Экономика идет на подъем

1 стр. из 1

Из 75 лет истории «Коксохиммонтажа», последние 15 лет во главе этой организации стоит Валентин Александрович Фуфаев, Заслуженный строитель РФ, член-корреспондент Академии инженерных наук, кавалер Орденов Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, ряда общественных наград. Годы, которые пришлись на время его руководства, нельзя признать легкими — это время экономических реформ, перехода к жесткой конкуренции, поиска и освоения новых рынков. Поэтому разговор мы начали с вопроса: какие задачи ставились перед коллективом в при входе в период экономических преобразований, и как они были решены?

— В начале и середине 1990-х, — рассказывает Валентин Александрович,—  перед нами стояла единственная задача — сохранить коллектив, не растерять специалистов по промышленности и строительству, как ИТР,  так и рабочих. С этой задачей мы справились, причем не только сохранили все подразделения, но и приумножили их число. К холдингу присоединился целый ряд управлений, в частности Бийское и Барнаульское, Кемеровское, Юргинское управления «Сибметаллургмонтажа», «Ижметаллургмонтаж». Таким образом, «Коксохиммонтаж» стал даже более сильной организацией, чем на момент начала реформ. О потенциале наших подразделений говорит тот факт, что за прошлый год наши подразделения выполнили работ более чем на 6,5 млрд. руб. Также за последние пять лет мы создали ряд дочерних организаций. За счет этих мобильных «дочек» нам удается одновременно вести работы в ряде регионов России. В частности, «Коксохиммонтаж-Волга» в Ярославле выполняет объем работ до одного млрд. руб. Управление «Коксохиммонтаж-Азия», зарегистрированное в Казахстане, осуществляет строительство на территории этой республики и соседних стран СНГ. «Коксохиммонтаж-Восток» активно работает в Хабаровском крае по заказу EXXON Mobil на проекте «Сахалин-1», а на проекте «Сахалин-2»работы координирует «Коксохиммонтаж-Сахалин». Нельзя не вспомнить о славном коллективе «Коксохиммонтаж-Северо-Запад» — это более 150 высококвалифицированных сварщиков, обладающих современным оборудованием, которые обеспечивают сваркой наши объектах во всех регионах страны. По всей стране работает и коллектив «Коксохиммонтаж-КТК» — завершив строительство терминала в Новороссийске, организация трудится в Архангельске, Котласе.

Трест «Коксохиммонтаж» всегда занимал сильные позиции в Череповце, и сегодня мы дополнительно усиливаем наше присутствие в этом регионе: кроме трех управлений, мы создали дирекцию по строительству «Коксохиммонтаж-Череповец». Подразделение занимается реконструкцией комплекса третьей коксовой батареи, и мы надеемся, что работа получит продолжение как в Череповце, так и за его пределами. Потому что девиз Треста — это ответственность, сроки и качество.И заказчик, понимая, что мы способны обеспечить эти работы, все чаще приглашает нас на объекты. В частности, работа в Архангельске по заданию «Архангельскнефтепродукта» была выполнена с достойным качеством, и сегодня мы приглашены в сжатые сроки выполнить вторую очередь комплекса. А таких объектов десятки.

— Экономические успехи не только радуют, но иногда и кружат голову: растет загрузка не только на объектах Треста, но и на местах. Каким образом удается удерживать региональные подразделения от желания поработать самостоятельно?

— Мы думали об этой проблеме еще в 1990-х годах, и предусмотрели соответствующий порядок акционирования. В каждом подразделении от трети до половины акций принадлежит холдингу. Все ключевые решения принимаются Советом директоров, в который входит 34 человека. Мы имеем возможность поручить любому из подконтрольных управлений выполнить определенный объем работ — впрочем, этим не пользуемся, и заказы от Треста распределяются на добровольной основе. Мы отслеживаем загрузку предприятий и в случае ее недостаточности предоставляем возможность работать на объектах Треста. Также ни один местный руководитель без решения Совета директоров не может решить четыре вопроса — назначить нового начальника управления, продать недвижимость, изменить уставный капитал, ликвидировать фирму. В остальном же подразделениям предоставлена полная свобода — зарабатывать, перевооружаться, платить налоги и зарплату. И практика показала, что эта схема более удобна, чем самостоятельное плавание — поэтому к нам присоединяются новые подразделения. 

