|
|||||
1 стр. из 1 В этой статье рассматриваются основные проекты по развитию трубопроводного транспорта страны. Материал подготовлен на основе данных открытых источников, в первую очередь — отчетов и выступлений топ-менеджеров ведущих операторов трубопроводного транспорта России — ОАО «АК Транснефть», ОАО «АК Транснефтепродукт», ОАО «Газпром». Дорога для нефти: на Балтику… Важнейшие трубопроводные проекты ОАО «АК Транснефть» прокомментировал на IV международном трубопроводном форуме президент компании С. М. Вайншток, который особенно подробно остановился на трех из них — Балтийской трубопроводной системе (БТС), нефтепроводе Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), и системе Западная Сибирь — побережье Баренцева моря. В ближайшем будущем, по словам С. М. Вайнштока, они станут основными экспортными маршрутами в северо-западном, восточном и северном направлениях соответственно. Планомерно наращивается мощность Балтийской трубопроводной системы. В феврале 2004 года с вводом в строй нефтеперекачивающих станций «Быково», «Кириши» и расширением спецморнефтепорта Приморск мощность БТС была доведена до 42 млн. т, а в сентябре — до 50 млн. т нефти в год. Правительство Российской Федерации распоряжением от 23.12.2004 года № 1699-р поддержало предложение АК «Транснефть» о проектировании и строительстве III очереди БТС для увеличения ее пропускной способности до 60 млн т нефти в год. Компанией разработано ТЭО (проект) БТС-60, которое в соответствии с действующим законодательством направлено в федеральные экспертные органы. «Транснефть» планирует завершить реализацию проекта развития БТС-60 вI полугодии 2006 года. На Тихий океан… Проект нефтепроводной системы ВСТО не менее актуален, поскольку предполагает строительство нефтепровода протяженностью свыше 4 тыс. км и мощностью до 80 млн. тнефти в год, а также терминала по наливу нефти в бухте Перевозной, расположенной на побережье Тихого океана. Предложенные Компанией технические решения, разработанные с использованием лучших образцов мирового и отечественного опыта строительства и проектирования магистральных нефтепроводных систем, позволят обеспечить надежную и безопасную эксплуатацию нефтепровода. В июне 2004 года была завершена разработка Обоснований инвестиций в строительство нефтепроводной системы ВСТО. В период с августа по сентябрь 2004 года проект прошел общественную экологическую экспертизу. В марте 2005 года на проект получено сводное положительное Заключение Главгосэкспертизы России. Правительство Российской Федерации распоряжением от 23.12.2004 года № 1737-р поддержало предложение компании «Транснефть» о проектировании и строительстве трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан. В соответствии с решением правительства Минпромэнерго России приказом от 26.04.2005 года № 91 определило этапы строительства нефтепровода ВСТО. На начальном этапе предполагается обеспечить транспортировку 30 млн т западносибирской нефти, для чего одновременно будет осуществляться строительство нефтепровода на участке Тайшет — Сковородино производительностью до 30 млн т нефти и терминала в бухте Перевозной. Компания планирует в 2005 году завершить разработку ТЭО (проекта) и подготовить рабочую документацию на первый пусковой комплекс. Начало строительства предполагается также в 2005 году. Срок завершения работ и ввода в эксплуатацию объектов первого пускового комплекса — 2008 год. Поступление нефти в систему в районе Тайшета и Казачинское с учетом расходов на нужды регионов могут составить 56 млн тонн в год. Основным направлением системы являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона — наиболее динамично развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов.В 2002 г. объем потребления нефти и нефтепродуктов в АТР составил992 млн. т, или 28% общемирового потребления. Наиболее крупные потребители здесь — это Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Индонезия, Австралия. Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в регионе к 2010 г. возрастет до1510 млн. тонн, к 2020 г. до 1970 млн т,к 2030 г. до 2205 млн. тонн. Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям семи субъектов Российской Федерации — Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы по маршруту Тайшет — Казачинское — Сковородино — Перевозная — 4130 км. Для строительства нефтепровода принимаются трубы диаметром 1220 мм. Трасса характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматривается подземная прокладка трубопровода. Предстоит преодолеть свыше 435 км болот, более 1 тыс км скальных и полускальных грунтов, зоны вечной мерзлоты, курумы, разломы, карстовые породы, селевые и оползневые участки, косогоры со значительными уклонами. На пути имеется около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железнодорожных дорог. В проекте подземной прокладки предусмотрено антикоррозийное трехслойное заводское покрытие из специальных материалов, изоляция стыков термоусаживающими манжетами. При надземной прокладке — эпоксидное покрытие, в качестве изоляции — также специальные материалы. Прокладка нефтепровода на переходах автомобильных и железных дорог в типовых и вечномерзлых грунтах планируется методом закрытой проходки, причем в вечномерзлых грунтах — с теплоизоляцией. Переходы через реки предусмотрено выполнять как традиционным траншейным способом, так и методом бестраншейной прокладки. Обслуживание трубопровода предполагается бригадами, входящими в состав линейных эксплуатационных станций, которые расположены на горных участках через 80–100 км, на равнинах — через 200–250 км. При НПС и у линейных задвижек, где отсутствуют дороги, предусмотрены вертолетные площадки. Проектируются 32 нефтеперекачивающие станции, в том числе 13 с резервуарным парком с суммарным объемом 2670 тыс. куб. м. В состав производственных объектов морского комплекса входят грузовые причалы, в том числе один для танкеров дедвейтом 300 тыс. тонн, причалы портофлота, объекты вспомогательного назначения. Все сооружения и здания системы предусматривают необходимую компоновку объектов и рассчитаны на сейсмическую нагрузку, что обеспечивает их безопасную эксплуатацию. Проектируемая система будет иметь высокий уровень надежности и минимальную степень воздействия на окружающую среду. Закладывается комплекс технических решений и природоохранных мероприятий, которые исключат или сведут к минимуму возможное негативное влияние. При этом предусматривается применение наиболее прогрессивных технологий, отражающих современный уровень технического состояния в области охраны окружающей среды и природопользования. В их числе: комплексные решения по очистке бытовых и хозяйственных стоков, препятствующие загрязнению водных объектов; сооружение подводных переходов методом наклонно-направленного бурения и микротоннелирования. Эти прогрессивные методы позволяют не только избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода, но и практически исключить поступление нефти в водные объекты в случае аварийной ситуации; высокоэффективные способы утилизации отходов, направленные на минимизацию загрязнения почв, грунтов и подземных водоисточников; передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению плодородного слоя почвы; организация службы наблюдения за изменениями в состоянии трубопровода и местности вдоль трассы (технический мониторинг). Эксплуатация системы предусматривается в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных документов и регламентов. Средства для финансирования строительства нефтепровода ВСТО будут заимствованы на внешних рынках, — сообщил руководитель Минпромэнерго РФ Виктор Христенко. При этом Министр подчеркнул, что в настоящее время российские банки не смогут предоставить кредит на более выгодных условиях, чем зарубежные. По его словам, первый этап строительства оценивается в $6,5 млрд., а с учетом Ванкорского месторождения эта сумма увеличивается. «Мы ведем спокойную работу с консультантами о том, как самым лучшим способом синдицировать кредит, как его разделить, по каким площадкам и в каких формах. Это делается для того, чтобы сделать простую вещь — минимизировать риски и снизить максимальную стоимость кредита», — отметил министр. Баренцево море: торопиться не надо… По словам Президента ОАО «АК Транснефть», создание нефтепроводной системы Западная Сибирь — побережье Баренцева моря с перевалочным комплексом на Кольском полуострове (до 120 млн т нефти в год) призвано расширить экспортные возможности северобалтийского направления транспортировки нефти. В качестве основной ресурсной базы проекта принята Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. «Транснефть» предложила несколько вариантов прохождения северного маршрута. Анализ этих вариантов, выполненный с участием специалистов ведущих российских институтов и Минтранса РФ, указал на целесообразность выбора в качестве точки размещения терминала район пос. Индиги (Ненецкий АО) — мыс Святой Нос или мыс Б. Румяничный. Размеры и глубины акватории здесь достаточны для обеспечения подхода и маневрирования танкеров дедвейтом до 300 тыс. т, ледовые условия сопоставимы с Финским заливом и позволяют вести круглогодичную отгрузку нефти. В настоящее время Компанией уже выполнены предпроектные исследования трассы, разработана декларация о намерениях строительства системы. Протяженность нефтепровода — около 470 км, планируемая мощность — 24 млн. т нефти в