|
|||||
1 стр. из 1 На заре прошлого века в мастерской петербургского предпринимателя Андрея Эллерса был изготовлен первый в России промышленный железобетон. После революции вместо небольшого цеха был выстроен бетонный завод, получивший в 1931 г. вполне пролетарское имя «Баррикада», которое носит до сих пор. Прошло время, история советского строя завершилась. Частное предприятие опять стало частным, а принципы его основателя и хозяина — работать на заказчика, надеяться на себя, уметь конкурировать с крепкими и успешными коллегами по отрасли — возродились на новой основе, действуют, помогают правильно выбирать приоритеты. Как следует преодолевать негативные тенденции в экономике предприятия в кризисный момент, прошлое мешает видеть новое или, напротив, является фундаментом возрождения? Об этом и многом другом размышляет генеральный директор старейшего петербургского предприятия по производству изделий из сборного железобетона Андрей Викторович Ведерников. — При смене экономической формации новые фирмы начинали с чистого листа. А у нас за спиной долгая история, в развитие города и страны вложен труд нескольких поколений «баррикадовцев». В годы войны «Баррикада», как и вся ленинградская промышленность, работала на оборону. Наши противотанковые надолбы, железобетонные доты помогли защитить Ленинград. Об этом мы помним всегда. В 1950-е годы, когда восстанавливалась и разворачивалась строительная индустрия, завод выпускал железобетонные трубы, кольца, обеспечивал жилищное строительство, отправлял свои изделия на многие стройки. В начале 1970-х гг.появилось производственное объединение «Баррикада» в составе девяти заводов. Тогда была тенденция укрупнять производства. Высшее достижение — миллион кубометров железобетона в год. — Известно, Андрей Викторович, с большой высоты падать больней. Не стало большой страны, прежней экономики и объединения тоже. Что, как говорится, в сухом остатке? — Это не совсем так. Объединение не развалилось, хотя и сократилось, из 9 заводов осталось шесть, но все работают, и не в убытке. Надо отдать должное нашим предшественникам, которые смогли провести промышленную «флотилию» через рифы и мели с минимальными потерями. Это стоило немалого труда. Пришлось думать, где теперь взять сырье, если нет Госснаба, кому поставлять продукцию без Госплана. Возникла нешуточная конкуренция между бывшими «однокашниками», борьба за заказчика. Самым сложным была даже не первая половина 1990-х годов, когда происходила смена строя. В ту пору наше производство как-то еще катилось по инерции. Затем она кончилась, и в 1996 г. мы выдали всего около170 тыс. куб. м, почти в шесть раз меньше, чем в СССР. Количество работников сократилось с пяти тысяч до полутора тысяч человек. Видимо, это было дно, ниже которого падать некуда. Дальше надо или ликвидироваться, или бороться за выживаемость. Мы пошли по второму пути. Главное внимание уделили номенклатурному ряду, качеству продукции и обновлению парка техники. В итоге за последние девять лет объем отгружаемого сборного железобетона вырос до300 куб. м. До советских показателей, как видите, еще далеко. Но тенденция обнадеживает. И потом, объемы сегодня не имеют ничего общего с прежним планом по валу. Номенклатура изделий, пользующихся спросом, обязательное слагаемое «рейтинга» компании. Причем, даже тысячи марок производимого железобетона не позволяют расслабиться. Надо постоянно осваивать новые изделия, необходимые стройиндустрии. — Что же заказывают строители? — Наиболее востребованы сегодня сваи различных сечений для устройства фундаментов, предварительно напряженные пустотные плиты сборных перекрытий, шахты лифтов и элементы колодцев, вентиляционные блоки, дорожные плиты, осветительные опоры. Основным проектировщиком является институт «ЛенНИИпроект», но для нестандартного заказа с этой работой справляется наша проектно-конструкторская группа. — Вы упомянули о факторе модернизации… — Нам досталось мощное по валовому показателю, но далеко не новое оборудование. А сравнение с зарубежными предприятиями тем более было не в нашу пользу. Отсюда вывод: приобретение современной высокоэффективной и производительной техники мероприятие жизненно необходимое. Так, запустили в эксплуатацию технологическую линию по изготовлению мостовых свай, которые нашли применение на строительстве кольцевой автодороги (КАД). Спрос диктовал освоение производства колонн различного назначения, разнообразных размеров и форм для промышленного, гражданского и жилищного строительства. Популярны плиты ТТ шириной 2400 мм с преднапряженной арматурой, ребристым сечением и гладкой внутренней поверхностью. Это элементы конструкций торгово-развлекательных комплексов и автопаркингов, где необходимое условие — большие пролеты. Большепролетные конструкции, изготовленные в универсальных термоформах, фасадные панели, сэндвич-панели со слоем утеплителя… Вчерашние новинки быстро становятся повседневной практикой, строительная «мода» переменчива. Поэтому надо идти дальше. Иначе любое преимущество легко утратить. — Какой технике при этом следует отдавать предпочтение? — «Баррикада» была сначала самым большим заводом, потом ведущим в регионе объединением.