— Сегодня Трест активизировал работу по своему исторически сложившемуся профилю, а именно строительству и реконструкции коксовых батарей. Легко ли восстанавливается потенциал?

— Действительно, сегодня в стране идет резкий рост объемов строительства коксовых батарей. Одновременно ведутся работы в Липецке, Череповце, Челябинске, Губахе, готовится строительство в Нижнем Тагиле, Темиртау. Часть работ выполняется силами холдинга, часть — силами местных подразделений. Должен подчеркнуть, что заказчик ставит очень жесткие сроки: кладка на батарее в Череповце была начата 23 февраля 2005 г.и закончена к 1 мая — таких сроков не было даже в те годы, когда наблюдался пик строительства в коксохимии. Отдохнув, коллектив огнеупорщиков отправился на работы в Темиртау. Таким образом, рубль играет свою воспитательную роль.

В то же время мы понимаем, что хотя в 2005 году мы смогли самостоятельно выполнить объемы работ, то в перспективе нам необходимо привлекать дополнительных огне-упорщиков: наши «золотые» специалисты уже находятся в солидном возрасте. Поэтому мы активизируем работы по подготовке молодых специалистов по огнеупорной кладке.

Одна из важных задач, которую мы предполагали решить еще в начале девяностых, но отложили в связи с экономическими реформами — это выход на рынок производства коксовых машин. Для этого у нас имеются все возможности на заводе «Анкер», где трест располагает и современным отличным оборудованием, и высококвалифицированным коллективом. В реализации этого проекта мы сотрудничаем с югославским предприятием в г. Витковицы — они могут обеспечить нас конструкторской документацией, гидравликой, приводами и иными высокотехнологичными элементами машин, а производство металлоконструкций,  сборку и укрупнение, а также последующий монтаж изделий мы готовы взять на себя. Также к этому проекту мы предполагаем привлечь некоторые российские заводы Южного Урала. Также следует отметить, что завод «Анкер» в настоящее время способен изготовить анкераж для пяти коксовых батарей в год, и поэтому без проблем закрывает потребности всего российского рынка.

— Предполагает ли Трест создать другое утраченное Россией направление работ в коксохимическом строительстве — создать собственное проектное подразделение?

— В настоящее время проблемы проектирования коксовых батарей на территории России решает харьковский «Гипрококс». В 1930-х годах он входил в состав «Коксохиммонтажа», однако еще до войны был выделен в самостоятельное подразделение. Мы продолжаем сотрудничество с харьковчанами, в частности, помогли материально при проведении реструктуризации. Однако сейчас объем заказов на проектирование коксовых батарей резко возрос, и сил «Гипрококса» не хватает. В то же время Трест «Коксохиммонтаж» не может и не должен брать на себя задачу по проектированию — необходимо отлично знать специфику проектирования, иметь архивы. Поэтому мы способствуем развитию проектных работ на территории России. Так, сегодня развиваются проектные работы в Новокузнецком и Екатеринбургском филиалах ВУХИНа. Думаю, что в перспективе екатеринбуржцы наберут достаточно силы для того, чтобы обеспечить проектной документацией строительство коксовых батарей на всей территории РФ. Мы готовы при необходимости объединить усилия и создать совместное предприятие с проектировщиками, как это предполагается сделать при развитии производства коксовых машин.

— А перспективы производства собственных огнеупоров?

— В этом также нет экономической целесообразности, потому что в настоящее время мы создали предприятие по ремонту и реконструкции коксовых батарей «Огнеупоркокссервис». Ведущие заводы огнеупоров страны имеют долю в капитале этой компании. Все проблемы с поставкой огнеупоров решаем через эту компанию.

— Как оцениваете перспективы резервуаростроения?

— В настоящее время трест вышел на лидирующие позиции по строительству емкостей для нефти и нефтепродуктов, и думаю, что потребность в создании перевалочных комплексов будет ощущаться еще долгое время. Я предполагаю, что объем этих работ составит от 40 до 50 % общей загрузки Треста. Нас даже беспокоит тот факт, что целый ряд объектов ведется одновременно — это строительство ряда резервуаров объемом 100 тыс. куб. мна Сахалине, два резервуара объемом по 80 тыс. куб. м в Казахстане. Один из ответственных проектов мы возводим в Архангельске, по заданию «Роснефти». Продолжаются масштабные работы на Ярославском НПЗ.

