Строительный комплекс развивается. Итоги двух лет работы

1 стр. из 1

В середине октября исполнилось два года губернаторства Валентины Матвиенко. За это время значительно продвинулись многие направления развития города, в том числе в строительном комплексе.  В соответствии с планами Комитета по строительству в 2005 г. будет введено в эксплуатацию не менее 2,3 млн. квадратных метров жилья (в прошлом году, напомним, было сдано 2 млн. кв. м жилья).

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга А. И. Вахмистрова, в предыдущие два года правительство города уделяло особое внимание бюджетному строительству. Задача, поставленная губернатором, — достижение показателя строительства за счет бюджета города, составляющего до 10 % от общего объема построенного жилья, — последовательно выполняется: в 2005 г. будет возведено порядка 100 тыс. кв. м, а в 2006 г. планируется построить не менее 160 тыс. кв. м.

Одним из важнейших достижений работы строительного блока города стала разработка нового Генерального плана Санкт-Петербурга — основы градостроительного развития города. Необходимо отметить, что впервые в Генеральном плане определены границы зон охраны объектов культурного наследия.

В последние два года значительно ужесточился контроль за строительством, создана единая Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, объединившая в себе контроль за всем циклом строительства.

Два года назад в предложениях будущему губернатору петербургские строители обозначили свои приоритеты, то есть те вопросы, без решения которых невозможно двигаться дальше. Речь шла об инженерной подготовке территорий, системе выделения земельных участков, взаимодействии строительных организаций и естественных монополистов, реконструкции территорий и расселении ветхого жилья, государственном заказе и подготовке кадров для строительной отрасли. Эти вопросы, можно отметить с удовлетворением, сегодня решаются.

Программа подготовки территорий

Планомерное наращивание темпов и объемов строительства невозможно без подготовки новых городских территорий, и эта проблема решается правительством города в рамках комплексной программы по подготовке территорий под жилищно-гражданское строительство на 2004–2010 гг.Программа была утверждена в 2004 г. и является логическим продолжением реализации мероприятий по развитию систем водоснабжения, теплоснабжения, газо-снабжения Санкт-Петербурга. Главная цель программы — повышение эффективного использования территориальных ресурсов города и обеспечение комплексного развития территорий путем активных градостроительных преобразований.

Согласно программе определены приоритетные направления развития города. Это Северо-Приморская, Северная и Приморская юго-западная части города. В целом к 2010 г. планируется подготовить 23 новые площадки под массовую застройку (или 856 га под строительство более 13 млн. кв. м объектов жилищно-гражданского назначения).

Первыми результатами этой программы стали утвержденные в этом году проекты планировки и межевания кварталов 56АБ, 59А, 59Б Северо-Приморской части Приморского района Санкт-Петербурга. Квартал 56АБ — это свободная от построек территория площадью 38,7 га, ограниченная Богатырским пр., Туристской ул., ул. Оптиков и Камышевой ул. Здесь, в общей сложности, планируется построить 30 жилых домов — это 546 тыс. кв. м жилья, их которых около 100 тыс. кв. м будет построено за счет средств бюджета. Кроме того, проектом предусмотрено строительство двух общеобразовательных школ с бассейнами и трех детских дошкольных учреждений (одно из них будет совмещено с начальной школой), а также объектов торговли и паркингов.

На территории кварталов 59А, 59Б планируется построить 589,6 тыс. кв. м жилья. При этом порядка 92 тыс. кв. м будет построено за счет средств бюджета для реализации городских жилищных программ. Квартал 59А — это территория площадью 19,77 га, ограниченная ул. Оптиков, Туристской ул., Мебельной ул. и Жилой ул. Здесь планируется возвести 232,7 тыс. кв. м жилья, а также школу, два детских дошкольных учреждения, три районных поликлиники (взрослой, детской и стоматологической), торговые объекты и гаражи.

