|
|||||
1 стр. из 1 В России всего два института (естественно, федеральных) имеют право проектировать такие сложнейшие объекты, как аэропорты и аэродромы — «Аэропроект» в Москве и «Лен-аэропроект» в Санкт-Петербурге. Причем, петербургский институт был филиалом столичного. В 1995 г. произошел цивилизованный развод. Питерцы, получив самостоятельность, частично изменили название: Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт воздушного транспорта «Ленаэропроект». В этом году ему исполнилось 45 лет. Самый творческий возраст. Частица «лен» — из ленинградского прошлого. В истории института много достойных страниц, а преемственность таланта, опыта, знаний — хорошая черта. Она проявляется сегодня, например, в том, что питерский ПИиНИИ как был «монополистом» в районах Заполярья и Антарктики, так им и остался. Никто в России лучше не знает, как строить аэродромы в невероятных условиях, на вечной мерзлоте. Из последних проектов это — аэропорт в г. Анадыре, единственная связь Чукотки с Большой землей, и станция зимовщиков в восточной Антарктиде. Казалось, мы уже забыли шестой континент. Но пришло время, и туда вернулись экспедиции. Вновь потребовались высококвалифицированные специалисты «Ленаэропроекта», знакомые с экстремальной природой крайнего юга Земли. Они помогают поддерживать в готовности антарктические аэродромы. А недавно разработали проект, прошедший Главгосэкспертизу в Госстрое РФ, по которому на выходах скальных пород строится зимовочный комплекс «Прогресс» и в будущем году должен появиться аэродром. О том, что сделано, и о ближайших планах наша беседа с директором ПИиНИИ ВТ кандидатом технических наук, почетным работником транспорта РФ Александром Леонидовичем Подкиным. — Почему в названии подчеркнуто, что вы институт «воздушного транспорта»? — Прежде мы назывались институтом «гражданской авиации». Но сейчас мы занимаемся значительно более широкой тематикой. Среди наших заказчиков и Министерство обороны, и Министерство авиационной промышленности. То есть нынешнее название точнее. — А какова география ваших объектов? — Исторически сложилось, что мы работали по всему Советскому Союзу. В республиках Прибалтики, Казахстане, Белоруссии. Сегодня «Ленаэропроект» — единственный институт, работающий в Белорусских аэропортах. Когда-то мы с нуля проектировали международный минский аэропорт и продолжаем там работать, потому что он нуждается в постоянной модернизации. Так же и в Гомеле, для которого весной завершили проект на реконструкцию аэродрома, Бресте, Могилеве, Гродно, Витебске, где ведутся исследовательские работы по определению прочности аэродромных покрытий. Из стран Балтии сохранили деловые отношения с Литвой. Все эти годы выполняли заказы для аэропортов в Вильнюсе, Каунасе, Паланге. В течении года выполнили проект реконструкции аэродромных покрытий для Вильнюсского авиапредприятия. В РФ институт ведет работы практически на всей территории. Так, к 750-летию Калининграда по нашему проекту была закончена первая очередь реконструкции местного международного аэропорта (ВПП, перрон, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование). — Как строятся отношения с зарубежьем? — Разумеется, на деловой основе. «Ленаэропроект», известная марка, и мы стараемся ее поддерживать. Вот как мы вернулись в Литву. Там поначалу обрадовались свободе выбора, начали вести переговоры с иностранными компаниями. А потом сказали нам: «Знаете, ваши проекты так же соответствуют международным стандартам. Но зарубежные на порядок дороже». В советские времена наш институт выполнял проекты для Афганистана, Болгарии, Кубы, Польши. Я сам отработал в Афганистане три года на реконструкции аэропорта «Кабул». Сотрудничаем с фирмами ФРГ, Италии, Франции, Финляндии, США, Швеции, Австрии, которые занимаются воздушным транспортом, с целью внедрения в России новых материалов, оборудования, технологий. — Вы федеральное предприятие.Государство помогает? — Только как заказчик, не более. Так финансировался проект в Калининграде, теперь реконструкция ИВПП в «Пулково». Очень срочный и важный объект, реконструируется по постановлению правительства. В будущем году, как известно, председателем саммита членов «восьмерки» станет Россия. Встреча глав государств намечена на конец июля в Петербурге. Необходимо, чтобы аэропорт был к тому времени полностью готов. Сложность в том, что во время производства ремонтно-восстановительных работ воздушное сообщение в «Пулково» не прерывается. А сроки реконструкции весьма сжатые. Генеральным подрядчиком определена инжиниринговая компания «Трансстрой», которой руководит первый вице-президент корпорации «Трансстрой», Герой социалистического труда, заслуженный строитель РФ Е. В. Басин. Работы идут полным ходом, на объекте постоянно находятся и несколько наших специалистов для оперативного решения и согласования вопросов. — Если решение по «Пулково» принято недавно, значит, вы работаете «с колес»? — Нам не оставили времени тщательно продумать все детали, проработать как следует. Ошибок, конечно, не будет — не первая такая ситуация. Для того и контролируют