Канализация Ленинграда в послереволюционные годы

1 стр. из 1

В послереволюционный период с образованием Управления канализации вопрос о проекте хозяйственно-бытовой канализации был поднят снова, и коллегия Совета коммунального хозяйства, заслушав мнение экспертов, на заседании 21 февраля 1920 г. утвердила этот проект, разработанный до революции, несколько изменив отдельные его положения.

Учитывая тяжелое экономическое положение страны, Управление канализации решило продлить срок строительства ливневой канализации до 20 лет (вместо 15 лет, предлагаемых в проекте), приняв за исходный 1920 г. При этом предполагалось одновременно произвести чистку и ремонт существующей деревянной сети.

С целью облегчения эксплуатации сооружений канализации и увеличе­ния ответственности обслуживающего персонала вся городская канализационная сеть была разделена на шесть эксплуатационных районов.

В конце 1920 г. число районов по обслуживанию канализационных устройств было увеличено до десяти — по числу административных районов города (1-й городской, 2-й городской, Московско-Заставский, Смольнинско-Охтинский, Выборгский, Нарвско-Петергофский, Василеостровский, Невско-Обуховскцй и Пороховской). Одновременно с этим произошла реоргани­зация и районных эксплуатационных контор. Ряд функций эксплуатационного отдела Управления канализации города был передан в отделы бла­гоустройства административных районов. В частности, в их ведении ока­зались такие работы, как очистка домовой канализации, в первую очередь выгребов, а также уличных колодцев и дворовой канализации, исправление провалов на сетях и другие мелкие работы.

Эксплуатационному отделу Управления были оставлены работы по содержанию коллекторов и уличных магистралей: их очистка, ремонт, ликвидация провалов и т. п.

Такое разделение функций по обслуживанию канализационных сетей просуществовало недолго. В 1921 г. вновь стали создавать самостоятель­ные канализационные эксплуатационные районы, не связанные с администра­тивным делением города. В 1922 г. структура Управления канализации и мостовых (так стало называться управление) в основном сохранилось, за исключением деления города на эксплуатационные районы: город был раз­делен на три эксплуатационных района (Северный, Восточный и Западный) вместо существовавших до этого десяти районов.

Очередная реорганизация Управления произошла в декабре 1923 г. Реорганизация была связана с общей перестройкой некоторых подотделов Губернского отдела коммунального хозяйства (Губоткомхоза) и коснулась преимущественно центрального аппарата. Управление канализации мостовых и очистки, вошедшие в состав подотдела благоустройства, лишилось собственного «счетного, конторского и хозяйственно-заготовительного аппарата» и превратилось в одно из многих отделений этого подотдела. Теперь оно стало не Управлением, а Отделением канализации, мостовых и очистки. При этом отделение было лишено самостоятельности, которую имело Управление, находясь в составе технического подотдела. Действи­тельность показала всю несостоятельность и несуразность проделанной реорганизации. Лишенное самостоятельности, отделение не могло осуществлять свою производственно-техническую деятельность в тех широких масштабах, которые были ему поручены. По этой причине созданная структура просуществовала недолго, в конце 1924 г. последовала новая реорганизация, в результате которой Отделение канализации, мостовых и очистки снова превратилось в самостоятельное Управление канализации и мо­стовых с правом подотдела. Функции бывшего Управления очистки от не­го снова отобрали. В состав Управления было передано Отделение по проектированию и постройке новой канализации, а также завод бетонных изделий «Баррикада», находившийся до этого в распоряжении Управления делами Губоткомхоза.

Вскоре после этой реорганизации были внесены изменения в территориальное распределение эксплуатационных районов. Границы их привели в соответствие с границами реорганизованных административных районов. В результате преобразований осталось шесть административных и пять экс­плуатационных районов. Василеостровский район не был выделен в самосто­ятельную единицу. Вместе с Петроградским эксплуатационным районом он составил единый эксплуатационный район. Образование на Васильевском острове самостоятельного эксплуатационного района было признано нецелесообразным ввиду того, что в начале 1925 г. на острове развернулись ши­рокомасштабные строительные работы, а эксплуатационные, наоборот, были сведены к незначительному объему.

