Анализ состояния навигационно-гидрографического обеспечения в восточной части Финского залива

1 стр. из 1

Специалистами компании «Петрослав Гидросервис» проведен  анализ состояния навигационно-гидрографического обеспечения (НГО)  путей движения судов в восточной части Финского залива и существующих в этой области проблем. В предлагаемой статье приведены результаты анализа и предложения по решению актуальных проблем.

Общее состояние НГО в регионе и государственное финансирование

Традиционно навигационно-гидрографическая изученность путей движения судов входила в общую структуру НГО и была неразрывно связана с задачей общего морского картографирования, возлагавшейся на подразделения Главного управления навигации и Океанографии Министерства Обороны (ГУНиО МО). Периодические изыскания и переиздание карт планировались и выполнялись подразделениями ГУНиО МО на основании ежегодных государственных исполнительных планов (ГИП МО) исходя из актуальных интересов флота и по мере устаревания материалов гидрографических изысканий.

В последние десять лет, в настоящее время и на ближайшие годы бюджетом МО выполнение задач морского картографирования, в том числе на путях движения судов, в данном регионе не предусматривается и финансирование не планируется. Морские карты переиздаются преимущественно по устаревшим данным. Картографический материал устаревает, и на навигационных морских картах на данный регион по несудоходным акваториям представлена информация 1930-х–1980-х гг.

В результате разрушения централизации НГО в рамках ГУНиО МО государственное финансирование различных видов НГО предусматривается различными федеральными целевыми программами, допускающими ведомственную разобщенность, дублирование задач и, в итоге, отсутствие единого эффективного и надежного НГО.

Подпрограммой «Морской транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» предусматриваются инвестиции в развитие преимущественно береговой инфраструктуры. Практически не предусмотрены затраты на гидрографические изыскания и поддержание НГО на путях движения судов, каналах и фарватерах. При декларировании задачи повышения уровня безопасности мореплавания, на финансирование НГО в водах России на период 2002–2010 гг. предусмотрено всего4 млн. руб., в ценах 2001 г.

ФГУП «Росморпорт» финансирует развитие и поддержание объектов судоходства, переданных ему на баланс. К этим объектам не относится большая  часть подходных путей и фарватеров.

Вместе с тем, Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта предусматриваются полномочия агентства по:
— организации проведения работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов за исключением участков пограничных зон РФ;
— организации проведения работ по содержанию водных путей;
— осуществлению функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ.

Функции Минтранса по контролю за НГО. Требования руководящих документов к способам гидрографических съемок и международные обязательства РФ.
В соответствии с требованиями  Кодекса Торгового Мореплавания (КТМ) и внутренних документов Минобороны, функции НГО возложены на подразделения ГУНиО МО. Состояние финансирования данной структуры в указанном виде деятельности изложено выше. Контрольные функции Минтранса переданы Управлению надзора в сфере морского и речного транспорта Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Управление осуществляет полномочия органов контроля и надзора:
— за выполнением обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации в сфере морского и внутреннего водного транспорта;
— через территориальные органы — надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях РФ;
— надзор за навигационно-гидрографическим обеспечением в портах и на трассе Северного морского пути.
Для осуществления контроля за данными видами деятельности Управлению требуется отлаженное взаимодействие с 280 ЦКП ВМФ (подразделением ГУНиО МО).

Международные требования к НГО для путей движения судов в данном регионе установлены странами участниками Хельсинского Соглашения (HELCOM). В ходе 4-го заседания экспертной рабочей группы HELCOM по транзитным маршрутам при участии представителей Дании, Финляндии, Швеции, Германии, Польши и России, а также представителя Европейского морского агентства по безопасности, среди прочих обсуждался вопрос координирования гидрографических съемок и планирования глубоководных маршрутов в Балтийском море. В рамках обсуждения координации гидрографических съемок заявлено о необходимости представить Финляндии информацию об изученности путей и планирующихся съемках с тем, чтобы получить полную картину современного состояния путей и обеспеченности навигационной безопасности. Планируемые съемки и изученность путей должны соответствовать рекомендациям Международного стандарта S-44, выпуск 4.

