|
|||||
1 стр. из 1 В данной статье сделана попытка проанализировать современное состояние дел по техническому регулированию в строительстве, а также возникшие проблемы и возможные пути их решения с точки зрения авторов, которые принимают участие в разработке нормативных документов для светопрозрачных ограждающих конструкций в строительстве многие годы. Кардинальные изменения в управлении строительным комплексом и в системе технического регулирования в строительстве, произошедшие за последнее время, обусловлены двумя основными факторами: В связи с тем, что закон «О техническом регулировании» принимался без серьезного обсуждения со строительной научно-технической общественностью, в нем недостаточно учтены особенности этой отрасли. Тем не менее Госстрой России в период до реорганизации (март 2004 г.) предпринимал по реализации положений закона определенные действия, среди которых: Однако в связи с тем, что законом «О техническом регулировании» предусмотрено всего 3 вида нормативных документов (технические регламенты, национальные стандарты и стандарты организаций), целый ряд видов документов оказался вне правового поля (СНиП, СП, ТСН, СанПиН и др.). По этой причине Минюст России (письмо № 07/2964-ЮД от 18 марта 2004 г.) по формальным признакам отказал в регистрации Постановления Госстроя России от 26 июня 2003 г. № 113, которым был принят и введен в действие с 1 октября 2003 г.СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», и дал понять, что будет поступать так в отношении СНиПов и дальше; оказалось невозможным, даже на новых методических принципах, сохранить систему нормативных документов в строительстве. В результате страна де-юре осталась без нормативных документов по организации и технологии проектирования, устанавливающих состав и содержание предпроектной и проектной документации, по которым экспертными органами с учетом документов технического нормирования давалась оценка обоснованности, надежности, устойчивости, пожаро-, взрывобезопасности, экологической, санитарной и иной безопасности технологических, объемно-планировочных, конструктивных, инженерных и иных технических решений будущих объектов строительства. К основным недостаткам проводимой в тот период работы следует отнести: Председатель Госстроя России Н. П. Кош-ман на расширенном заседании итоговой коллегии 25 февраля 2004 г. констатировал: «Проектировщиков, строителей и заказчиков по строительству объектов, а также органы власти субъектов Российской Федерации очень беспокоит судьба некогда единой системы строительных норм и правил, которая на протяжении многих десятилетий выполняла роль технического законодательства в строительстве. Однако сегодня Госстрой России практически не имеет прав в области строительного нормирования. Лишаются своих прав в этой области и субъекты Российской Федерации. Госстрой России готов взять на себя роль федерального органа исполнительной власти, координирующего работу всех федеральных и территориальных органов исполнительной власти, по созданию и применению нормативной базы проектирования и строительства в соответствии с требованиями закона «О техническом регулировании». Мы готовы представить соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации». Последовавшая затем реорганизация Госстроя России (сначала преобразование в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации — Росстрой РФ, затем передача в ведение Министерства регионального развития Российской Федерации по Указу Президента РФ от 1 декабря 2004 г. № 1487), ликвидация Управления технормирования и возложение на Росстрой РФ задач по реализации общенационального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (заседание президиума Госсовета «О мерах по обеспечению граждан России доступным жильем», 19 апреля 2005 г., заседание Правительства РФ 12 октября 2005 г.) привели к тому, что сегодня вопросы технического регулирования в строительстве на федеральном уровне практически не координируются. Реализация основных положений закона «О техническом регулировании» в первую очередь характеризуется состоянием разработки: Разработка технических регламентов за счет средств федерального бюджета Распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р утверждена «Программа разработки технических регламентов за счет средств федерального бюджета на 2004–2006 гг.», ее реализация возложена на Департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ. Учитывая возрастающую важность данной работы, Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2005 г. № 97 сформирована Правительственная комиссия по техническому регулированию. В предложенной Программе прямое отношение к строительству имеют 3 регламента: Разработка технических регламентов за счет внебюджетных источников Наряду с разработкой технических регламентов за счет средств федерального бюджета предполагается, что значительная часть работ может быть профинансирована самим бизнес-сообществом. Методическое обеспечение разработки технических регламентов В помощь разработчикам технических регламентов в настоящее время созданы следующие методические материалы: В настоящее время разработано несколько десятков проектов технических регламентов (49 по состоянию на 22.09.05 г., но только один из них вынесен на рассмотрение в Правительство, которое его утвердило Постановлением от 12 октября 2005 г. № 609 в обход общих правил), ожидается, что до конца 2005 г. первые из них будут представлены в Государственную Думу ФС РФ и будут приняты в качестве федеральных законов. На состоявшейся 22 сентября 2005 г. международной конференции «Роль стандартов в техническом регулировании» докладчиками была предоставлена информация о прошедших слушания и готовых к представлению в Государственную Думу ФС РФ технических регламентах: Разработка национальных стандартов Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. № 316 «О мерах по реализации федерального закона «О техническом регулировании» функции национального