наши коллеги в аэропорту процесс производства работ, их качество. Поэтому и назначен руководителем проекта человек, на которого я всегда могу положиться — главный инженер института Владислав Григорьевич Иванов. Он ежедневно на стройке, его первого призывают к ответу на больших планерках. У нас сложились деловые отношения и с заказчиком, и с подрядными строительными организациями. — Это очередная проверка на профессионализм? Но вы же свое дело знаете. — Критическая отметка была пройдена в 1995 г. и у нас начался постепенный подъем. К чести института должен отметить, что и в самые сложные периоды мы не уволили ни одного человека по сокращению штатов, всегда в срок выплачивали зарплату. И работали, работали, ожидая, что терпение и труд принесут, наконец, успех. Так и случилось. Возвращаемся работать в страны СНГ. Работали по аэропорту Астаны в Казахстане. Идут переговоры об установке радиолокационных систем в киргизском Бишкеке. Налаживаем первые контакты с аэропортом «Борисполь». Особенно заметный рост заказов произошел с 2000 года. — С чем это связано, кроме авторитета института? — С общей ситуацией в экономике, с увеличением международных и внутренних перевозок. Если появился пассажир, значит, началось деловое оживление, связи между регионами. Растет прибыль авиапредприятий, они уже могут заниматься реконструкцией и модернизацией, поскольку требуется прежде всего обеспечить безопасность полетов. Стало больше выделяться бюджетных средств на развитие аэродромов как стратегических объектов. В последние годы заметно ощущается значительный износ наземной базы. По оценкам специалистов — до 90%. А это требует неусыпного наблюдения и поддержания в рабочем состоянии всех сооружений аэропорта. Даже если аэропорт стал акционерным обществом и построил красивый аэровокзал с залом для VIP-персон, он будет вкладывать средства в аэродром. Без аэродрома, обеспечивающего безопасность полетов, VIP-зал не нужен. Кроме того, идет постоянная модернизация систем радионавигации и посадки, светосигнального оборудования. Появляются новые самолеты, а с ними и новые требованиям к оборудованию аэропортов. Кроме того, есть здоровая конкуренция между регионами. Заботятся о развитии аэропортов сибирские губернаторы — в Тюмени, Омске. Все крупные нефтегазодобывающие компании в Сургуте, Нижневартовске, Надыме, Уренгое поступают так же. Появились небольшие аэродромы при крупных предприятиях. Череповецкий металлургический комбинат, например, содержит «Северсталь». В последние 3–4 года растут и грузовые перевозки. Мы делали проект грузового терминала для «Пулково». Участвуем также в государственной программе модернизации аэропортов России — реконструкция «воздушных ворот» Якутска, в перспективе строительство аэровокзала. Сейчас строят меньше, чем 20–30 лет назад, больше реконструируют. Но бывают и такие проекты. Сейчас с чистого листа начали проектные работы для будущего аэропорта Бованенково на севере Тюменской области. — «Ленаэропроект» выполняет весь комплекс работ по обеспечению строительства аэропортов? — Абсолютно. Начиная с выбора площадки. У нас комплексный институт, есть представители всех специальностей: геологи, гидрографы, геодезисты, топографы, технологи, электрики и т. д. Свои разработчики генеральных планов, проектировщики аэродромов, ангаров для технического обслуживания воздушных судов и ремонта, складов ГСМ для авиационных топлив, специалисты по радионавигации… Специалисты строительных профессий: архитекторы, конструкторы, сантехники… Мы — самодостаточная организация, которая способна своими силами выполнить практически любой проект в области аэропортостроения. И гражданского строительства тоже. Приходилось, например, проектировать административные и торговые комплексы. Имеется научно-исследовательский отдел, который внедряет все самые современные технологии, материалы, оборудование. — Бывают ли объекты особого назначения? — Редкие — да. Проектировали вертодром у Дворца конгрессов в Стрельне. Предполагается устройство вертолетной площадки на кровле здания одного из деловых центров в Петербурге. — Насколько сейчас загружен коллектив института? — Вперед на полгода известно, чем будем заниматься. Омск — реконструкция аэровокзала, Ростов-на-Дону — реконструкция аэродрома и замена светосигнального оборудования. Мурманск, Анадырь — проектирование и строительство продолжается. — Какой у вас коллектив, приходит ли молодежь? — Сейчас нас 230 человек. Этого вполне достаточно для выполнения всех видов работ. Довольно долго обновления не было по естественным причинам: не могли платить хорошую зарплату. Сейчас можем. За последние три года приняли сразу 30 молодых инженеров. Все рабочие места оснастили компьютерами, покупаем современные программные средства для разработки проектной документации, электронные теодолиты, использующие спутниковую связь. Институт «Ленаэропроект» сегодня на подъеме. Как воздушный лайнер, который взмывает вверх после долгого разбега.
Дата: 22.08.2005 Виктор Малков "Федеральный строительный рынок" 5 (42)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||