год, ориентировочная стоимость — около 2,2 млрд. долл. Имея уникальный опыт строительства нефтепроводов в самых тяжелых климатических условиях, «Транснефть» говорит о готовности проложить северный маршрут качественно, быстро и с высочайшим уровнем экологической безопасности. Но все это возможно при условии заинтересованности российских нефтяников и ясном видении перспектив проекта. Еще пару лет назад северный маршрут рассматривался в качестве проекта для крупномасштабных поставок нефти на североамериканский рынок. Между тем, в настоящее время ни для 120, как указано в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, ни даже для 30 млн. т нефти для поставок в США, о чем заявлялось еще недавно, реальной почвы нет. Речь может идти лишь о 15 млн. т, которые готова принять в Луизиане компания «Марафон», причем только в смеси с легкой западносибирской нефтью. Других предложений о готовности американцев принять российскую нефть не существует. Прогнозы специалистов не обещают и существенного роста ресурсов легкой нефти. Это лишь часть проблем, с которыми мы можем столкнуться при создании северного маршрута. При всей их сложности и неоднозначности мы все же не считаем, что они неразрешимы. Строительство нефтепровода Западная Сибирь — побережье Баренцева моря, несомненно, даст толчок экономическому развитию севера России. Уже сегодня мы бы хотели приложить все усилия для того, чтобы наладить максимально эффективное сотрудничество в реализации проекта северного маршрута со всеми заинтересованными сторонами. Дорога нефтепродуктам Общий объем Программы инвестиций ОАО «АК «Транснефтепродукт» на 2005 год определен в сумме 11,9 млрд. руб. Целью инвестиционной программы является поддержание действующей системы нефтепродуктопроводного транспорта в работоспособном состоянии за счет реконструкции и технического перевооружения объектов нефтепродуктопроводного транспорта, а также строительство новых объектов для расширения технических возможностей системы МНПП и увеличения объема транспортировки нефтепродуктов. Основной задачей Программы инвестиций на 2005 год является полномасштабное начало реализации проекта «Север». В остальном при разработке Программы, внимание было уделено завершению работ по строительству и реконструкции уже строящихся объектов. Инвестиционная Программа ОАО «АК «Транснефтепродукт» полностью отражает стратегическое направление развития Компании на расширение сети нефтепродуктопроводов, повышение пропускной способности действующих МНПП, обеспечение экспортной независимости России. Объем инвестиций по финансированию программы «Север» определен в сумме 11,09 млрд. руб и включает в себя: В настоящее время большая часть экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через Вентспилский морской порт. По этой основной трубопроводной артерии на рынки Европы ежегодно направляется 45–50% общего объёма экспорта. Перспектива развития экспортных рынков обуславливает необходимость наращивания экспорта нефтепродуктов. Фактически достигнутые за последние годы объемы экспортных поставок через порты Балтийского моря составляют 11–12 млн. т. в год, а по прогнозным оценкам к 2010 г. они могут достигнуть 20–30 млн. т в год, что подтверждается систематическим проведением работ по увеличению мощностей существующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и портов. Мощность Вентспилского порта уже сейчас превышает пропускную способность транспортного коридора. В то же время Россия имеет на Балтике только Санкт-Петербургский терминал, куда нефтепродуктопроводным транспортом могут быть доставлены светлые нефтепродукты для перевалки на экспорт (не более 3 млн. т/год и только с ПО «Киришинефтеоргсинтез»). Отсутствие в РФ собственных трубопроводных экспортных направлений приводит к ежегодным потерям бюджета в размере 200 млн. долл., связанным с транзитными поставками нефтепродуктов через страны Балтии. В этих условиях стратегической задачей России является развитие собственных экспортных перегрузочных комплексов светлых нефтепродуктов и создание нефтепродуктопроводных систем в экспортных направлениях. Это позволит повысить эффективность экспорта с обеспечением экономической независимости от стран ближнего и дальнего зарубежья. Одним из перспективных направлений является строительство комплекса по отгрузке экспортных нефтепродуктов на Российском побережье Балтийского моря. В связи с этим, является наиболее рациональным строительство нефтепродуктопровода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» с выходом в район морского порта г. Приморска Ленинградской области. Пропускная способность нефтепродуктопровода и мощность терминала — 24,6 млн. тонн. Первая очередь — 17,0 млн. тонн в год. Первый