической политики. Долг-то досрочно отдали, чтобы Германии и другим странам уменьшить дефицит бюджета. Долги надо отдавать, но зачем опять перевыполнять «план и социалистические обязательства».

Надо модернизировать предприятия у себя в стране, реализовывать инвестиционные проекты, чтобы обеспечивать занятость населения и устойчивость доходной части бюджета.

Сейчас же сверхприбыли от высоких цен на нефть быстренько уходят из страны в счет долга, а материальная и научная база для будущего развития страны не создается.

Для понимания приоритетов в экономической политике сделаем такое сравнение. По расчетам английских экономистов, стоимость национального богатства Великобритании составляет почти 5 трлн. фунтов стерлингов. Более половины составляет стоимость жилья британцев — это самая дорогостоящая часть национального богатства страны. В России доля стоимости жилищного фонда в нацио-нальном богатстве — менее 20 %.

Как говорят, почувствуйте разницу. Британцы работают для того, чтобы обеспечить себе достойные условия жизни, а население России многие десятилетия перевыполняло планы по созданию все новых заводов и фабрик, не заботясь о нормальных жилищных условиях. Точнее, оно было поставлено в такие условия. Вот вам цель построения коммунистического общества: все для блага и во имя человека. Десятилетиями люди ждали малогабаритные квартирки, но зато варили больше всех в мире стали и производили больше всех танков.

Но сейчас положение еще ухудшилось. Если в 1980 г. построили 59 млн., в 1990 г. — 62 млн. кв. м жилья, то в 2000 г. — 30 млн., в 2004 г. — 41 млн. кв. м жилья. Реформы обрушили и без того явно недостаточное строительство жилья. Какая же здесь рождаемость и мотивация к труду?

Положение сейчас пытаются выправить. Упор на ипотеку. В целом правильно, молодая семья берет долгосрочный кредит и приобретает жилье для себя и своих детей. Но дело — в общем состоянии экономики. Если уровень оплаты труда у большинства населения очень низкий, то о какой массовой ипотеке может идти речь? Государство рано ушло из экономики. Если ориентироваться только на ипотеку, то действительно в России окажутся лишними не 30 млн., как говорила незабвенная Маргарет Тетчер, а все 100 млн. населения. Элементарно нет денег на приобретение жилья, даже в кредит, даже под льготные проценты.

Нужно развивать современное производство, сферу услуг, но «не куда кривая вывезет», а с помощью грамотного государственного регулирования, сдачи недр в концессии, крупных инвестиционных проектов с международным участием. Надо, чтобы экономика заработала, а не уничтожалась под натиском импортных товаров.

Еще об одной проблеме жилищно-коммунального хозяйства. Усиливается, причем резко, региональная неравномерность в строительстве жилья. Крупные города и большие городские агломерации быстро растут, просто распухают от «точечной» застройки и торгового бизнеса, а средние и малые города хиреют, уменьшают деловую активность. Так, в Центральном федеральном округе почти 70 % жилья строится в Москве и Московской области. Резко сократился ввод жилья (по отношению к 1990 г. более чем в два раза) в Брянской, Владимирской, Костромской, Тульской, Ярославской областях. В Ивановской области этот показатель упал в пять раз.

В Северо-Западном федеральном округе 60 % жилья вводится в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Более чем в 5 раз уменьшилось строительство жилья в Архангельской области, Республике Карелия. Самая печальная картина в Мурманской области.

В Сибирском федеральном округе ввод жилья в сравнении с 1990 г. уменьшился более чем в 3 раза. Богатство России Сибирью уже не прирастает. Никакой государственной политики по развитию производительных сил Сибири практически нет. Есть лишь прямолинейное следование правилам примитивного рынка, который разрушает то, что было создано, и расчищает богатейшую территорию от людей. Только в Красноярском крае и Иркутской области ввод жилья снизился за последние 15 лет в 4 раза. Гоним на экспорт лес, алюминий, обогащаем макро- и микроолигархов, а русским людишкам — это в Сибири — жилье строить не надо. Какие-то сильные на морозе выживут, а средние и слабые пусть погибают.

Наиболее безрадостная картина в нашем Дальневосточном округе. Здесь рекорд среди округов по снижению строительства жилья — уменьшение за 15 лет в 5 раз. В мировой кладовой рыбы, крабов и многих других ценных морепродуктов жилье почти не строится. Также идет «зачистка» территории, очевидно для китайцев и японцев. Значительнее всего сократилось и население в Дальневосточном округе — с 8 млн. человек.в 1990 г. до 6,6 млн. человек в 2004 г.

Картина со строительством жилья, как видим, нерадостная. Но любая проблема имеет решение. Вопрос в том, кто и как ее будет решать.