И сегодня мы занимаем значительную долю петербургского рынка строительных конструкций и ЖБИ. Без современного оборудования о развитии нечего и мечтать. Необходимо, насколько позволяют финансовые возможности, приобретать новую технику. При сопоставлении характеристик, различных параметров пока поле конкурентной борьбы остается за импортными изделиями (финскими, немецкими). Отечественное машиностроение нередко приносит, по выражению наших специалистов, «великие муки». Железа истрачено много, однако у формовочной машины или смесителя в первый же день обнаруживается множество дефектов, даже простой металлический поддон почему-то искривлен. Наше оборудование, конечно, дешевле, но выгода от экономии сомнительна. Хотя из практических соображений лучше бы наладить выпуск качественной техники здесь. Но ситуация, кажется, начинает постепенно меняться к лучшему. На выставках оборудования для производства стройматериалов мы уже видим отдельные хорошие образцы машин. Теперь налаживаем сотрудничество с российскими машиностроителями. Надеюсь, оно будет плодотворным. — Одновременно с внедрением современных технологий надо, очевидно, позаботиться о персонале? — То, в чьи руки попадет дорогая и сложная машина, едва ли не важнее, чем ее приобретение. Кадровая проблема есть на каждом заводе, в том числе и у нас. Решаем ее с помощью собственного учебного центра. А так рецепты известны: создавать хорошие материальные и социальные условия для рабочих и служащих, укреплять трудовую и технологическую дисциплину. — Все, о чем Вы сказали выше, так или иначе, связано с качеством (труда, оборудования, продукции)? — Потому что конкурентоспособность любой промышленной компании основана прежде всего на качестве изделий. А это надежная, хорошо отлаженная техника, качественное сырье и надлежащий контроль на всех этапах техпроцесса. Поставщики компонентов бетонной смеси — песка, щебня, цемента, бетонных добавок — должны быть проверенными, многолетними партнерами. Но это не повод отказываться от входного контроля. И если партия сырья не отвечает нашим стандартам, последуют серьезные претензии. Будем добиваться надлежащего выполнения условий контракта вплоть до смены поставщика. Компания несет ответственность перед заказчиком в том, что он получит именно то изделие, которое необходимо для строительства, и надлежащего качества. Ведь в случае недовольства нашими изделиями простыми извинениями не обойтись — отвечать придется вполне материально, то есть нести расходы и убытки. К счастью, такие недоразумения редки. Стоимость, сроки поставки, качество — вот три «кита», на которых строится производственная политика. Важный принцип — ни в коем случае не повышать без острой необходимости цены на изделия. Цены, конечно, не «потолочные», а строго обоснованные, просчитанные. Достаточно долго удерживать их на одном уровне и добиваться снижения себестоимости — трудное искусство в условиях инфляции. В минувшем году это еще удавалось. В нынешнем, пожалуй, тоже мы не стали бы «делать резких движений». Но произошло известное вам резкое подорожание цемента, и производители железобетона вынужденно пошли на удорожание своей продукции. — Ваш железобетон поступает на многие строящиеся объекты. Марка предприятия является гарантией заказов? — У нас, конечно, есть постоянные партнеры из числа строительных компаний Петербурга. Они возводят и жилые кварталы, и офисные центры, и промышленные объекты. Но сегодня нет автоматической «записи» в поставщики ЖБИ. Нас, как и всех прочих, под рядовой или престижный объект, выбирают на конкурсной основе. Точно так же, как мы при всех давних связях все-таки выбираем песчаный или щебеночный карьер. Это стимул развития. — Вы говорите о конкуренции между участниками рынка стройматериалов и, тем не менее, вместе с десятью другими компаниями — производителями бетонов и железобетонных изделий объединились в ассоциацию «Абетон». Зачем? — Есть вещи, которые лучше обсуждать в кругу коллег, потому что они являются корпоративными, цеховыми. Например, меры по отстаиванию наших общих интересов. Важно также обмениваться информацией о совершенствовании системы качества, согласовывать позиции по развитию предприятий, чтобы не создавать избыточные мощности по одним и тем же видам продукции, координировать работу с поставщиками. И потом. Если объединяются, скажем так, в профессиональный клуб заслужившие доверие заказчиков фирмы, в совокупности занимающие значительную долю рынка, эта принадлежность к ассоциации уже является рекомендацией деловых качеств. Наконец, одна из стратегических задач «Абетона», как ее сформулировал президент организации В. Ю. Филиппов, «формировать цивилизованный рынок строительной индустрии». Я с этим согласен. Дата: 22.08.2005 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 5 (42)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||