Основным способом проведения гидрографических съемок в целях обеспечения безопасности навигации S-44 определена детальная съемка рельефа дна способом площадного обследования автоматизированными гидрографическими комплексами на базе многолучевых эхолотов. Способы гидрографического обследования судоходных акваторий, определяемые S-44, в целом не противоречат требованиям руководящих документов ГУНиО МО. Но документы ГУНиО не обновляются и не вполне соответствуют современному состоянию технических средств и способов работ. Основной документ по выполнению съемки рельефа дна ПГС №4 издан в 1985 г., Инструкция по тралению ИТ-74 — в 1974 г. Ответственность за проведение корректуры руководящих документов в ГУНиО возложена на ГНИИНГИ.

Следует отметить отсутствие сметно-нормативных документов и подходов к определению стоимости современных видов гидрографических съемок, предполагающих совершенно новые способы работ. Не существует современных сборников цен на гидрографические изыскания, разработанных Минобороны и Роскартографией. Единственный сборник цен, описывающий гидрографические изыскания, выпущен Госстроем в 2001 г. Сборник составлен на основании устаревших способов съемки и не отражает современных технологий, ориентированных на международные стандарты.

ООО «Петрослав Гидросервис» в течение 4 лет проводит работы по нормативно-методическому обоснованию современных способов съемок. Компанией получено одобрение ГУНиО МО к выполнению гидрографических работ многолучевыми эхолотами, соответствующее письмо ГУНиО направлено в региональные филиалы ФГУП «Росморпорт» с рекомендациями планировать данный вид работ для обеспечения навигационной безопасности. Компания «Петрослав Гидросервис» на сегодняшний день имеет самый значительный в регионе опыт использования комплекса площадного обследования на базе многолучевого эхолота для обеспечения безопасности мореплавания. Все материалы проходят техническую экспертизу в 280 ЦКП ВМФ и принимаются для морского картосоставления. Всего за период 2002–2005 гг. сдано 14 технических отчетов из общего количества 23 отчетов, представленных в ЦКП за этот период.

В настоящее время компания готовит свои предложения по корректуре отдельных статей и положений руководящих документов ГУНиО МО в части, касающейся выполнения гидрографических съемок в соответствии с международным стандартом S-44. Компанией разрабатывается проект технических требований по выполнению гидрографических работ на акватории порта, на рейдах в гаванях и у причалов. Цель разрабатываемых требований — формирование информационной базы для создания крупномасштабных электронных навигационных карт (ЭНК6-го уровня) на акваторию порта.
Мы готовы предложить к согласованию типовой подход к ценообразованию современных способов съемок, вместо устаревших сметных подходов Роскартографии (СУР — 1987 г.) и Госстроя (СЦ — 2001 г.).

Навигационно-гидрографическая изученность системы путей движения судов

На основании нашего анализа современного состояния гидрографической изученности фарватеров и каналов в восточной части Финского залива и в порту Санкт-Петербург установлено следующее.