Старая канализационная сеть укладывалась без расчетов и без всякой системы, конструкции применяемых трубопроводов были разнообразными. В целом существовавшая канализация как технологическая система работала неудовлетворительно.

Приведенная характеристика городской канализации в первые после­революционные годы обусловливала задачи, которые необходимо было решать новым властям города. К таким задачам относились:
 -  натурная съемка существовавшей сети и оформление рабочих чертежей;
 -  замена деревянных труб бетонными и керамиковыми, а также деревян­ных колодцев бетонными;
 -  проектирование городской канализации с использованием новейших исходных данных и современных достижений науки и техники с учетом перспективного развития города;
 -  расширение канализационной сети на рабочих окраинах города и его пригородах.
 
Как видим в первые послевоенные и послереволюционные годы Управление канализации основными задачами себе ставило завершение проектных работ и работ, связанных с восстановлением работоспособности существующей канализации. Новое строительство намечалось в самых минимальных объемах.
Сравнительная картина выполнения канализационных работ за первое пятилетие существования Советской власти приведена в таблице 1.

Наименование работ

1918 г.

1919 г.

1920 г.

1921 г.

1922 г.

Заделано провалов на сети (мест)

1 254

1 366

1 591

1 651

2 246

Очищено сетей с их ремонтом (погонных саженей)

36 572

38 224

71 770

79 356

40 111

Уложено новой бетонной сети (погонных саженей)

545

2 132

1 544

1 479

2 455,3

Очищено и отремонтировано колодцев (шт.)

4 867

Очищено канав (погонных саженей)

17 719

Из таблицы следует, что за пять лет было ликвидировано 8 108 провалов (то есть 15,1 провала на километр сети), прочищено 249 033 пог. сажен, или 530,4 км, то есть вся сеть. За пять лет вновь построено 8 155,3пог. сажени или 17,4 км. В среднем в год строилось 3,47 км. Начиная с 1918 г. объемы работ ежегодно вырастали и особенно прирост был заметен за 1922 г.

Характерной особенностью сезона 1922 г.,в отличие от предыдущих лет, было более высокое качество произведенных работ, приближающихся к качеству работ в довоенное время. Порядок производства представлял собой переходную ступень от исключительно хозяйственного способа к подрядному, который, как показала практика, гарантирует качество выполняемых работ.

Общая стоимость произведенных работ в 1922 г., включая стоимость материалов, составила 408 356 968 руб. (в дензнаках 1922 г.). Из этой сум­мы стоимость канализационных работ равнялась 89 751 918 руб., а работ по мостовым — 161 767 387 руб.

В последующие годы (1923–1927 гг.) происходило постепенное наращи­вание объема производимых работ. Так, в 1924 г. был осуществлен ремонт 23 457 сажен сети (49,9 км) и проложено вновь 5 618,7 сажен деревянных трубопроводов.

В этот год в ночь с 23 на 24 сентября в Ленинграде произошло наводнение. Разбушевавшаяся стихия буйствовала на территории города в течение 4 часов. В результате наводнения была сведена на нет значительная часть работ строительного сезона 1924 г., подверглась разрушению и ранее уло­женная сеть. Вследствие размыва было повреждено около 1 000 пог. сажен бетонных и свыше 14 000 сажен деревянных трубопроводов.

Так как Управление занималось и мостовыми, то нельзя обойти вниманием потери, касающиеся мос­товых. Больше всего пострадали торцевые мостовые. Свыше 80 тыс. кв. са­жен было совершенно смыто. Одна часть их осталась на улицах, другая часть была унесена в море. Погибло также много нового материала, приготовленного для торцевых работ.

Общая сумма убытков в результате разрушения канализационных устрой­ств и мостовых составила около 3 млн. руб.
Для ликвидации последствий наводнения были немедленно приняты меры. К работе привлекли самые широкие слои населения. Около 2 000 рабочих днем и но­чью восстанавливали мостовые. Уже через две недели после бедствия глав­нейшие транзитные пути города были открытыи для движения транспорта. В районах производились восстановительные работы и на канализационной сети (табл. 2).