органа Российской Федерации по стандартизации были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Госстандарт России постановил со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. (Постановление Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»). Таким образом, Комплекс стандартов на оконные и балконные дверные блоки, разработанный в последние годы и способствовавший продвижению на российском рынке современной высокотехнологичной продукции, также трансформировался в Комплекс национальных стандартов. К сожалению, следует отметить, что в связи с реорганизацией Госстроя России разработка новых стандартов и пересмотр действующих практически были приостановлены с начала 2004 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование — правопреемник Госстандарта РФ) разработало несколько основополагающих ГОСТ Р по системе стандартизации в Российской Федерации, в том числе ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и функционирования». Приказом Ростехрегулирования от 22 октября 2004 г. № 81 создан Технический комитет по стандартизации — ТК 465 «Строительство» (председатель ТК — Л. С. Баринова). ТК 465 «Строительство» создан в целях организации и проведения работ по стандартизации в области строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.02 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» и ставит своей задачей не только развитие национальной стандартизации в области строительства, но и организацию разработки и проведения экспертизы проектов национальных стандартов, строительных норм, правил, стандартов организаций и других нормативных, методических и руководящих документов в области строительства. Технический комитет представляет проекты национальных стандартов в области строительства на утверждение в Ростехрегулирование и издает от своего имени своды правил по проектированию и строительству и другие документы рекомендательного характера. Технический комитет функционирует как объединение специалистов, направляемых для работы в ТК федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, научными, проектными, изыскательскими, строительными организациями и предприятиями в качестве своих ответственных представителей. Самое пристальное внимание следует обратить на проект ГОСТ Р 1.19-___ «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы». ГОСТ Рустанавливает виды экспертизы стандартов. К основным видам относятся те, что применяют при рассмотрении каждого проекта стандарта. В их число входят: научно-техническая экспертиза, лингвистическая экспертиза, правовая экспертиза, нормоконтроль. В зависимости от объекта стандартизации к проекту стандарта могут быть применены дополнительные виды экспертизы, в том числе: метрологическая экспертиза, экспертиза процедур оценки соответствия, терминологическая экспертиза. Отдельный вопрос, но необычайно важный, — финансирование работ по экспертизе. Национальный орган по стандартизации устанавливает минимальные уровни оплаты работ эксперта по экспертизе каждого вида для проектов национальных и межгосударственных стандартов. Разработчик проекта стандарта заключает договор на проведение экспертизы с экспертом или организацией, сотрудником которой он является. Очевидно, что предусмотренные стандартом процедуры по проведению экспертизы приведут к существенному удорожанию разработки национальных стандартов. Разработка стандартов организаций За последнее время возросло количество ассоциаций, союзов и объединений строительного комплекса, причем некоторые из них имеют опыт аккумулирования внебюджетных средств и разработки стандартов организаций (АВОК и др.). Ростехрегулированием утвержден и введен в действие ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (Приказ от 30.12.2004 г. № 154-ст), в котором определены требования к стандартам организаций, правила их разработки, согласования и утверждения. В настоящее время специалистами АПРОК разработаны следующие проекты: Проекты указанных документов в соответствии с установленным порядком были направлены в адреса заинтересованных организаций, замечания и предложения которых обобщаются для учета в последующей работе. В отличие от сложившейся в последние годы практики закрытой разработки нормативно-технической документации, в Самаре 11 сентября 2005 г. во время проведения Международного научно-практического семинара «Энергоэффективные окна-5» состоялось заседание редакционного совета, на котором обсуждался проект стандарта АПРОК «Стекло с мягким низкоэмиссионным покрытием. Технические условия». В обсуждении приняли участие специалисты 20 ведущих отечественных и зарубежных компаний. Основой для обсуждения явился Перечень предложений и замечаний по внесению изменений в проект стандарта АПРОК «Стекло с мягким низкоэмиссионным покрытием. Технические условия», который был предоставлен всем участникам. Наибольшую активность и заинтересованность проявили представители компаний-конкурентов на российском рынке стекла с низкоэмиссионным мягким покрытием: ООО «Главербель Восток» и компания «Пилкингтон». Естественно, что в ходе обсуждения стороны не смогли сразу согласовать свои позиции, поэтому были уточнены проблемные вопросы и определены направления дальнейшей работы над стандартом. Хотя следует отметить, что в ходе восьмичасового обсуждения (в воскресенье!) были согласованы основные положения стандарта. Проблемы реализации закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли, по нашему мнению, заключаются: Заключение Представляется целесообразным проведение Всероссийского форума ассоциаций, союзов и объединений предприятий, фирм и организаций строительного комплекса, на котором был бы сформирован Координационный совет, одной из задач которого стало бы объединение усилий и координация работ по реализации закона «О техническом регулировании» в строительной отрасли. Дата: 28.11.2005 А. В. Спиридонов, Л. М. Шахнес, А. Г.Чесноков "СтройПРОФИль" 8 (46)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||