Применение геосинтетических материалов в гражданском строительстве

1 стр. из 1

Все более широкое применение находит использование таких геосинтетических материалов, как высокопрочные геоткани и георешетки. Они используются в дорожном строительстве в качестве высокопрочной обоймы в основании высоких насыпей, расположенных на грунтах с низкой несущей способностью. Это позволяет обеспечить нормативный коэффициент устойчивости насыпи.

Применяются также геоткани и георешетки в армогрунтовых свайных ростверках на сваях безосадочных насыпей. Кроме того, георешетки применяются  на слабых грунтах в основании дорожных одежд для повышения несущей способности дорожной конструкции и в качестве разделяющей и армирующей прослойки между щебнем и песком дорожной одежды. Широко используются высокопрочные геоткани и георешетки также при создании откосов насыпей повышенной крутизны и подпорных стен. Но имеется целый класс геосинтетических материалов, основной функцией которых является гидроизоляция и защита грунтовых вод от загрязнения стоками свалок, промышленных предприятий и т. п.

Примером таких геосинтетиков служат геомембраны из полиэтилена высокой или низкой плотности, а также бентонитовые маты, представляющие собой два слоя геотекстиля с заключенным между ними тонким слоем бентонитовой глины в виде порошка (минерал монтмориллонит), который при контакте с водой набухает, переходит в гелеобразное состояние и является прекрасным гидроизолирующим слоем. Так, например, бентонитовый мат NaBento®, толщиной порядка 5 мм, при контакте с водой или водными растворами имеет водопроницаемость, соответствующую 0,5 м трамбованной уплотненной глины (так называемый «глиняный замок»).

Вот лишь несколько примеров применения изолирующих геосинтетических материалов.
Полигон промышленных отходов «Красный Бор». На полигоне имеются так называемые карты, заполненные жидкими нефтесодержащими токсичными отходами. Основанием карт и их бортами служат кембрийские глины, выходящие на поверхность в этом районе Ленинградской области. Кембрийские глины обладают очень низкой водопроницаемостью и хорошо справляются с функциями изоляции, т. е. предотвращают попадание токсичных жидких отходов в грунтовые воды. С другой стороны, по мере заполнения карт и проникновения в них вод от атмосферных осадков карты переполняются и токсичные отходы вытекают за их пределы, отравляя вокруг себя все живое. Было принято решение создать обваловки и закрыть заполненные карты, перекрыв их сверху изолирующими геосинтетиками, а именно полиэтиленовой геомембраной или бентонитовыми матами. На фото 1 виден бентонитовый мат, лежащий на обваловке карты. На фото 2 видна поверхность карты, закрытая сверху сплошным слоем из сваренных между собой листов геомембраны. Геомембрана и бентонитовые маты перекрываются сверху слоем песка и грунта, на которых будет устроена система лотков для отвода атмосферных осадков. Откосы обваловок карт будут покрыты геоматом Enkamat®, засыпаны плодородным слоем грунта и засеяны травой для защиты от эрозии.

Гостиничный комплекс Константиновского дворца. При высоком уровне стояния грунтовых вод его подвалы заливало бы водой. С целью недопущения этого было принято решение уложить на грунт котлована бентонитовые маты, оставив запасы для заворота их на стены. Затем была сделана бетонная стяжка, возведены стены и на них закреплены бентонитовые маты (см. фото 3). Таким образом была решена проблема гидроизоляции подвала.

Подземная парковка на углу пр. Стачек и ул. Васи Алексеева. Проблема и решение аналогичны гостиничному комплексу Константиновского дворца. На фото 4 показана укладка бентонитового мата NaBento® на бетонную подготовку пола паркинга. Пол гаража будет залит бетонным раствором, будут возведены опорные колонны (основания под которые видны на фотографии) и заизолированы бентонитовыми матами, затем будут возведены стены, снаружи которых вертикально будет уложен бентонитовый мат до уровня, превышающего уровень грунтовых вод.

Снегосвалка в бассейне Обводного канала (по адресу наб. Обводного канала, 24 А). В основании снегосвалки лежат илы и суглинки в текучем состоянии с модулем деформации 3 МПа. Основание снегосвалки было забутовано осколками старых железобетонных конструкций, а поверх них насыпана асфальтовая крошка. С целью повышения несущей способности и минимизации осадок неоднородного основания на асфальтовую крошку была уложена георешетка «Фортрак»® 65/65 Т (см. фото 5). Поверх слоя армирования укладывается слой песка, затем полиэтиленовая мембрана (см. фото. 6), затем защитный слой геотекстиля «Тайпар»® SF с песчаной прослойкой, слой песчано-гравийной смеси и три слоя асфальтобетона. Конструкция должна нести нагрузку от тяжелого колесного транспорта, тяжелых бульдозеров и 8-ми метров слежавшегося и спрессованного снега. По периметру снегосвалки устроен дренаж, по которому талые воды, содержащие антиобледенительные реагенты, собираются и направляются в систему очистки, после чего сбрасываются в канализацию. Таким образом, использование гидроизоляции препятствует попаданию химических реагентов в грунтовые воды, что приводит к улучшению экологической обстановки в дельте Невы и Финском заливе.

В чем же все-таки принципиальная практическая разница между бентонитовыми матами и геомембранами из полиэтилена?

Для сварки геомембран применяют дорогостоящее импортное оборудование, а работы по сварке и укладке должны производить высококвалифицированные сертифицированные специалисты. В зависимости от сложности объекта стоимость погонного метра сварного шва варьируется от 50 до 100 и более рублей. Геомембрана очень чувствительна к повреждениям. Это свойство влечет за собой высокие требования к защите геомемран от повреждений при укладке и последующей засыпке. Если в процессе укладки она будет порезана или проколота, а этого не заметят и повреждения не исправят сваркой, считайте, что гидро-изоляция отсутствует. Кроме того, поли-этилен имеет высокий коэффициент линейного расширения. Это приводит к тому, что при изменении температуры (вследствие атмосферных перепадов температур и нагрева солнечными лучами) листы геомембраны, имеющие ширину до 7–9 м, сильно меняются в размерах, и подготовленные для сварки стыки могут расходиться, что сделает сварку невозможной.

Бентонитовые маты при более высокой первоначальной стоимости не требуют сварочного оборудования и высококвалифицированного персонала. Стыки бентонитовых матов соединяются внахлест и изолируются нанесением порошка из бентонитовой глины или смеси порошка с водой, разведенной до консистенции густой сметаны. Сложные места сопряжений промазываются бентонитовой пастой и закрываются полосками или заплатами из бентонитового мата. Бентонитовые маты имеют свойство замозалечиваться, т. е. небольшие порезы и проколы затягиваются гелем в водонасыщенном состоянии. Более того, к вертикальным поверхностям бентонитовые маты могут пристреливаться дюбелями с широкими шайбами, причем качество гидроизоляции от этого не пострадает. Недостатком бентонитовых матов является их чувствительность к проточной воде, которая может вымывать бентонит и тем самым нарушать их изолирующую способность. Поэтому маты укладываются между двумя слоями бетона, а при укладке на дно русла водотоков должны быть присыпаны на 25 см грунтом, который неразмывается скоростью потока.

Консультации по выбору геосинтетических материалов, расчеты, поставка и техническое сопровождение — все это в ЗАО «АРЕАН-Геосинтетикс».

197110 Россия, Санкт-Петербург,
Петровская коса, 1, бизнес-центр «Петровский», оф. 407
Тел. (812) 702-1163
Факс (812) 702-1166
E-mail: areangeo@rol.ru
www.areangeo.ru

Дата: 01.12.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11 (85)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!