|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В послереволюционный период с образованием Управления канализации вопрос о проекте хозяйственно-бытовой канализации был поднят снова, и коллегия Совета коммунального хозяйства, заслушав мнение экспертов, на заседании 21 февраля 1920 г. утвердила этот проект, разработанный до революции, несколько изменив отдельные его положения. Учитывая тяжелое экономическое положение страны, Управление канализации решило продлить срок строительства ливневой канализации до 20 лет (вместо 15 лет, предлагаемых в проекте), приняв за исходный 1920 г. При этом предполагалось одновременно произвести чистку и ремонт существующей деревянной сети. С целью облегчения эксплуатации сооружений канализации и увеличения ответственности обслуживающего персонала вся городская канализационная сеть была разделена на шесть эксплуатационных районов. В конце 1920 г. число районов по обслуживанию канализационных устройств было увеличено до десяти — по числу административных районов города (1-й городской, 2-й городской, Московско-Заставский, Смольнинско-Охтинский, Выборгский, Нарвско-Петергофский, Василеостровский, Невско-Обуховскцй и Пороховской). Одновременно с этим произошла реорганизация и районных эксплуатационных контор. Ряд функций эксплуатационного отдела Управления канализации города был передан в отделы благоустройства административных районов. В частности, в их ведении оказались такие работы, как очистка домовой канализации, в первую очередь выгребов, а также уличных колодцев и дворовой канализации, исправление провалов на сетях и другие мелкие работы. Эксплуатационному отделу Управления были оставлены работы по содержанию коллекторов и уличных магистралей: их очистка, ремонт, ликвидация провалов и т. п. Такое разделение функций по обслуживанию канализационных сетей просуществовало недолго. В 1921 г. вновь стали создавать самостоятельные канализационные эксплуатационные районы, не связанные с административным делением города. В 1922 г. структура Управления канализации и мостовых (так стало называться управление) в основном сохранилось, за исключением деления города на эксплуатационные районы: город был разделен на три эксплуатационных района (Северный, Восточный и Западный) вместо существовавших до этого десяти районов. Очередная реорганизация Управления произошла в декабре 1923 г. Реорганизация была связана с общей перестройкой некоторых подотделов Губернского отдела коммунального хозяйства (Губоткомхоза) и коснулась преимущественно центрального аппарата. Управление канализации мостовых и очистки, вошедшие в состав подотдела благоустройства, лишилось собственного «счетного, конторского и хозяйственно-заготовительного аппарата» и превратилось в одно из многих отделений этого подотдела. Теперь оно стало не Управлением, а Отделением канализации, мостовых и очистки. При этом отделение было лишено самостоятельности, которую имело Управление, находясь в составе технического подотдела. Действительность показала всю несостоятельность и несуразность проделанной реорганизации. Лишенное самостоятельности, отделение не могло осуществлять свою производственно-техническую деятельность в тех широких масштабах, которые были ему поручены. По этой причине созданная структура просуществовала недолго, в конце 1924 г. последовала новая реорганизация, в результате которой Отделение канализации, мостовых и очистки снова превратилось в самостоятельное Управление канализации и мостовых с правом подотдела. Функции бывшего Управления очистки от него снова отобрали. В состав Управления было передано Отделение по проектированию и постройке новой канализации, а также завод бетонных изделий «Баррикада», находившийся до этого в распоряжении Управления делами Губоткомхоза. Вскоре после этой реорганизации были внесены изменения в территориальное распределение эксплуатационных районов. Границы их привели в соответствие с границами реорганизованных административных районов. В результате преобразований осталось шесть административных и пять эксплуатационных районов. Василеостровский район не был выделен в самостоятельную единицу. Вместе с Петроградским эксплуатационным районом он составил единый эксплуатационный район. Образование на Васильевском острове самостоятельного эксплуатационного района было признано нецелесообразным ввиду того, что в начале 1925 г. на острове развернулись широкомасштабные строительные работы, а эксплуатационные, наоборот, были сведены к незначительному объему. Старая канализационная сеть укладывалась без расчетов и без всякой системы, конструкции применяемых трубопроводов были разнообразными. В целом существовавшая канализация как технологическая система работала неудовлетворительно. Приведенная характеристика городской канализации в первые послереволюционные годы обусловливала задачи, которые необходимо было решать новым властям города. К таким задачам относились:
