Новый порт: экологические аспекты строительства

1 стр. из 1

Строительство нового Морского пассажирского терминала в Санкт-Петербурге вызывает сегодня горячие дискуссии. О предпосылках реализации этого проекта мы рассказывали в предыдущих номерах нашего журнала. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые тезисы из доклада президента УК «Морской фасад» Ш.Ш. Кары-Ниязова «Экологические аспекты реализации проекта строительства Морского пассажирского терминала и развития территорий в западной части Васильевского острова», который прозвучал на заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по здравоохранению и экологии.

12 тыс. туристов в день — $56 млн. ежегодно в бюджет

Согласно проекту, в 2008 г. на вновь образованной территории будут построены три причала для приема круизных лайнеров длиной до 300 м. Завершить строительство нового пассажирского терминала планируется к концу 2009–2011 гг. На семи причалах можно будет принимать до семи пассажирских и паромных лайнеров.
По расчетам, пассажирский терминал сможет принимать в сезонный период порядка 12 тысяч туристов в день, что, по оценкам,  принесет в бюджет Санкт-Петербурга не менее 56 миллионов долларов ежегодно, в федеральный бюджет — порядка 69 миллионов долларов. 
Реализация проекта поручена ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга». 
На вновь образованных территориях общей площадью 450 га планируется также создание зон отдыха и досуга горожан, жилой, общественно-деловой застройки. Осуществлением этого проекта занимается  ООО ПСА «Перспектива».
Общее управление и координация действий двух взаимосвязанных проектов — развитие западной части Васильевского острова на вновь образованной территории и строительство нового морского пассажирского терминала — поручено ООО «Управляющая компания «Морской фасад».

Ситуация как она есть…

В целом экологическая ситуация в Невской губе и на западной оконечности Васильевского острова, по оценкам независимых экологов,  сейчас гораздо лучше, чем была 20 лет назад. В начале 90-х г. наблюдался существенный промышленный спад, поэтому сократилось негативное воздействие на окружающую среду.
Тем не менее значительными остаются загрязнения акватории из-за сброса неочищенных сточных вод; отходы  жизнедеятельности города скапливаются в котлованах, образовавшихся при разработке грунта для намыва территории еще в 60-80-е г.
Кроме того, существующая береговая линия представляет собой несанкционированные свалки, неорганизованные пляжи. Все эти негативные явления могут быть ликвидированы в процессе реализации проекта.

Что должно быть…

Работы по дноуглублению и образованию территории будут, по сути, осуществляться как рекультивация земель акватории Невской губы. Часть грунта, поднятого при дноуглублении, будет использована для засыпки старых котлованов, в которых годами скапливались городские отходы. Дно акватории будет выровнено и очищено (уже проведены работы по очистке акватории от взрывоопасных предметов, в настоящее время водолазы очищают дно от техногенного и природного мусора).
Концепцией развития западной части Васильевского острова предусмотрено также благоустройство территории. Увеличится площадь зеленых насаждений; береговая линия будет укреплена. Предусмотрены специальные оградительные сооружения (с элементами шпунтовой стенки), которые позволят существенно сократить область замутнения во время строительства, а также избежать «сползания» грунта вновь образованной территории.  Кроме того, будет построена вся инфраструктура, связанная с охраной окружающей среды (полная канализация сточных вод и ливневых стоков).

Во время проведения работ

Предусматривается ряд мероприятий для предотвращения негативных экологических последствий. Дноуглубительный подрядчик — компания «Ван Оорд» — компания мирового уровня. Она работает по всему миру, знакома с требованиями всех международных экологических законодательств и организаций. В этом проекте компания предлагает несколько мероприятий, которые должны уменьшить мутность воды в результате дноуглубительных работ. Для земснарядов компании «Ван Оорд» используются специальные крышки для фрез, которыми производится разработка грунта — они нужны для того, чтобы существенно уменьшить подсос воды и, соответственно, область замутнения. Также есть возможность установить временные плавучие синтетические шторы — от поверхности воды до дна, — которые не дают замутнению возможность распространиться на большую акваторию. Это достаточно современные средства. Предусмотрен целый ряд мероприятий по сбору загрязненных вод самого судна и по техническим устройствам, чтобы исключить всякое влияние самой дноуглубительной техники на окружающую среду.
Аналогичные методы будут применяться и в период проведения работ по образованию территории. Все они будут отражены в специальном проекте.
Для ускорения процесса ликвидации замутнений будут использоваться коагулянты (специальные реагенты для укрупнения, а соответственно, ускорения выпадения в осадок частиц песка), а для отстоя воды, прежде чем она вновь попадет в залив, — шандорные колодцы.

Документация и контроль

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства порта (37 томов документации) разрабатывались в 18 специализированных организациях.
ТЭО прошло согласования в более чем тридцати министерствах и ведомствах Российской Федерации. Проект  получил одобрение Главгосэкспертизы Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ.
На основании заключения Главгосэкспертизы Федеральным агентством морского и речного транспорта издано распоряжение об утверждении ТЭО проекта.
Приказом № 70 от 7.04.2005 руководителем службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта «ТЭО строительства Морского пассажирского терминала на Васильевском острове».
По утверждению экспертной комиссии, ТЭО строительства Морского пассажирского терминала на Васильевском острове по объему и содержанию соответствует требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В проекте содержатся материалы по оценке воздействия на окружающую среду, в которых отражены природоохранные мероприятия и  обоснована экологическая допустимость намечаемой деятельности.
По результатам рассмотрения представленных материалов проекта и с учетом положительных заключений (согласований) государственных надзорных и контрольных органов, экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное воздействие на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации объекта.

Проект может быть реализован.
Контроль за реализацией проекта осуществляют: Балтспецморинспекция  Минприроды и Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по СПб и ЛО. Экологический контроль в рамках проведения дноуглубительных работ, по итогам конкурса, проведенного ФГУП «Росморпорт», будет осуществлять аудиторская компания «Конто».

Дата: 01.12.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11 (85)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!