Есть и ряд перспективных проектов. Так, мы внимательно присматриваемся к строительству комплекса по перевалке химических продуктов в Усть-Луге. Продолжим работы в Эстонии, в русскоязычном городе Силламяэ. Надеемся также, что в скором времени предстоит строительство второй очереди терминала в составе Каспийского трубопроводного консорциума: мы достойно показали себя при строительстве первой очереди, и сегодня имеем весь необходимый опыт и инфраструктуру, чтобы продолжить работы. 

— Каковы еще возможные рынки, на которых могут трудиться подразделения Треста?

— Ряд наших управлений исторически специализировался на развитии объектов коксохимии и химической промышленности в целом. В свое время мы монтировали установки по производству аммиака в Череповце, Кемерове, Липецке. В частности, второе череповецкое управление «Коксохиммонтажа» уже в течение тридцати лет специализируется на химических объектах. Поэтому стратегически важным считаю рынок работы на строительстве новых и реконструкции имеющихся мощностей химической промышленности России. Показательный объект 2004 года — это работы по замене колонны К-2 установки ЭЛОУ-АТ в Киришах Ленинградской области, на нефтеперерабатывающем заводе КИНЕФ. Колонна была изготовлена в Челябинске, с привлечением зарубежных компаний, и для ее выполнения мы специально приобрели уникальный кран Liebherr грузоподъемностью до 750 т. Думаю, что работы по реконструкции будем продолжать — выступаем в тендерах и на других НПЗ.

Одно из перспективных направлений — это работы по строительству заводов сжиженного газа. В настоящее время мы принимаем участие в строительстве завода СПГ на Сахалине, это первый объект такого рода в стране. В настоящее время инвестор — иностранная компания, но я надеюсь, что в ближайшей перспективе возникнут и российские заказы на создание аналогичных производств. Что касается технологических параметров таких заводов, могу отметить, что ничего неожиданного нам не встретилось. Шаровые газгольдеры мы делали еще лет двадцать назад, и в настоящее время уровень сварочных работ в тресте вырос: мы можем варить нержавеющие, углеродистые стали, биметаллические конструкции. Что касается трубопроводов, то они работают на параметрах более низких, чем мощности по производству аммиака — там давление достигает 320 атм при высоких температурах, тогда как на производстве СПГ — 160 атм.

Есть еще одно перспективное направление работы — сельскохозяйственное производство в Лебедяньском районе Липецкой области. Там развивается животноводческое и зерновое хозяйство, что положительно отражается на развитии местной территории — растет занятость, решаются социальные проблемы. Мы занимаемся этим направлением, потому что хотим доказать: россияне в состоянии обеспечить себя качественной сельскохозяйственной продукцией. И хотя проект дается непросто, успехи уже есть.

— Скоро наша страна вступит в ВТО. Не опасаетесь ли конкуренции со стороны зарубежных компаний, которые также активно интересуются российским рынком?

— Это действительно так, и мы уже ведем серьезную работу на укрепление своих позиций. На соответствие требованиям стандарта ИСО 9000 сертифицирована наша система качества, и по этому же пути идут наши подразделения. Конкуренции не боимся — уже сегодня на многих объектах успешно конкурируем с зарубежными компаниями. И проектировщики, и сварщики, и монтажники у нас не хуже, чем у них. Другой вопрос, немного не хватает немецкой педантичности: если положено выйти на площадку в каске, очках и ботинках с твердым носком, то порой приходится дополнительно объяснять это людям. Впрочем, опыт работы с зарубежными фирмами приучил наших монтажников и к этому.

— В основном мы поговорили о внутреннем рынке. А каковы перспективы работы за рубежом?

— Еще несколько лет назад, мы вели целый ряд объектов за границей, поставляли туда конструкции. Но сегодня ситуация меняется — российская экономика идет на подъем, в нашу страну и страны СНГ поступают инвестиции. Поэтому наши работы в дальнем зарубежье резко сократились, и мы увеличили нашу загрузку внутри России. Поэтому ключевая задача на следующую пятилетку — это восстановить в стране те мощности, которые были потеряны в 1990-е годы, но восстановить на качественно новом технологическом уровне. Это и есть главная наша задача.

Дата: 22.08.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (42)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!