|
|||||
1 стр. из 1 Последние годы слово «реформа» стало самым популярным и в то же время самым одиозным для россиян. Рядовые граждане, услышав об очередной реформе, начинают судорожно прикидывать, не что они приобретут в ее итоге, а сколько потеряют. Это в полной мере относится к проводимой в стране жилищно-коммунальной реформе. Основная масса населения уверена в том, что реформа ЖКХ сведется к повышению платы за жилье и коммунальные услуги без малейшего улучшения качества обслуживания. Как изменить отношение населения к проводимой реформе, что нужно сделать, чтобы рост квартплаты шел пропорционально росту качества предоставляемых услуг? Об этом корреспонденту нашего журнала рассказал начальник МУ «Городское жилищное управление — Управляющая компания в ЖКХ города Ижевска» Николай Костин. Гладко было на бумаге Процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Ижевске начался с передачи ведомственного жилищного фонда муниципалитету. Основная цель — освободить промышленные предприятия от несвойственных им затрат и, как следствие, увеличить налоговые отчисления в бюджет. Что мы имеем в результате? 59 % городского жилищного фонда — это дома, построенные с 30-х по 70-е годы. Значительная часть такого жилья находится в ветхом состоянии, не имеет элементов благоустройства. Более четверти благоустроенного жилья, возведенного 30–40 лет назад, фактически выработало нормативный срок эксплуатации и требует значительных затрат на содержание и реконструкцию. Остро ощущается отсутствие средств на капитальный ремонт. О масштабах проблемы можно судить хотя бы по таким фактам: из 3015 жилых зданий, находящихся на балансе управляющей компании, 1750, то есть почти каждый третий дом, нуждаются в капитальном ремонте тех или иных элементов. Общая сумма потребности в капитальном ремонте составляет 5036,2 млн. руб. Высок процент износа инфраструктуры. Тепловые сети Ижевска изношены на 55%. Четвертая часть тепловых сетей прослужила более 20 лет при нормативе 15 лет. Причиной такого положения опять же стал прием большого количества объектов со сверхнормативным сроком службы теплоснабжения от ОАО «Ижмаш», ОАО «Ижсталь» и других предприятий. Одновременно с передачей жилищного фонда от предприятий муниципалитету развивался процесс приватизации жилья гражданами. 63% жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Горжилуправления, сегодня являются собственностью граждан. Только 12% жилых домов полностью муниципальные, при этом в 70% домов преобладает доля частных собственников. Есть у реформы начало… — Процесс перехода на 100-% оплату жилищно-коммунальных услуг в Ижевске проходил поэтапно, — рассказывает наш собеседник. — Максимально допустимая доля платежей граждан за ЖКУ составляет 22% от совокупного дохода семьи. При этом в Удмуртии, в соответствии с распоряжением Правительства УР от 19 января 2004 г. №43-р «О расчете субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», применяется льготный двухкратный размер прожиточного минимума, что позволило дополнительно получать субсидии 10 тыс. ижевских семей. Всего в Ижевске пользуются субсидиями 24,4 тыс. семей, что составляет 11,4% от общего их числа. Средний размер субсидии — 426 руб. на семью. В 1996 году в Ижевске были разделены функции заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг. Вот уже вот уже в течение пяти последних лет все контракты на обслуживание жилищного фонда, а также все договоры на выполнение работ по реконструкции жилищного фонда, поставку техники оборудования и материалов, ремонт и эксплуатацию лифтов и т. д. заключаются только на конкурсной основе. До участия в конкурсе допускаются предприятия финансово состоятельные, имеющие необходимую материально-техническую базу и все лицензии на производство работ или услуг. — С каждым годом мы ужесточаем требования к претендентам и условия контрактов, — рассказывает Николай Костин. — Например, летом 2003 г. мы внесли изменения в договоры с обслуживающими организациями. Теперь акты выполненных работ за месяц наряду с представителями районных отделов управляющей компании подписывают старшие по домам. Значительные коррективы были внесены в условия заключаемых контрактов и в связи с вступлением в силу новых «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Кроме того, заключая договор с обслуживающей организацией, мы стараемся максимально расширить объем выполняемых ими услуг. Так, сегодня обязательное условие для продления контракта — это согласие ЖРП за счет собственных средств устанавливать во дворах скамейки, детские площадки, урны, содержать хоккейные коробки, обслуживать «бесхозные», ни за кем не закрепленные территории. В Ижевске ведется планомерная работа по энергосбережению. Сегодня около половины жилищного фонда оснащено приборами учета. Продолжается установка оборудования, приобретенного в рамках кредита Мирового Банка реконструкции и