В квартале 59Б, ограниченном Жилой ул., Мебельной ул. и Камышовой ул., на площади 28 га планируется построить 356,9 тыс. кв. м жилья, две школы, два детских дошкольных учреждения, гаражи-стоянки и другие объекты.

Поскольку территории ранее не осваивались, сегодня проводится инженерная подготовка этих кварталов. В октябре прошлого года введен в эксплуатацию 4-й котел Приморской котельной. К концу этого года в квартале 56АБ будет завершено за счет средств бюджета строительство окаймляющих инженерных сетей и дорог. В кварталах 59А, 59Б ведется проектирование сетей и дорог, которые позволят приступить к активному массовому жилищному строительству и развитию сопутствующей инфраструктуры.

В ближайшее время на заседании городского правительства будет рассмотрено 27 полных пакетов по земельным участкам, расположенным в этих кварталах и зарезервированным под инвестиционное строительство.

Кроме того, завершена разработка проектов планировки и межевания территорий кварталов 15 и 18 Приморской юго-западной части Санкт-Петербурга, в составе которых выполнены проекты инженерной подготовки кварталов.Проходит согласование проекта планировки района «Северная долина», на территории площадью 540 га предполагается возвести порядка 3 млн. кв. м жилья. Разрабатываются проекты планировки и межевания квартала 15 в районе «Северная долина»; квартала 58 в Северо-Приморской части Приморского района; квартала 20 в Приморской юго-западной части Красносельского района. Ведутся проектные работы по инженерной подготовке территории квартала 15 восточнее пр. Ю. Гагарина.

Сто томов Генерального плана

Важнейшим направлением городского правительства в течение последних двух лет стала разработка нового Генерального плана. Это более ста томов проектной документации, сотни проведенных общественных слушаний и более трехсот согласований. Одобренный правительством города проект закона «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» принят Законодательным собранием города в первом чтении. Обработано 10 000 поправок к Генеральному плану, часть из них принята. Подготовлена сводная таблица спорных поправок, она будет рассматриваться Губернаторской комиссией по поправкам.

Параллельно с разработкой и утверждением Генерального плана Комитет по градостроительству и архитектуре работал над совершенствованием системы градостроительного регулирования. Это прежде всего создание «единого окна» по подготовке исходных данных для градостроительного проектирования (это позволило сократить время выдачи исходной документации до 3-х рабочих дней); утверждение временных регламентов застройки, выдача градостроительных согласований. Впервые автоматизирован поиск справочной информации о выполнении заявок на выдачу разрешительной документации в Управлении застройки города (через сайт Комитета по градостроительству в сети Интернет).

Стратегия наследия

По поручению губернатора, КГИОП разработал Проект петербургской стратегии сохранения наследия. Этот документ определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Стратегия раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах.
В рамках стратегии подготовлен новый проект зон охраны, отвечающий требованиям законодательства и представляющий собой актуальную информацию об объектах культурного наследия. В основе работы — принцип сохранения объектов культурного наследия и их исторической среды путем установления зон охраны различных категорий. Впервые интересы охраны культурного наследия поставлены в один ряд с интересами градостроительного и инвестиционного развития.
Еще одним серьезным событием можно считать принятие Временного высотного регламента, призванного сохранить исторический силуэт города и панораму городского ландшафта.

Возросли объемы финансирования реставрационных работ. Особенно это касается объектов исторического центра города в связи с началом реализации разработанной КГИОП адресной программы реставрации фасадов на 2005–2007 гг. В отличие от точечной объектной реставрации, программа предусматривает возрождение целых улиц. При формировании программы было проанализировано состояние лицевых фасадов на основных улицах, проспектах, набережных, площадях, входящих в традиционные туристические маршруты и являющихся важными для центра города градостроительными перспективами. Всего на 44 улицах было определено 362 здания, нуждающихся в выполнении реставрационных работ. В список вошли 253 здания — памятника истории и культуры — и 109 зданий, не состоящих под охраной, но входящих в объединенную охранную зону.
Реставрация осуществляется за счет трех источников финансирования: средств пользователей, внебюджетных ассигнований из фонда развития Санкт-Петербурга и городского бюджета. Общая сумма затрат на реставрационные работы из всех источников финансирования за 2004–2005 гг.составят 1,5 млрд. руб. Доля городского бюджета составляет 58,5 %.

