О прозрачном рынке для водолазных работ

1 стр. из 1

— Довольно избитое сравнение, но звучит вполне справедливо — работа водолазов по трудности выполнения сопоставима с работой космонавтов, — говорит наш собеседник, генеральный директор ЗАО «Подводречстрой-1» Алексей Геннадьевич Малухин. Согласимся: «тяжелое» снаряжение, в которое облачается водолаз — это 90 килограммов. Если работать приходится на сильном течении, например, на невском фарватере, то пригруз усиливается. Но главные трудности этой профессии, вернее этого бизнеса — над водой, то есть в выстраивании корректной бизнес-среды. Такой, когда профессиональная компания чувствовала бы себя как рыба в воде, а случайные бизнесмены не ловили бы в мутной воде рыбку.

Почти как в космосе

— ЗАО «Подводречстрой-1» или «Первый отряд подводно-технических работ» было создано на базе Ленинградского отряда судоподъемных и аварийно-спасательных работ, который входил в систему отрядов «Подводречстроя», действовавших по всей стране. Всего существовало 14 отрядов, наш был одним из самых крупных и имел собственные подразделения в Новосибирске и Красноярске. В начале девяностых предприятие перешло на арендную форму работы, в 1994 году было акционировано. Сегодня мы — одна из ведущих компаний, занимающихся подводно-техническими работами, но можем с уверенностью сказать — практически все водолазы, работающие на Северо-Западе, кроме приезжих, прошли школу «Первого отряда».  Сегодня, за исключением взрывных работ, мы выполняем практически все основные виды подводно-технические работ — это сварка и резка металлоконструкций, монтаж, дноуглубление, размыв и замыв траншей. Одна из наиболее распространенных задач, которые решает наше предприятие, — укладка кабелей различного типа, от небольших до мощных силовых. Для этого отряд укомплектован всей необходимой техникой — в частности, водолазными станциями, что позволяет работать автономно, на воде, без обеспечения с берега. Есть также вспомогательные плавсредства — площадки для укладки кабеля, буксиры, баржи, плавкраны. В штате — ряд квалифицированных специалистов, в том числе водолазы первого и второго класса с большим опытом работы. Основная акватория нашей работы — Финский залив, Ладожское озеро, реки — в том числе Нева, которая предъявляет к уровню подготовки водолазов особо строгие требования.  Помимо подводно-технических работ мы выполняем погрузочно-разгрузочные операции, решаем нестандартные задачи по транспортировке крупногабаритных грузов до 1000 т.

— Алексей Геннадьевич, насколько активно компания работает на проведении дноуглубительных работ?

— Это одна из тех задач, что приходится решать регулярно, но наши мощности не  вполне позволяют работать на таких крупных комплексных объектах, как, например, углубление крупного морского фарватера — там будут более уместны мощные дноуглубительные компании. Не случайно на строительстве «Морского фасада» предполагается участие крупнейшей голландской дноуглубительной компании, обладающей самой современной техникой и опытом реализации крупных проектов. Мы, как правило, оказываемся задействованы на небольших участках дноуглубительных работ, в сравнительно небольших реках и водоемах — там, где крупной компании работы невыгодны из-за небольших объемов. Тем не менее, вероятно, и на строительстве «Морского фасада» место нам найдется в силу масштабов этого проекта.  

Не всяк водолаз, кто под воду лезет

— А какие работы считаете «своими», наиболее привлекательными и по стоимости, и по уровню квалификации?

— Прежде всего это прокладка подводных кабелей. В настоящее время мы выполняем подобные работы по заданию подразделения компании «Северо-Западный Телеком» — кабель пересекает русло Невы в Кировске, условия проведения работ осложнены сильным течением. Такого рода работы мы выполняем в полном соответствии с особенностями нашего региона — обеспечиваем надежную защиту кабеля. Для этого нужно специальное плавучее оборудование, высокая квалификация работы. При этом мы способны уложить по всем правилам не только кабели связи, толщина которых около 3 см, но и тяжелые бронированные силовые кабели. К сожалению, работать становится все сложнее — многие небольшие фирмы, стремящиеся сократить собственные издержки, предлагают заказчику проложить кабель существенно дешевле. Но эта сомнительная экономия достигается за счет того, что кабель укладывается без пригруза, для него не делается поперечная траншея на дне, которая вначале размывается, а затем замывается специальными средствами. В принципе, так можно прокладывать кабель даже с обычной лодки…

— И что же клиенты, устраивает ли их такое качество?