Районы, обследованные в соответствии с требованиями международного стандарта гидрографических данных S-44 и требований ПГС:
— новая система движения судов от о. Соммерс к РПКН «Высоцк Лукойл–II».Работы выполнены ООО «Петрослав Гидросервис» по заказу «Лукойл» в 2003–2005 гг.;
— Санкт-Петербургский Нефтяной терминал (ПНТ) — работы выполнены ООО «Петрослав Гидросервис» по заказу ФГУП «Росморпорт» в 2004 г.;
— канал и гавань поселка Стрельна — работы выполнены ООО «Петрослав Гидросервис» по заказу ФГУП «Росморпорт» в 2004 г.;
— акватория канала гавани базы Литке в Кронштадте работы выполне ны ООО «Петрослав Гидросервис» по заказу ООО «Моби Дик» в 2004 г.
Общая площадь обследованной акватории 112 кв. км.
Все указанные материалы прошли техническую экспертизу 280 ЦКП ВМФ и приняты для картосоставления.
Районы, обследованные не в соответствии с требованиями S-44 и ПГС по выбору способа съемки:
 — глубоководный маршрут от о. Родшер в п. Приморск., 2000 г. Выполнен промер с инструментальной оценкой междугалсовых расстояний;
— путь движения ледоколов от о. Сескар к п. Приморск. 2003 г. Выполнен промер в масштабе 1:5000 с инструментальной оценкой междугалсовых расстояний;
— фарватеры, каналы Невской губы и внутренние акватории порта Санкт-Петербург. В 2001—2004 гг. ООО «Петрослав Гидросервис» по заказам МАП СПб, ФГУП «Росморпорт» и других организаций выполнило промер в масштабе 1:2000 с гидролокационной съемкой каналов и фарватеров. Общая площадь съемки 28 кв. км.
Гидрографические съемки, выполненные с нарушением требований Международного стандарта S-44 и ПГС, не в полной мере обеспечивают безопасность мореплавания.
Причина нарушения требований S-44 и ПГС по выбору способа съемки — недостаточная профессиональная компетентность заказчиков, необеспеченность заказчика современной нормативно-технической документацией и отсутствие соответствующих технических средств у исполнителей.

Районы, требующие экстренного обследования

Опыт «Петрослав Гидросервис», в отличие от ведомственных государственных структур, позволяет легче преодолевать ведомственную и структурную разобщенность, поддерживать продуктивные оперативные взаимоотношения с администрациями морских портов, руководством и филиалами ФГУП «Росморпорт», подразделениями ГУНиО МО, службами ВМФ, заказчиками, проектными и строительными организациями, в т. ч. с иностранными партнерами и пр. Техническое оснащение компании, опыт и квалификация персонала соответствуют самым высоким современным международным и отечественным требованиям.

Предлагаем чаще привлекать нашу компанию к решению задач НГО.

Производительность гидрографических съемок, проводимых современными техническими средствами площадного обследования, вполне соизмерима с потребностями в обновлении данных при значительном повышении качества работ и сокращении затрат по времени, финансированию и привлечению человеческих ресурсов. Так, съемка рельефа дна фарватера на подходах к порту Высоцка площадью 100 кв. км выполнялась в 1981 г. ГС ВМФ в течение всей навигации. Экспедиция состояла из 2 гидрографических судов, 3 больших гидрографических катеров и нескольких малых катеров, около 60 человек участвовало в камеральной обработке материалов. ООО «Петрослав Гидросервис» в 2003 г. данный объем работ выполнило, используя 1 малый катер в течение 1 месяца, и 3 человека было задействовано в камеральной обработке. Материалы выполнены в соответствии с S-44 на качественно более совершенном современном уровне, приняты в ЦКП. По материалам работ:
— издана новая НМК 28008 масштаба 1:10000 с врезкой 1:5000;
— переизданы НМК 25009, 25010, 28058 масштаба 1:25000;
— выполнена корректура Лоции, Режима плавания, Огней и знаков:
— объявлены в Извещениях Мореплавателям (ИМ) новый путь движения судов и система разделения движения, углубленные районы, минимальные глубины и средства навигационного оборудования.

Отчетные материалы по результатам работ представлены помимо 280 ЦКП ВМФ в АМП Выборг-Высоцк, Выборгско-Высоцкий филиал ФГУП «Росморпорт», региональную Дирекцию государственного заказчика при Минтрансе, в Управление гидрографической службы Балтийского Флота в Калининграде для оперативного отслеживания обстановки и принятия административных решений.

