|
|||||
1 стр. из 1 А. В. ЕПАНЕШНИКОВ, директор департамента ЖКХ и инфраструктуры Ярослаской области
— Жилищно-коммунальное хозяйство является особенной отраслью, результаты реформирования и развития которой непосредственно влияют на уровень жизни населения, а главные показатели, по которым люди судят о нашей работе, — это эффективность и качество предоставляемых услуг. Эти два критерия и должны быть заложены в основу новых отношений. Жилищным кодексом предусмотрена ответственность потребителей за просроченные платежи (пени), но принципиально новым моментом в отношениях между потребителями и поставщиками должно стать усиление ответственности последнего за неисполнение своих обязательств по предоставлению именно качественной услуги. Этот вопрос сегодня тем более актуален, так как при переходе на 100 % оплату услуг население вправе и непременно потребует от поставщика четкого исполнения взятых на себя обязательств. — Как в Ярославле решается проблема обновления инженерных сетей? — Отрасль переживает сложный период. Остро стоят вопросы технического переоснащения материальной базы, вызванного износом основных фондов на 60–80 %, внедрения современных энергосберегающих технологий. Начиная с 1997 г., в области реализуется план мероприятий по энергоресурсосбережению и модернизации в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах социальной сферы. Сделано немало, но потребности отрасли в 2–3 раза превышают фактически выполненные объемы работ, все упирается в недостаток финансовых средств. По этой причине ежегодно прирост износа основных фондов в сетевом хозяйстве составляет от 3 до 5 %. Переломить эту ситуацию пока не удалось. В настоящее время ведется разработка региональной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области на период 2006–2007 гг.», основными целями и задачами которой являются повышение устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат. — Привлекаются ли «варяги» — зарубежные партнеры для участия в реформировании ЖКХ? — Да. Уже несколько лет администрация Ярославской области сотрудничает со своими партнерами из Германии. В частности, налажены тесные деловые связи с фирмой «Виссманн» — производителем современного котельного оборудования. Для нужд ЖКХ области фирма не только поставляет котельные установки, но и проводит обучение персонала, а в перспективе планирует наладить производство отдельных видов продукции на территории области. В рамках соглашения с немецкой стороной администрацией области в апреле текущего года проведен семинар по теме «Передовые технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве», активным участником которого выступала, в числе прочих, фирма «Виссманн». С 1 сентября текущего года заключен договор об открытии филиала фирмы «Виссман» в Ярославской области. — Каким образом, на Ваш взгляд, можно снизить себестоимость услуг в сфере ЖКХ и предотвратить тем самым протестные настроения потребителей? — Этот вопрос для отрасли самый насущный! Существуют различные способы снижения издержек в отрасли, и эта работа, конечно, проводится. Нет необходимости подробно излагать содержание программы реформирования, которая определяет конкретные мероприятия, в том числе и по вопросу снижения себестоимости услуг. Назову лишь отдельные направления. Наряду с оптимизацией управления, регулированием цен и тарифов, наиболее значимым и эффективным мероприятием является проведение модернизации систем жизне-обеспечения жилищно-коммунального комплекса. Но одновременно с решением этих вопросов необходим ввод государственного контроля над ростом цен на энергоносители. Этот вопрос в адрес правительства Российской Федерации пока не находит ответа, и если не будут приняты необходимые меры, то дальнейшее развитие ситуации вполне прогнозируемо — очередной рост тарифов на услуги как минимум на 30 %, неспособность потребителя услуг оплачивать их стоимость в полном объеме, и как следствие, дополнительные расходы бюджетов. — Как Вы оцениваете возможности принятого этим летом концессионного законодательства в отношении эксплуатации различных объектов ЖКХ? — Закон позволяет привлечь частные инвестиции, провести модернизацию объектов при сохранении права государственной и муниципальной собственности на жизненно важные объекты. Кроме того, собственники имущества (концеденты) получат доход в виде концессионной платы, существующие льготы потребителям по оплате товаров, работ и услуг будут сохранены. Механизм реализации закона небезупречен — к примеру, вопрос по налоговому режиму остается непроясненным: льготы (в том числе и использование специального налогового режима) концессионным законом не предусмотрены, не утверждены типовые соглашения. Необходимы разработка и утверждение типовых договоров и порядков, позволяющих привлечь инвестиции. — Какие стратегии и модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства, на Ваш взгляд, наиболее адекватны проблемам ЖКХ в Ярославской области? Выработались ли в Ярославии собственные рецепты на «трудноизлечимые болезни» ЖКХ? — Основное — сохранение централизованного управления отрасли ЖКХ, внедрение энергоресурсосберегающих мероприятий, лимитирование потребления энергоресурсов, оптимизация системы управления. Дата: 16.11.2005 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 7 (45)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||