развития. За два последних года проведено техническое перевооружение семи ЦТП и еще в шести ЦТП — комплексная автоматизация, проведен монтаж пяти автоматизированных ИТП, проложено 9,3 км тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения в четырехтрубном исполнении в трех микрорайонах города. Эффект от внедрения современных энергосберегающих технологий за счет уменьшения потребления энергоресурсов, в период работы в отопительные сезоны 2002–2003 гг., 2003–2004 гг., с октября по апрель, без учета снижения затрат на обслуживание составил 13,9 млн. руб. Задолженность и несовершенное законодательство — тормоза реформы Почему же ситуация в коммунальном хозяйстве остается сложной, несмотря на очевидные достижения? Причин, по мнению Николая Костина, несколько, но, в конечном счете, все они упираются в деньги. Так, с 2002 г. по настоящее время доля ассигнований в ЖКХ в общих расходах бюджета города сократилась с 17,85% до 10,2%, или в 1,75 раза. При этом задолженность бюджетов всех уровней перед ГЖУ постоянно растет. На начало лета, когда от коммунальщиков требуется максимальная мобилизация всех ресурсов для подготовки города к зиме, общая дебиторская задолженность составила 1 млрд. 76,3 млн. руб. Поэтому единственным источником поступления «живых» денежных средств в ЖКХ Ижевска остаются платежи населения, которое, кстати, задолжало более 230 млн. руб. — Тормозит процесс реформирования нестабильное и несовершенное законодательство, — продолжает Николай Костин. — Вот только несколько примеров. Длительное время отсутствовали Правила эксплуатации жилищного фонда, а это основной нормативный документ организации нашей работы. Предыдущая редакция была отменена, а новая — утверждена только в 2003 г. Плата за капитальный ремонт жилья была введена в 1997 г. на вполне законных основаниях, а в 2003 г. — фактически отменена в связи с принятием Федерального закона №52-ФЗ. Новый Жилищный Кодекс РФ, вступивший в силу 1 марта этого года, существенно изменил порядок взаимоотношений в сфере ЖКХ. Отныне собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Однако для реализации закона в полном объеме на уровне федерального правительства не приняты необходимые нормативно-правовые акты. При этом, как показали проведенные городской администрацией собрания жильцов, население не готово пока принять ответственность за эксплуатацию своего жилья. Плата «за капитальный ремонт» в лучшем случае вернется в платежки горожан только в следующем году. Но и она, по мнению Николая Костина, не решит проблему ветшания городского хозяйства. — Надо реально смотреть на вещи, — говорит Николай Костин. — Перекладывая ответственность содержания жилья на плечи населения, необходимо, для начала, привести жилищно-коммунальный комплекс в технически исправное состояние. Без выполнения данного условия введение положений нового Жилищного кодекса может вызвать серьезное социальное напряжение в обществе. И даже спровоцировать социальный взрыв, по сравнению с которым волнения, связанные с монетизацией льгот, покажутся цветочками. Ищите… собственника По мнению Николая Костина, чтобы ускорить прохождение жилищно-коммунальной реформы, необходимо, во-первых, провести реструктуризацию долгов бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ и определить реальные сроки ее ликвидации. Во-вторых, ввести мораторий на повышение тарифов для предприятий–монополистов: сегодня доля энергетической составляющей в структуре стоимости ЖКУ (тепло, электроэнергия, газ) составляет 76%, и эта доля постоянно повышается. В-третьих, внедрить систему двусторонней ответственности между поставщиком и потребителем жилищно-коммунальных услуг. Контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг должен осуществлять сам собственник, вся система должна быть для него прозрачной — он должен знать, куда и каким образом тратятся его средства. Но все-таки главное условие успешного прохождения реформы ЖКХ, по мнению Николая Костина, — изменение мышления людей. — Если ты собственник жилья, будь добр, неси за него ответственность, если наниматель — знай свои права и обязанности, — говорит от в заключение. — Если жители платят сполна, то и требуют от управляющих и обслуживающих компаний безусловного выполнения своих обязательств. Сейчас основная проблема и тормоз на пути реформы — это не высокая квартплата, а низкий уровень доходов населения. И задача властей всех уровней — поднять жизненный уровень россиян. Тогда не будет возникать вопросов и необходимости и своевременности реформы ЖКХ. Лично я считаю, что если уж мы взялись за реформу, надо ее доводить до конца, не останавливаться на полпути. Тревожная динамика В 2002 г. доля бюджетных ассигнований в коммунальной сфере Ижевска составляла 17,85%; в 2005 г. — 10,2%. Дата: 22.08.2005 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 5 (42)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||