пусковой комплекс — 8,4 млн. тонн в год. Данный порт на побережье Финского залива является оптимальным с точки зрения использования крупнотоннажных танкеров (подробнее см. ниже, «Еще один Приморск»). Создание новой трубопроводной системы по транспортировке и отгрузке экспортных нефтепродуктов отвечает экономическим и политическим интересам России, является общественно значимым. Проект призван не только организовать новый сегмент бизнеса, доходы которого повысят эффективность функционирования нефтепродуктопроводной сети и пополнят бюджет страны, но и усилить позиции России на международном рынке. Cоздание экспортной инфраструктуры (нефтепродуктопровода и грузового терминала) светлых нефтепродуктов будет представлять коммерческий интерес для нефтяных компаний. Опыт эксплуатации нефтепродуктопроводного транспорта ОАО «АК «Транснефтепродукт» доказывает постоянную востребованность мощностей в северо-западном направлении, что обусловлено высокой конкурентоспособностью нефтепродуктопроводного транспорта. Экономичность, надёжность и экологическая безопасность с одной стороны, масштабы и быстрота окупаемости нового МНПП, с другой стороны, дают основания для утверждения, что проект «Север» имеет стратегическое значение для Российской Федерации. В настоящее время нефтеперерабатывающая промышленность Российской Федерации включает 26 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и ряд предприятий газовой промышленности, осуществляющих переработку газового конденсата. Из общего количества 16 НПЗ подключены к нефтепродуктопроводной сети ОАО «АК «Транснефтепродукт». Практически все крупные НПЗ объединены в составе вертикально интегрированных акционерных нефтяных компаний с нефтедобывающими и сбытовыми предприятиями. Суммарная мощность установок переработки нефтяного сырья на НПЗ России составляет около 320 млн. т (в пересчете на сырую нефть), что потенциально позволяет получать до 120 млн. т моторных топлив (автомобильного бензина и дизельного топлива). Определён круг потенциальных поставщиков, а также объёмы нефтепродуктов для загрузки предлагаемого к строительству магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск. Потенциальными поставщиками нефтепродуктов для транспортировки по МНПП Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск являются: ОАО «Омский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ» /«НОВОЙЛ»/, ОАО «Уфимский НПЗ», ООО «Пермнефтеоргсинтез» (АО ЛУКОЙЛ), АО «Салаватнефтеоргсинтез», АО «Нижнекамскнефтехим» /«ТАИФ»/, ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез» (АО ЛУКОЙЛ), ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» и ООО «Киришинефтеоргсинтез». Трасса магистрального нефтепродуктопровода «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» проходит по территории семи областей России: Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской, Новгородской и Ленинградской. Первая очередь строительства включает в себя строительство линейной части протяженностью 1056 км и грузового терминала в порту Приморск, предназначенного для приема, хранения и отгрузки на экспорт дизельного топлива. Протяженность линейной части первой очереди строительства Второво (Владимирская область) — Приморск (Ленинградская область) — 1056 км. Трасса нефтепродуктопровода от головной перекачивающей станции «Кириши» (750 км) до конечного пункта — терминал «Приморск» проходит по четырем районам Ленинградской области. Конечный пункт — терминал «Приморск» (1056 км) располагается на землях Выборгского района. Еще один Приморск Грузовой терминал в порту Приморск предназначен для безопасного и экологически чистого приема поступающих по магистральному трубопроводу «Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск» нефтепродуктов, их хранения и отгрузки в танкеры. Режим работы круглогодичный, круглосуточный. Генеральный проектировщик терминала — ОАО «Ленморниипроект». Заказчик — ООО «БалттрансСервис». Насосное оборудование нефтебазы выбрано максимальной производительностью 9700 куб. м в час. Всего 4 насоса, из них 2 насоса производительностью по 3600 куб. м в час каждый и 2 насоса производительностью по 1250 куб. м в час. На нефтебазе предусмотрен коммерческий учет нефтепродуктов в резервуарном парке и на линиях технологических трубопроводов, подающих нефтепродукты из резервуаров в танкерный флот. При выходе на мощность 8,4 млн. тонн в год резервуарный парк будет иметь объем 240 тыс. куб. м и состоять из 12 вертикальных резервуаров емкостью 20 тыс. куб. м каждый. При выходе на мощность 17,0 млн. тонн в год резервуарный парк будет иметь объем 480 тыс. куб. м и состоять из 24 вертикальных резервуаров емкостью 20 тыс. куб. м каждый. При выходе на полную мощность 