 — Недавно был принят федеральный закон «О концессионных соглашениях». Как Вы его оцениваете? Приведет ли он к росту инвестиций в отечественную экономику? Как партия оценивает нынешнюю ситуацию в строительной индустрии России в целом (промышленное, дорожное и т. д. строительство)?

 — Не нужно опять ничего изобретать. Все экономически развитые страны это проходили, и жилищная проблема, обеспечение граждан страны добротным и хорошим жильем, всегда находились в центре экономической политики государства. Рецепты просты: долгосрочные кредит под 2–3 % годовых, широкомасштабное строительство муниципального жилья для малообеспеченных и инвалидов, развитие мощной строительной индустрии. Нам опять скажут: «Но надо же бороться с инфляцией, она — 12 %, надо бороться с бедностью, надо бороться с высоким банковским процентом». Вся жизнь в борьбе: то с белыми, то за урожай, то с инфляцией.

Но дело просто в том, чтобы разработать действительно серьезную жилищную программу, которая охватывала бы все слои населения, выделить серьезные бюджетные ресурсы (пойти и на дефицит бюджета), законодательно определить ключевые экономические параметры — уровни цен минимум на 50 базовых товаров, оптимальные торговые наценки, границу банковских процентов, экспортно-импортные тарифы с целью быстрого импортозамещения целого ряда товаров. Нужны в том числе и сильные административные меры, эффективные законы.

Принятый в марте текущего года Жилищный кодекс РФ — вещь нужная. Он упорядочивает жилищные вопросы. Но они, безусловно, остаются. Среди наиболее важных следующие.

Во-первых, Жилищный кодекс — не закон прямого действия. Для его развития и Правительство, и власти субъектов РФ, и местные власти должны выпустить целый ряд так называемых подзаконных актов, которые отрегулируют все многообразие конкретных жизненных ситуаций. Надо было бы вести всю эту работу одновременно.

Во-вторых, федеральная власть почти все вопросы по обеспечению жильем, регулированию рынка жилья, определению уровня малообеспеченности отдает на уровень регионов, местных властей. Это правильно при развитой экономике, высоком уровне доходов граждан, отсутствии коррупции, строгом и четком законодательстве, независимой судебной системе. И то на федеральном уровне надо определять минимальную зарплату, как, например, в США — не менее $5 за час. Никакой предприниматель не может платить работнику меньше.

Центральная власть все больше вопросов отдает стихии рынка и местным властям, тем самым она подчеркивает свою слабость и некомпетентность.

Проблема жилья в стране действительно очень остра. Более 60 % жилья было введено в эксплуатацию в 1960 —1970-е гг. Начался обвальный рост изношенного жилья. В России на одного человека приходится 20 кв. мжилья, преимущественно старого и неблагоустроенного. В Германии — 35 кв. м, в США — 70 кв. м. По международным нормам, объемы жилищного строительства должны держаться на уровне одного кв. м на человека в год. России надо строить ежегодно 140 млн. кв. м жилья. В 2004 г., по статистике, — 41 млн. кв. м. Ипотека пока слабо движется. С такими процентами она и не сдвинется. В 2004 г. было выдано банками 60 тыс. ипотечных кредитов. Для сравнения: в Словакии, где проживает 5,4 млн. человек, в том же прошлом году выдано 280 тыс. жилищных кредитов. Поэтому надо, во-первых, снижать проценты по кредитам, молодым семьям давать беспроцентный кредит (разница за счет средств бюджета — отдельная строка в бюджете); во-вторых, установить срок кредитования на жилье не менее 10 лет; в-третьих, навести порядок в ценах на жилье, здесь явные сговоры и ценовая монополия.

 — Владимир Вольфович, представим гипотетическую ситуацию: Вы — Президент РФ, а ЛДПР имеет в Госдуме большинство. Сколько времени вам бы потребовалось на решение жилищного вопроса и какими способами его решали бы?

 — Надо, наконец, заняться реальным сектором экономики, модернизировать предприятия, обеспечивать занятость. Правительству надо заниматься самолетостроением, химической промышленностью, нефтепереработкой, сельским хозяйством, т. е. реальным сектором экономики, а не только перепродажей собственности и бухгалтерскими расчетами. Государство и бизнес должны реализовывать крупномасштабные инвестиционные проекты по возрождению и развитию всех основных отраслей экономики, а не скулить по поводу того, что нет денег, инвестиций. Все в стране есть — и ресурсы, и люди, и деньги, нет только серьезной экономической политики.

Вот поэтому ЛДПР не принимает осуществляемый сверхлиберальный экономический курс. Не должно быть засилья чиновников, но центральная власть должна отвечать за создание рабочих мест и необходимую для жизни и покупки жилья зарплату.

Дата: 16.11.2005
Дмитрий Новокшонов
"Федеральный строительный рынок" 7 (45)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!