Из таблицы следует, что за пять лет было ликвидировано 8 108 провалов (то есть 15,1 провала на километр сети), прочищено 249 033 пог. сажен, или 530,4 км, то есть вся сеть. За пять лет вновь построено 8 155,3пог. сажени или 17,4 км. В среднем в год строилось 3,47 км. Начиная с 1918 г. объемы работ ежегодно вырастали и особенно прирост был заметен за 1922 г. Характерной особенностью сезона 1922 г.,в отличие от предыдущих лет, было более высокое качество произведенных работ, приближающихся к качеству работ в довоенное время. Порядок производства представлял собой переходную ступень от исключительно хозяйственного способа к подрядному, который, как показала практика, гарантирует качество выполняемых работ. Общая стоимость произведенных работ в 1922 г., включая стоимость материалов, составила 408 356 968 руб. (в дензнаках 1922 г.). Из этой суммы стоимость канализационных работ равнялась 89 751 918 руб., а работ по мостовым — 161 767 387 руб. В последующие годы (1923–1927 гг.) происходило постепенное наращивание объема производимых работ. Так, в 1924 г. был осуществлен ремонт 23 457 сажен сети (49,9 км) и проложено вновь 5 618,7 сажен деревянных трубопроводов. В этот год в ночь с 23 на 24 сентября в Ленинграде произошло наводнение. Разбушевавшаяся стихия буйствовала на территории города в течение 4 часов. В результате наводнения была сведена на нет значительная часть работ строительного сезона 1924 г., подверглась разрушению и ранее уложенная сеть. Вследствие размыва было повреждено около 1 000 пог. сажен бетонных и свыше 14 000 сажен деревянных трубопроводов. Так как Управление занималось и мостовыми, то нельзя обойти вниманием потери, касающиеся мостовых. Больше всего пострадали торцевые мостовые. Свыше 80 тыс. кв. сажен было совершенно смыто. Одна часть их осталась на улицах, другая часть была унесена в море. Погибло также много нового материала, приготовленного для торцевых работ. Общая сумма убытков в результате разрушения канализационных устройств и мостовых составила около 3 млн. руб.
В двадцатых числах октября 1924 г. в Ленинград прибыла Государственная комиссия Госплана СССР. Она ознакомилась с разрушениями, произведенными наводнением, и с состоянием городской канализации и мостовых. Несчастье, постигшее город, заставило центральные власти обратить особое внимание на Ленинград. После ознакомления комиссии с разрушениями в результате наводнения и с общим состоянием инженерного обеспечения города (в первую очередь канализации) Ленинграду были отпущены средства как на восстановительные работы, так и на новое канализационное строительство. Кроме того, комиссия Госплана пришла к выводу, что постройка в Ленинграде «постоянной непроницаемой для воды канализации является необходимым и безотлагательным делом». Можно сказать, что стихия ускорила решение вопроса о постройке постоянной канализации в городе. По предварительной программе, рассчитанной в первую очередь на производство восстановительных работ по канализации, правительством было отпущено 715 170 руб. Часть этой суммы израсходовали осенью 1924 г., большая часть субсидий перешла на строительный сезон 1925 г. В 1927 г. протяженность уличной канализационной сети из деревянных трубопроводов достигла рекордного значения — 445 км.В дальнейшем, начиная с 1928 г., прокладка деревянных трубопроводов практически не производилась, и количество их (по мере замены деревянных туб на бетонные) начало с каждым годом уменьшаться. Необходимо отметить, что работы по прокладке новых систем канализации, проведенные на окраинах города — в Володарском, Московско-Нарвском, Выборгском районах — в 1925–1927 гг. существенно улучшили их благоустройство, ликвидировав заболоченность ряда окраин и создав условия для строительства мостовых. Рост протяженности сетей и соотношение между деревянными и бетонными трубопроводами приведены в таблице 3.
В эти годы окончательно были решены проектные работы по канализации города. Специальная экспертная комиссия Откомхоза в течение 1923 г. рассматривала и изучала проекты канализации города, которые были разработаны ранее. В результате комиссией были выработаны основные положения по канализации города. После наводнения отделению по проектированию канализации, занимавшемуся в то время переработкой проекта городской хозяйственной сети, было предложено ускорить разработку общего плана канализации всего города и к 1 мая 1925 г. подготовить детальный проект хозяйственной сети Василеостровского района, согласованный с существующим проектом ливневой канализации. В соответствии с принятыми положениями под руководством профессора Ш. К. Чижова был разработан проект канализации Ленинграда. Проектом пред-усматривалась раздельная система канализования сточных вод, при которой хозяйственно-фекальные и производственные сточные воды предполагалось отводить к местам выпусков их в Финский залив, а атмосферные (ливневые) и условно чистые промышленные воды — в ближайшие водные протоки. По проекту город разделялся на четыре самостоятельные бассейна: Дата: 01.12.2005 В. Д. Дмитриев "Петербургский строительный рынок" 11 (85)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||