Техническая экспертиза качества съемок

Отмечаем существующую проблему недостаточно отлаженной структуры технической экспертизы получаемых результатов гидрографических съемок. Приемку и экспертизу данных могут производить подразделения Минтранса (Роскартография, Госгеонадзор), Госстроя (КГА) или Минобороны (280 ЦКП ВМФ). При этом подразделения Минтранса и Госстроя не обладают опытом и техническими средствами проведения подобной экспертизы. Не привлекается к технической экспертизе данных и Управление по надзору в сфере морского и речного транспорта. Материалы зачастую сдаются заказчикам, администрациям портов, недостаточно компетентным в нюансах технологии, но ответственным за безопасность. Отсутствует практика создания и привлечения к экспертизе независимых компаний и частных экспертов (супервайзеров). Так как использование непроверенных материалов для обеспечения безопасности невозможно, видится целесообразным создание соответствующего экспертного органа при Ространснадзоре или обязательное разностороннее привлечение существующего отдела экспертизы 280 ЦКП ВМФ.

Предлагаем расширять опыт Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт», принявшего широкую практику обязательного представления исполнителями результатов гидрографических съемок в 280 ЦКП ВМФ. Только по материалам прошедшим экспертизу ЦКП принимать решения об их использовании в вопросах обеспечения безопасности плавания. Это повысит как актуальность гидрографических данных на картах, так и их достоверность. Считаем необходимым проведение технической экспертизы гидрографических данных, произведенных на любой стадии предпроектных изысканий и по завершении проекта.

Картографическое обеспечение СУДС

Картографическая основа СУДС (cистемы управления движением судов) и лоцманских комплектов составлена по официальным картам масштаба 1:25000 и мельче. Карты зачастую не откорректированы по имеющимся на настоящий момент Извещениям Мореплавателям и по фактическому состоянию глубин и путей движения судов, ввиду отсутствия современных гидрографических данных.

Кроме того, практически на всех фарватерах и каналах более 20 лет не переопределялись ходовые части навигационных створов и рабочие сектора маяков по всему пути движения судов от о. Родшер до Красногорского рейда. Не проводится обследование состояния (оплавывание) береговых СНО. Положение системы движения судов, показанное на картах и приведенное в режиме плавания, ориентировано на бумажную картографию и не предназначено для использования в ЭКДИС, лоцманских комплектах и в картографической основе СУДС, где требуется повышенная точность характеристик карты.

В соответствии с технико-эксплутационными требованиями, «в СУДС должны использоваться электронные карты в векторном формате, снятые с навигационных карт максимально большого масштаба. Погрешность привязки элементов электронной карты к месту установки центра СУДС должна быть не более 5 м. Должна быть обеспечена возможность корректировки элементов электронной карты с возможностью изменения существующих и создания новых символов. Погрешность привязки элементов электронной карты к месту установки СУДС должна быть не более 5 м».

На основании информации, полученной в эксплуатационной службе СУДС, считаем, что картографический материал, используемый в СУДС и в лоцманских комплектах, не может на требуемом уровне надежности обеспечить безопасность навигации. Картографический материал соответствующего крупного масштаба, в т. ч. специальные карты СУДС, отсутствует. Таким образом, СУДС и лоцманские комплекты фактически не соответствуют существующим техническим требованиям.

«Петрослав Гидросервис» имеет большой опыт определения координат и направлений створов, оплавывания СНО и конвертации результатов гидрографических съемок в электронные карты. Отлажены методики конвертации данных, прошедших техническую экспертизу в ЦКП, в форматы компаний «С-МАР», «Чарт Пилот», «Транзас».

Картографическое обеспечение служб порта

Навигационные морские карты крупного масштаба на акваторию порта не издаются. Эти карты по международной стандартизации относятся к категории карт 6-го уровня, швартовным картам и должны содержать подробную информацию о береговой инфраструктуре и детальную характеристику навигационно-гидрографической обстановки. В международной практике НГО данные карты являются базой данных интенсивно меняющейся навигационной обстановки порта, пригодной для навигационного использования и в графическом, и в цифровом виде всеми пользователями внутренних акваторий порта.
Ответственность за создание подобных карт и поддержание их актуальности может возлагаться как на государственные картографические структуры, так и на администрации портов. В настоящее время ни одно подразделение не занимается комплексно поддержанием общего информационного пространства порта, а задача крупномасштабного картографирования акватории и побережья в навигационных целях не ставится.