24,6 млн. тонн в год резервуарный парк будет иметь объем 720 тыс. куб. м и состоять из 36 вертикальных резервуаров емкостью 20 тыс. куб. м каждый. Для снижения выбросов паров нефтепродуктов, уменьшения загрязнения окружающей среды резервуары оборудуются понтонами. Для ликвидации проникновения нефтепродуктов в грунт и обеспечения защиты подземных вод, каре резервуаров защищается сплошным противофильтрационным экраном из полимерной мембраны на основе полиэтилена толщиной 1 мм. Гидротехнические сооружения. Два глубоководных грузовых причала с технологическим оборудованием для одновременного налива нефтепродуктов в танкерный флот, водопроводом для заправки судов водой питьевого качества. Количество и пропускная способность наливных стендеров выбраны конкретно по каждому причалу в соответствии с ассортиментом наливных грузов, исходя из необходимости налива танкеров грузоподъемностью от 17 до 60 тыс. куб. м для первой очереди строительства. При выходе на полную мощность порт будет способен обслуживать танкеры грузоподъемностью до 105 тыс. куб. м. Очистные сооружения. Комплекс современного оборудования отечественного и импортного производства, отвечающего экологическим требованиям с глубоководным рассеивающим выпуском очищенных промышленно-ливниевых и хозяйственно-бытовых стоков. В соответствии с проектом первая очередь строительства разбита на два пусковых комплекса, что позволит реализовать поставленную государством перед компанией задачу начать транспортировку 8,4 млн. тонн в год топлива в 2007 году. Газопроводные проекты Выступая на годовом отчетном собрании акционеров, председатель правления ОАО «Газпром» А. Б. Миллер отметил, что рост наших количественных показателей в добыче усиливает нагрузку на транспортную систему, причем она уже на данный момент перегружена. В 2004 году в Единую систему газоснабжения поступило 687,4 млрд. куб. м газа. «Газпром» предоставил доступ к ЕСГ 33 независимым поставщикам газа и обеспечил транспортировку почти 100 млрд. куб. м их газа, что на 4,5 млрд. куб. м превышает показатель 2003 года. «Газпром» обеспечил транспортировку 43,6 млрд. куб. м газа из государств Средней Азии. С учетом роста собственной добычи «Газпрома» к 2004году объем поступления газа в ЕСГ почти достиг предела ее технических возможностей. Срок эксплуатации ЕСГ приближается к полувеку: 17% газопроводов отработали более 35лет, еще 41% приближается к этому возрасту, 31% построен 10-20лет назад и только 11%-— моложе 10лет. Требуются значительные капитальные вложения для поддержания системы и ее адаптации к растущим поставкам газа. Для обеспечения транспортировки добываемых объемов газа «Газпром» с 2002 года проводит масштабную Программу реконструкции и модернизации действующей газотранспортной системы. Проекты по развитию и повышению надежности газотранспортной системы определены в качестве приоритета инвестиционной программы. Капитальные вложения по этому направлению составляют 65% от общего объема инвестиций. Важнейшей составляющей нашей стратегии является синхронизация ввода мощностей в добыче и транспорте. В отчетном году построено более 1000 км новых магистралей. Наиболее крупным проектом является газопровод «СРТО-Торжок», который расширит мощности северного коридора из Надым-Пур-Тазовского района. А. Б. Миллер особо подчеркнул, что сочетание мощной ресурсной базы с уникальной транспортной системой создает прекрасные условия для маневра, обеспечивая гибкость поставок газа на рынок. А это в свою очередь — очевидное конкурентное преимущество «Газпрома». Расширяя свое присутствие на европейском рынке, «Газпром» в возрастающей степени применяет новые формы и методы торговли, такие как разовые (спотовые) и краткосрочные сделки, использование торговых площадок (хабов), развивает собственную систему подземного хранения газа в Европе. Наша задача — приблизиться к конечным потребителям газа в европейских странах. «Газпром» с 1999 г. участвует в краткосрочной торговле природным газом в Великобритании, активно наращивая поставки на британский рынок. Если в 2003 г. в Великобританию было поставлено свыше 2,1 млрд. куб. м, то в 2004 г. — около 4 млрд. куб. м. Потенциал роста экспорта на рынок Великобритании значителен — уже к 2010 г. это десятки млрд. куб. м. И сегодня и в долгосрочной перспективе европейский рынок является для «Газпрома» рынком номер один. Так, мы уже скорректировали планы экспорта «сетевого» газа на европейский рынок к 2010 г. в сторону увеличения — со 180 до 190 млрд. куб. м.