— К сожалению, многие частные компании, склонные считать каждый рубль, иногда обращаются и в такие организации. Но вы, наверное, нередко видели знак, понятный и тем, кто никогда не ходил по рекам, — перечеркнутый якорь? Значит, что якорь бросать нельзя, потому что на дне проложены коммуникации. Но некоторых судоводителей этот знак не останавливает — особенно владельцев маломерного флота и частных яхт. Обрыв кабеля связи — это лишь потери для коммуникационной компании и ее клиентов. Обрыв силового кабеля может привести к более серьезным материальным последствиям, не говоря о том фейерверке короткого замыкания, который увидит капитан судна — может быть, в последний раз. Некачественно проложенный по дну кабель зачастую приходится перекладывать после первой же навигации.  Проблема еще шире — она касается всего рынка подводно-технических работ. Многие компании входят на рынок, имея лишь снаряжение «легкого типа» — оно существенно дешевле в приобретении и обслуживании и позволяет более свободно двигаться под водой, но работать — особенно на монтаже, сварке, резке металла — в нем недопустимо. Тем не менее, стремясь заработать и снизить издержки, этим пренебрегают и заказчики, и исполнители работ. Иные организации, имея комплекты тяжелого снаряжения, не обеспечивают при работе надлежащих мер безопасности — например, постоянного присутствия на станции обеспечения водолазных работ опытного, полностью готового к погружению водолаза и двух помощников. А цена соблюдения такого правила — это жизнь. В ряде случаев оставляет желать лучшего подбор кадров — сегодня в нашей стране действует целый ряд школ дайвинга, имеющих в том числе международные сертификаты. Там желающие могут пройти подготовку для подводного плавания. Однако дайвинг — это любительский уровень, и он не имеет ничего общего с работой в тяжелом снаряжении. А в профессию водолаза идет очень жесткий предварительный отбор, люди проходят испытания в барокамерах, длительные тренировки. Зачастую нарушаются и нормы по количеству допустимых для человека часов под водой. Таким образом, бороться за рынок непросто…

— Может быть, помогут более жесткие квалификационные условия при тендерном отборе?

— В определенной мере да, однако в основном на тендерах пока еще побеждает цена, а не реальный уровень профессионализма. В большинстве случаев получается так, что государственные компании более основательно, комплексно подходят к выбору подрядчика на подводно-технические работы, чем частники, для которых единственным определяющим фактором является цена.

— Получается, что в рынке легче «выплыть» и в легком оборудовании, и с легким отношением к нормам? Но ведь и Вы — руководитель акционерного общества, и по логике капитализма должны заботиться о прибыли, а не о нормах…

— История, доброе имя — это не просто деньги или имущество, а что-то большее. Нашему отряду скоро будет 60 лет — мы официально отсчитываем историю с 1947 года. Для меня и для команды «управленцев», которую я возглавляю, как для всего коллектива, в том числе акционеров, важна не только прибыль, но и та социальная задача, которую выполняет «Подводречстрой — 1». Мы не случайно остаемся аварийно-спасательным формированием региона — в случае аварийных ситуаций нас привлекают к ликвидации их последствий. Помните, как на Неве сухогруз «Каунас» с металлопрокатом врезался в опору Литейного моста и затонул? Наши специалисты приняли самое активное участие в аварийных работах, потому что понимали, каково это — остановить навигацию хотя бы на один день, сколько потеряет город. Работали с риском для жизни — груз в таких случаях срывается с креплений, он может сместиться и придавить водолаза. Пусть компания не получила сверхприбыли на этих работах, но у нас осталась благодарность руководства города за профессионально выполненную работу. Надеюсь, что в будущем такие работы не потребуются, но если произойдет что-то подобное, то мы сразу же мобилизуем все наши силы и бросим их на аварийный объект. Поэтому ставить вопрос, что для нас важнее всего теперь деньги, нельзя — хотя мы, конечно, и обязаны думать о заработке, и отдавать приоритет более выгодным заказам. Но не забываем и о том, что было сделано государством для предприятия в период его становления и развития.

— Как же, в таком случае, ограничить проникновение на рынок подводно-технических работ тех компаний и специалистов, которые недостаточно подготовлены в профессиональном плане?

— Мы, совместно с несколькими профессиональными водолазными компаниями, учредили «Ассоциацию водолазов». В нее входят уже не только компании нашего региона, но и других — Москвы, юга и севера России. По объему и статусу мы приближаемся к федеральному уровню. Поэтому есть надежда, что основные проблемы нам удастся решить сообща. Во-первых, профессиональный контроль за рынком — особенно за соблюдением норм и правил подводных работ, правил техники безопасности. Другая задача, стоящая перед всеми нами, — подготовка грамотных кадров — сегодня приходится доучивать специалистов в рамках каждой компании, хотя практически все предприятия, и мы не исключение, испытывают недостаток специалистов среднего возраста, от 30 до 40 лет. Главная задача — чтобы рынок, который сейчас формируется стихийно, принял разумные очертания. Наше движение поддерживают и сами заказчики — особенно те, кому уже надоело платить за переделку работ по прокладке кабеля с моторной лодки. Клиенты желают платить один раз — за качественное выполнение подводно-технических работ.

Дата: 22.08.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (42)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!