Считаем актуальным планирование перспектив крупномасштабного картографирования портов и создание информационной базы НГО в виде навигационных карт 6-го уровня. При этом данные, используемые в картах, как и все данные изысканий на акватории для различных целей (проектирования, строительства и проч.), обязательно должны подвергаться технической экспертизе 280 ЦКП ВМФ.

Создание крупномасштабной унифицированной базы данных порта позволит преодолеть информационную разобщенность различных служб порта, повысить эффективность административного регулирования действиями порта и качественно улучшить информированность судоводителей, а следовательно — безопасность плавания на акватории. Использование данных карт может быть обязательным для всех пользователей акватории, а для создателя данных карт может иметь, в том числе, и коммерческую целесообразность.

ООО «Петрослав Гидросервис» по согласованию с капитаном порта Санкт-Петербург формирует информационную базу данных по внутренней акватории и причалам порта.

НГО морского туризма и яхтинга

Навигационно-гидрографическое обеспечение яхтинга и маломерного водного туризма, не отличающееся по своим задачам и средствам осуществления от обеспечения крупнотоннажных судов, не должно принципиально отходить на второй план. Без должного уровня НГО акватория не может быть привлекательной для яхтенного туризма. Дорогие иностранные яхты просто не получают страховок при навигационных происшествиях на неизученных акваториях.

В целях НГО яхтинга на основе информационной структуры навигационных карт 6-го уровня может быть создан специализированный документ — например, справочник яхтенного туриста и яхтсмена. Справочник мог бы дополнительно содержать историческую и туристическую справку, рекомендации яхтсменам и иную информацию, рассчитанную на профессионалов и любителей яхтинга. Опытный образец подобного справочника создавался нашей компанией совместно с МАП СПб и компанией «Моринтех» в рамках программы подготовки 300-летия СПб.

Недостаточно изучены в навигационном отношении мелководные акватории, чрезвычайно привлекательные для маломерного катерного и яхтенного туризма. Нуждаются в уточнении речные маршруты, акватория Ладожского озера и речной системы, акватории марин и яхтенных туристических стоянок. Не обследовано современное состояние подходов к Кронштадтским фортам — наиболее привлекательной достопримечательности Невской губы.
Необходима разработка общей концепции развития яхтинга в регионе. Предложение о разработке навигационно-гидрографического сервиса яхтинга представлены нашей компанией в «Парусный Союз» — общественную организацию яхтсменов Петербурга. Однако в условиях неопределенности хозяйственного статуса яхт-клубов, источников финансирования и без участия городской и областной администраций единая концепция развития яхтинга создана быть не может.

Данной программой должно быть предусмотрено проведение детального изучения региона плавания, проектирование дноуглубления и навигационного оборудования акваториий и маршрутов движения.

Наши предложения

Для решения выявленных проблем, предлагаем предусмотреть их федеральной целевой программой и выполнить силами ООО «Петрослав Гидросервис»:
— гидрографическое обследование всех каналов, фарватеров и внутренних акваторий портов в соответствии с S-44 в районах;
— навигационно-гидрографический мониторинг основных каналов и фарватеров с периодичностью на реже 3 лет, мелководных (менее 20 метров) участков, внутренних акваторий портов и причалов — ежегодно;
— переопределение координат всех береговых СНО, направлений створов и положений системы путей движения судов в восточной части Финского залива в соответствии с требованиями крупномасштабной картографии;
— создание региональной информационной базы данных для использования в морской картографии, в том числе в крупномасштабных электронных картах и специальных картах СУДС, электронных картографических справочников яхтенных туристов.

Дата: 22.08.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (42)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!