Районы

Объем работ по восстановлению трубопроводов (пог. сажен)

деревянных

бетонных

Володарский

Центрально-городской

304,06

36,10

Василеостровский

137,90

Петроградский

63,50

180,35

Выборгский

32,40

112,68

Московско-Нарвский

822,20

9,33

Итого

1 360,06

338,46

В двадцатых числах октября 1924 г. в Ленинград прибыла Государственная комиссия Госплана СССР. Она ознакомилась с разрушениями, произведенными наводнением, и с состоянием городской канализации и мостовых. Несчастье, постигшее город, заставило центральные власти об­ратить особое внимание на Ленинград. После ознакомления комиссии с раз­рушениями в результате наводнения и с общим состоянием инженерного обеспечения города (в первую очередь канализации) Ленинграду были отпущены средства как на восстановительные работы, так и на новое кана­лизационное строительство. Кроме того, комиссия Госплана пришла к выводу, что постройка в Ленинграде «постоянной непроницаемой для воды канализации является необходимым и безотлага­тельным делом». Можно сказать, что стихия ускорила решение вопроса о постройке постоянной канализации в городе.

По предварительной программе, рассчитанной в первую очередь на про­изводство восстановительных работ по канализации, правительством бы­ло отпущено 715 170 руб. Часть этой суммы израсходовали осенью 1924 г., большая часть субсидий перешла на строительный сезон 1925 г.
В 1925 г. на участках общей протяжен­ностью 53,7 км был осуществлен ремонт сети, вновь построено 14,2 км ливневой сети и 2,4 км хозяйственно-бытовой канализационной сети.

В 1927 г. протяженность уличной канализационной сети из деревянных трубопроводов достигла рекордного значения — 445 км.В дальнейшем, начиная с 1928 г., прокладка деревянных трубопроводов практически не производилась, и количество их (по мере замены деревянных туб на бетонные) начало с каждым годом уменьшаться. Необходимо отметить, что работы по прокладке новых систем канализации, проведенные на окраинах города — в Володарском, Московско-Нарвском, Выборгском районах — в 1925–1927 гг. существенно улучшили их благоустройство, ликвидировав заболоченность ряда окраин и создав условия для строительства мостовых.

Рост протяженности сетей и соотношение между деревянными и бетон­ными трубопроводами приведены в таблице 3.

Наименование трубопроводов

1917 г.

1924 г.

1927 г

км

%

км

%

км

%

Деревянные

374

70

417

67,9

445

62

Бетонные

163

30

197

32,1

271

38

Всего

537

100

614

100

716

100

В эти годы окончательно были решены проектные работы по канализации города. Специальная экспертная комиссия Откомхоза в течение 1923 г. рассматривала и изучала проекты канализации города, которые были разработаны ранее. В результате комиссией были выработаны основ­ные положения по канализации города. После наводнения отделению по проектированию канализации, занимавшемуся в то время переработкой проекта городской хозяйственной сети, было предложено ускорить разра­ботку общего плана канализации всего города и к 1 мая 1925 г. подготовить детальный проект хозяйственной сети Василеостровского района, согласованный с существующим проектом ливневой канализации.

В соответствии с принятыми положениями под руководством профессора Ш. К. Чижова был разработан проект канализации Ленинграда. Проектом пред-усматривалась раздельная система канализования сточных вод, при которой хозяйственно-фекальные и производственные сточные воды пред­полагалось отводить к местам выпусков их в Финский залив, а атмосферные (ливневые) и условно чистые промышленные воды — в ближайшие водные протоки.

По проекту город разделялся на четыре самостоятельные бассейна:
 -  Незаречный — в границах между Невой и Обводным каналом, с главной насосной станцией, расположенной в устье р. Фонтанки, и выпуском сточных вод в корабельный фарватер; расчетный расход — 8,4 куб. м/с;
 -  Василеостровский — с главной насосной станцией в районе Гребного порта и выпуском сточных вод в галерный фарватер; расчетный расход — 1,1 куб. м/с;
 -  Петроградский — с главной насосной станцией на Крестовском острове и выпуском сточных вод в Петровский фарватер; расчетный расход 1,5 куб. м/с;
 -  Выборгский — с главной насосной станцией, расположенной западнее Старой Деревни, и выпуском сточных вод в Елагинский фарватер; расчетный расход — 6,0 куб. м/с.

Дата: 01.12.2005
В. Д. Дмитриев
"Петербургский строительный рынок" 11 (85)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!