Для обеспечения этих поставок мы выводим на проектную мощность газопроводы «Ямал-Европа» и «Голубой поток». Особая роль в дальнейшем увеличении экспорта газа отводится Северо-Европейскому газопроводу. Подготовка к реализации проекта строительства Северо-Европейского газопровода идет полным ходом. В соответствии с Постановлением Правления ОАО «Газпром», в декабре 2004 года ОАО «Севернефтегазпром» приступило к освоению Южно-Русского месторождения, являющегося основной сырьевой базой для поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу. На месторождении начаты сейсморазведочные работы и разведочное бурение, расконсервированы и подготовлены к эксплуатации вахтовый поселок и дизельная электростанция, проложен «зимник» для доставки оборудования и материалов. Финансирование работ на Южно-Русском месторождении в 2004 году осуществлялось за счет средств, предусмотренных инвестиционной программой «Газпрома», а также за счет кредита в размере 600 млн. руб., который АБ «Газпромбанк» 30 июня с.г. предоставил «Севернефтегазпрому». Ведется большая работа по изучению сухопутного участка СЕГ на территории России протяженностью около 917 км. В Вологодской области оформлены акты выбора площадок компрессорных станций, разработан предварительный вариант транспортной схемы обеспечения строительства СЕГ. На территории области полностью завершена разработка проекта линейной части СЕГ и сопутствующих коммуникаций. В Ленинградской области разработана технологическая схема газопровода, закончен сбор исходных данных, касающихся его линейной части и всех площадок компрессорных станций, начаты инженерные изыскания по объектам, расположенным вдоль трассы СЕГ. В работе над проектом строительства СЕГ «Газпром» тесно сотрудничает со странами Европейского Союза. Большую заинтересованность в осуществлении проекта проявляют Германия, Великобритания и другие страны Европы. О желании принять участие в строительстве СЕГ заявили крупнейшие международные энергетические компании, такие как «Е.ON Ruhrgas», «Gasunie», «Shell», «Hydro», «TotalFinaElf» и другие. 11 апреля 2005 года в Ганновере (Германия) состоялась рабочая встреча Председателя Правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, Председателя Правления «Е.ОN AG» д-ра Вульфа Бернотата и Председателя Правления «Е.ОN Ruhrgas AG», члена Правления «E.ON AG» д-ра Буркхарда Бергманна. В соответствии с достигнутой договоренностью «Е.ОN» может приобрести до 25% участия в проекте освоения газового месторождения Южно-Русское. В свою очередь «Газпром» может приобрести эквивалентное участие в активах концерна «Е.ОN» в области сбыта газа и электроэнергии в Европе. Кроме того, обе компании продолжат обсуждение возможности участия «Е.ОN» в проекте строительства Северо-Европейского газопровода и в области разработки совместных проектов в российской электроэнергетике. Финансирование строительства будет проектным. Крупнейшие международные банки выразили заинтересованность в предоставлении кредитов. В сентябре 2005 года «Газпром» планирует принять инвестиционное решение по проекту строительства СЕГ. Проект Северо-Европейского газопровода станет качественно новым этапом сотрудничества с европейскими потребителями газа. Его трасса пройдет через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии. Газопровод обеспечит поставку российского природного газа в Западную Европу без посредников, минуя территории транзитных государств. Создание Северо-Европейского газопровода укрепляет позиции «Газпрома» как ведущего экспортера газа в мире, гаранта энергетической безопасности Европы, и повышает надежность поставок газа европейским потребителям. Очевидно, что сильные позиции России и «Газпрома» на мировом рынке газа предопределяют потенциальное увеличение стоимости компании. Ещу одна существенная проблема — сегодняшнее состояние газораспределительных сетей низкого давления, которые обеспечивают доставку газа конечным потребителям, включая население. «Газпром» инвестирует в газификацию значительные средства, однако из-за сложившегося разрыва между системой оптовых поставок газа, за которую отвечает «Газпром», и собственно потребителем, эффективность этих вложений недостаточна. Существующая структура собственности в сфере газораспределения, с точки зрения А. Б. Миллера, не может удовлетворять современным требованиям безопасности и надежности поставок газа конечным потребителям. В настоящее время «Газпром» проводит консолидацию газораспределительных организаций и планирует занять ведущее положение на этом рынке. Таким образом, мы берем на себя ответственность за надежное снабжение газом населения и дальнейшее развитие сетей низкого давления. На эти цели правление «Газпрома» планирует направить часть средств, полученных от продажи акций, государству. Дата: 22.08.2005 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 5 (42)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||