Принята программа развития Петербурга как туристического центра

1 стр. из 1

На заседании городского правительства принято Постановление «О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы».

Программа подготовлена на основе разработок международной консалтинговой компании «Бостон Консалтинг Групп» по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

В результате реализации Программы Петербург за 5 лет должен войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством посещений в 5 миллионов туристов в год. Такой вариант развития получил название «5-5-5».

Губернатор Санкт-Петербурга в целом положительно оценила Программу и предложенный план мероприятий. «В бюджет на 2006 год уже заложены соответствующие средства, — сказала В. И. Матвиенко, — и мы должны немедленно приступать к ее реализации. Сфера туризма не на словах, а на деле должна стать стратегически важным направлением в развитии города».

Основные положения Программы базируются на данных, полученных в результате проведенных исследований по оценке существующего положения Санкт-Петербурга на международном и российском рынках туризма с точки зрения спроса и предложения, и включают в себя ряд предложений по стратегии дальнейшего развития и позиционирования Санкт-Петербурга как туристического центра, а также перечень практических мероприятий, направленных на ускоренное развитие туристической отрасли в Санкт-Петербурге и повышение доходов от данного сектора экономики.

В настоящий момент Санкт-Петербург среди туристических центров Европы занимает по посещаемости девятую строчку. Общее количество прибытий в наш город составляет 3,5 млн. туристов в год. Первое место по данному показателю неоспоримо занимает Лондон (26,8 млн. чел. в год), второе с большим отрывом принадлежит Парижу (14 млн. чел. в год), а начиная с третьего места, которое занимает Рим (5,9 млн. чел. в год), корреляция носит не столь существенный характер. Москва же в данной иерархии вообще является аутсайдером и стоит на 11 месте (2,9 млн. чел. в год).

Санкт-Петербург ежегодно посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше (в среднем 6 500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, а основная цель поездки — увидеть дворцы. Средний срок пребывания — 2,5 суток. Мотивация россиян более разно-образна. Они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза и задерживаться здесь в среднем на 4,5 суток.

Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга: здесь создается около 10 % валового регионального продукта, что обеспечивает более 5 % городских налоговых доходов. На сегодняшний день в туризме занято порядка 63 тыс. человек.

При этом Санкт-Петербург, безусловно, располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от него в абсолютном выражении. Анализ показывает, что цели, сформулированные в программе «5-5-5», являются вполне реалистичными, но для их достижения необходимо выровнять сезонность посещаемости города в среднем на 15 % и увеличить на 20 % поток туристов в высокий сезон. Необходимо сконцентрировать усилия и инвестиции на развитии культурно-познавательного туризма, поскольку основным побуждающим фактором туристической поездки в Санкт-Петербург для большинства визитеров является выдающаяся культура города. В свою очередь бизнес-туризм и специализированные виды туризма (яхтенный, образовательный, паломнический и т.д.) целесообразно рассматривать как дополнительные направления.

В результате проведенного анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
 -  недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности потенциальных туристов о городе и его туристических возможностях;
 -  существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, не соответствие цены качеству поездки. 
 
В связи с этим, исходя из поставленных целей, задач и выбранной стратегии, по развитию Санкт-Петербурга как туристического центра был определен комплекс первоочередных мер, в числе которых в первую очередь предусмотрено создание агентства городского маркетинга, в задачи которого войдет разработка действенного механизма реализации маркетинговой стратегии в сфере туризма, развитие эффективного партнерства и коммерческого сектора Петербурга, координация усилий участников рынка туризма в городе.

Среди мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры города, можно выделить строительство новых гостиниц, улучшение транспортного сообщения, развитие аэропорта, благоустройство города, техническая модернизация музеев, модернизация инфраструктуры пригородов.

Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет бюджета города и внебюджетных средств.

Общий объем необходимого финансирования для реализации Программы оценивается в 996,2 млн. руб. При этом авторы Программы предполагают, что в результате ее реализации общий экономический эффект за 2005–2010 гг. составит 125–130 млрд. руб.; доходы экономических агентов (население, частный сектор, бюджеты всех уровней) оцениваются в 75–80 млрд. руб. начиная с 2010 г. (по сравнению с 20–25 млрд. руб. в 2004 г.); поступления денежных средств от туризма в бюджет Санкт-Петербурга возрастут в 2,5 раза и составят к 2010 г. около 6–7 млрд. руб. в год; дополнительно будет создано 60 тыс. рабочих мест, и общее количество занятых в туристической сфере увеличится в два раза.

Дата: 01.12.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11 (85)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!