|
|||||
1 стр. из 1 В основу настоящей статьи положены результаты целого ряда исследований рынка сухих строительных смесей (ССС) России, проводимых нами в 2001–2005 гг. Значительное количество модифицированных сухих строительных смесей появилось на российском рынке в середине второй половине 90-х гг. С некоторой долей условности можно говорить о десятилетней истории этого рынка. Первые несколько лет (до 1999 г.)на рынке доминировала импортная продукция либо смеси, выпущенные в России на предприятиях «Кнауф». Отечественное производство было развито слабо. Диагр. 1. Число производителей общестроительных ССС в России Ситуация существенно изменилась в конце 1998 г., после обвальной девальвации рубля. Начиная с 1999 г. внутреннее производство интенсивно росло: ежегодно открывались десятки новых предприятий (диаграмма 1), вплоть до 2003 г. темпы прироста объема выпуска не опускались ниже 47–50 % (диаграмма 2). На фоне очень быстрого роста выпуска смесей импорт рос значительно меньшими темпами. В результате совокупная доля ССС зарубежного производства снизилась с 60 % (в 1998 г.) до 15 % в натуральном выражении (в 2004 г.). Диагр. 2. Темпы прироста объемов производства ССС в России По итогам прошлого года выпуск ССС на предприятиях России приблизился к 2 млн. т (диаграмма 3), с учетом импорта совокупное потребление модифицированных смесей достигло 2,3–2,4 млн. т. Стоимостная оценка емкости рынка — около $600 млн., из которых на отечественную продукцию приходится порядка 2/3. Диагр. 3. Объемы производства модифицированных ССС в РФ (тыс. тонн) Начиная с прошлого года темпы прироста выпуска модифицированных ССС уменьшаются. Если в 2004 г. внутреннее производство увеличилось на 35–40 %, то по итогам текущего года мы ожидаем прироста не более чем на 25 % в натуральном выражении. Мы считаем, что отмеченное замедление роста рынка — не следствие кратковременных колебаний конъюнктуры, но, напротив, отражает существенные изменения рыночной ситуации. Рынок ССС в 1999–2003 гг. рос под влиянием двух основных факторов: дальнейшего проникновения этих материалов на рынок и увеличения спроса на отделочные работы и материалы. Несмотря на то, что проникновение ССС на рынок пока еще далеко от 100 %, действие первого из названных факторов явно ослабело. В принципе, резервы дальнейшего роста потребления модифицированных ССС за счет вытеснения самодельных растворов и простейших смесей сохраняются. Однако, результаты наших исследований показывают, что не следует ожидать быстрого вытеснения. Кроме того, насколько нам известно, даже в тех странах, где история применения сухих смесей существенно длиннее, чем в России, они не вытеснили самодельные растворы полностью. Что касается замещения модифицированными смесями простейших, то в этом случае не следует преувеличивать масштабов возможного прироста рынка. В существенных количествах такие смеси используются только в Москве и прилегающих областях Центрального региона, в меньшей степени — в Санкт-Петербурге. В большинстве регионов России потребление немодифицированных смесей невелико. В целом по стране их потребление может быть оценено примерно в 1–1,5 млн. т, то есть даже при полной замене этих материалов на модифицированные смеси (а это явно не быстрый процесс) рынок вырастет на 50 %. Диагр. 4. Темпы прироста ввода жилья (% к предыдущему году) Рост рынка в настоящее время обеспечивается в основном увеличением спроса на отделочные работы и, соответственно, материалы. В свою очередь, прирост спроса на отделку в значительной степени, хотя и не полностью, определяется увеличением объема нового строительства и реконструкции прежде всего жилых зданий. В последние годы ввод жилья в России увеличивается примерно на 10 % в год (диаграмма 4). Есть все основания ожидать, что такой же темп прироста сохранится и в ближайшие годы. Следовательно, по крайней мере в сегменте отделки нового жилья, потребление материалов, в том числе ССС, так же будет увеличиваться со сходным темпом. В целом, можно говорить о том, что рынок ССС в ближайшие годы будет расти примерно с той же скоростью, с которой увеличиваются рынки других материалов (гипсокартона, ЛКМ и др.), т. е. на 10–15 % в год в натуральном выражении. По мере замедления роста рынка неизбежно будет усиливаться конкуренция. При поверхностном взгляде на российский рынок ССС его можно было признать высококонкурентным уже несколько лет назад: на нем работают около двухсот российских предприятий, из-за пределов страны ввозится продукция еще не менее трех десятков производителей. Тем не менее на фоне очень быстрого роста рынка реальная конкуренция была не слишком жесткой — места хватало всем. Теперь ситуация меняется — обеспечить быстрый рост можно лишь отвоевывая рыночную долю у конкурентов. Рынок ССС отличается умеренной степенью концентрации: на пять компаний-лидеров приходится около половины рынка. Вместе с тем, разрыв между крупнейшими фирмами, выпускающими по 100 тыс. т в год и более, и небольшими региональными производителями огромен. С учетом того, что предпоч-тения строителей в отношении марок смесей в основном сложились и с трудом поддаются изменению, перспективы новых марок либо быстрого развития марок «второго эшелона» сомнительны. В первую очередь это относится к заводам, расположенным в регионах. Их перспектива, скорее всего, — работа в той или иной нише либо приобретение более крупными фирмами. Исключениями из этого правила, вероятно, станут те предприятия, которые успели занять значительные доли хотя бы на рынках одного или нескольких регионов («ЕК» в Поволжье, «Геркулес-Сибирь» в Новосибирске и некоторые другие). Среди форм конкурентной борьбы крупных фирм наихудшей была бы ценовая конкуренция. Подобные методы могут привести лишь к снижению рентабельности, и без того не слишком высокой в последнее время. Тем не менее время от времени фирмы прибегают к «ценовым войнам». Более продуктивной могла бы стать определенная степень специализации на разных ассортиментных группах, выпуск продукции в различных ценовых сегментах. Все предпосылки для подобного развития событий есть. Так, большую часть объемов выпуска у компании «Юнис» составляют плиточные клеи средней ценовой категории («Юнис плюс» и другие), у «МС Баухеми» более дорогие клеи для плитки. Напротив, у фирмы «Старатели» интенсивно развивается направление гипсовых смесей. Дата: 28.11.2005 Е. Н. Ботка "СтройПРОФИль" 8 (46)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||