Проблемы финансирования реставрации памятников федерального значения возникли в результате разграничения полномочий государственных бюджетов. Так, с 1 января 2005 г. средства бюджета Санкт-Петербурга не могут направляться на памятники федерального значения или находящиеся в собственности Российской Федерации. Поэтому были приостановлены городские программы реставрации памятников федерального значения.
В связи с отсутствием финансирования из федеральных источников администрация города была вынуждена предпринимать чрезвычайные меры для изыскания источников внебюджетных ассигнований на эти цели. В итоге были созданы «Фонд развития Санкт-Петербурга», возглавляемый губернатором города В. И. Матвиенко, и «Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Предпринимаются меры и по стимулированию финансовых вливаний в реставрацию. Именно в Санкт-Петербурге впервые введена практика зачета средств, затраченных на ремонтно-реставрационные работы, и арендные платежи. Эта система получила распространение по всей России.

От ИТК — к торгам

Знаковым событием для строительного комплекса города в 2004 г. стал переход на новую процедуру предоставления земельных участков. Как известно, в 2004 г.упразднена Инвестиционно-тендерная комиссия и разработан закон, регламентирующий полномочия и порядок работы правительства Санкт-Петербурга по предоставлению земельных участков и объектов недвижимости для строительства через торги.
В качестве временной меры была разработана схема проведения торгов по «короткому пакету». Они позволяли максимально быстро, в условиях дефицита инженерно подготовленных участков, обеспечить рынок недвижимости долгосрочным предложением. В рамках проведения торгов Комитет по строительству осуществляет выбор участков и подготовку пакета документов, необходимых для разработки градостроительной документации.
Первые торги по «короткому пакету» состоялись в июне 2004 г. Всего за 2004–2005 гг.по короткому пакету подготовлено 130 земельных участков (1,57 млн. кв. м возводимых улучшений): 88 земельных участков продано на торгах (34 участка под строительство 807 338 кв. м жилья); 14 участков дорабатываются до полного пакета (156 600 кв. м возводимых улучшений).

К разработке документации привлекается и бизнес. В июле 2004 г. было разработано Положение о порядке проведения конкурсов на право подготовки документации для проведения торгов.
Согласно документу принять участие в конкурсах могут юридические лица, их объединения и индивидуальные предприниматели.
Главный критерий — наиболее эффективное социально-экономическое использование земельного участка. Также учитываются заявленные сроки подготовки документации и размер оплаты работ.

Процедура проведения конкурсов на право подготовки документации стартовала в августе 2004 г. За этот период было проведено 17 конкурсов. В настоящее время документация разрабатывается по 59 земельным участкам, подготовлено 13 полных пакетов, из них 4 пакета реализовано на торгах.
В 2005 г. был разработан Порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства инженерных сооружений. В нем предлагается упрощенная процедура предоставления земельных участков под строительство внутриквартальных и внутриплощадочных инженерных сооружений. Согласно этому документу при строительстве инженерных сооружений не требуется издание Постановления правительства Санкт-Петербурга о проведении изыскательских работ и, соответственно, заключение Договора аренды на 11 месяцев.

Новый порядок позволяет сразу приступить к подготовке документации по строительству, а по ее окончании издается постановление о предоставлении земельного участка для строительства инженерного сооружения. В результате этих нововведений процедура по предоставлению земельного участка будет занимать от 4 до 8 месяцев, в зависимости от сложности проекта объекта инфраструктуры.

Дата: 01.12.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11 (85)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!