|
|||||
1 стр. из 1 В октябре 2005 г. в Доме актера состоялась вторая российская конференция «Сохранение исторического и культурного наследия России (программы, законы)». Организаторы мероприятия — Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, администрация Санкт-Петербурга, Северо-западная ассоциация реставраторов. Цель конференции — привлечение внимания федеральных органов власти и субъектов РФ, общественных и коммерческих структур к общенациональным проблемам, связанным с возрождением реставрации как отдельного сегмента рынка и с принятием ряда законодательных актов, способствующих возрождению и сохранению памятников истории и культуры. Участники конференции — представители органов государственной власти, некоммерческих организаций, а также специалисты в области реставрации и охраны наследия — обозначили наиболее важные проблемы в сфере культуры, а также дальнейшие пути развития отрасли, приняли участие в обсуждении федеральной целевой программы «Культура России 2006 – 2010». Конференцию в Доме Юсуповой открыл министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов. По его словам, за время, минувшее с прошлой конференции, дела в России с сохранением культурного наследия совсем не улучшились. «Если год назад мы безвозвратно теряли по одному памятнику в день, то теперь в среднем — по полтора. Сегодня необходима разработка комплексной стратегии сохранения исторического и культурного наследия России, необходимо вырабатывать партнерские отношения между государственными структурами, общественными структурами и бизнесом. У государственно-частного партнерства достаточно высокий потенциал», — сказал он. В настоящее время разработка федеральной целевой программы «Культура России 2006–2010» полностью завершена, документ находится на стадии согласования. Как отметил министр, данная программа представляет собой целую концепцию, стратегию развития отрасли культуры на ближайшие пять лет. С одной стороны, «Культура России 2006 – 2010» во многом сохраняет преемственность прежней целевой программы. С другой — настоящий документ наиболее ориентирован именно на сегодняшние проблемы. В данном случае, по словам директора Департамента экономики и финансов Минкультуры России К. В. Карновича, речь идет о более жесткой увязке ресурсов программы, целей и показателей оценки эффективности ее исполнения. Основные цели федеральной программы — это сохранение культурного наследия России, формирование единого культурного поля, обеспечение доступа различных категорий граждан к культурным благам, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в мировой культурный процесс, а также адаптация сферы культуры к современным рыночным условиям. По словам директора Департамента экономики и финансов Минкультуры России К. В. Карновича, заложенные средства, по сравнению с поставленными задачами, несоизмеримо малы. И в лучшем случае этого хватит на восстановление примерно 300 памятников. Очевидная скудость государственных ассигнований на охрану памятников привела участников конференции к выводу о том, что рано или поздно России придется идти по пути развитых стран и допускать во дворцы и особняки — в том числе федерального подчинения — частных собственников, поручая им охрану и реставрацию памятников. А реалии таковы: на реализацию программы на 5 лет заложена сумма в 64 млрд. рублей. Из федерального бюджета предполагается выделить 54,3 млрд. рублей. Порядка 10 млрд. рублей должны составить привлеченные средства, в том числе вложения субъектов федерации. Средства федерального бюджета пойдут: на капительные расходы — 40 млрд. рублей (порядка 73%) и на прочие нужды — 14 млрд. рублей. Сюда входят реставрационные и консервационные работы на недвижимых памятниках. Всего порядка 60 различных мероприятий. Общий объем финансирования этих работ составляет около 2,8 млрд. рублей. Кроме того, прочие нужды включают также реставрацию музейных и библиотечных фондов, проведение комплексных мероприятий, фестивалей, выставок и конкурсов. Заказчиком и координатором федеральной целевой программы «Культура России 2006 –2010» является Министерство культуры и массовых коммуникаций. «Кроме того, — отмечает К. В. Карнович, — при управлении федеральной программой должен быть создан научный координационный совет, в который войдут представители заказчиков, общественности, а также специалисты в сфере культуры. Подобный орган может быть весьма полезен при выборе приоритетов, оценке эффективности тех или иных мероприятий». Федеральная целевая программа, по словам министра культуры и массовых коммуникаций А. С. Соколова, стала первым полноценным всеобъемлющим документом, регулирующим ситуацию в отрасли, объединяющим ресурсы и возможности в рамках страны. А. С. Соколов подчеркнул, что тот объем финансирования, который предусмотрен программой, конечно недостаточен, но хотя бы это… Он также отметил, что по инициативе Государственной Думы было написано письмо Президенту РФ об изменении отношения к культуре, а это уже государственная политика… Следующим этапом на пути развития в сфере культуры должна стать разработка отдельных подпрограмм, направленных на решение глобальных задач федеральной целевой программы. В настоящее время идет работа над созданием федеральной адресной программы, куда войдут 23 наиболее ценных объекта Москвы и Петербурга. Среди них: Государственный академический Большой театр, Мариинский театр, МХАТ им. Чехова, Александринский театр, Малый театр, Русский музей, дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум», Третьяковская галерея, Эрмитаж и др. Александр Соколов особо подчеркнул необходимость сохранения архитектурных традиций. По его мнению, в реставрационной деятельности нельзя допускать «новодела». В этом отношении его поддержал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, приведя в пример два государственных памятника культурного наследия: Константиновский дворец в Стрельне и музей-заповедник «Ораниенбаум». По словам Михаила Пиотровского, исторические ценности часто утрачиваются при восстановлении памятника в сжатые сроки, как это произошло во время реставрации Константиновского дворца. Сейчас главная задача реставраторов — полностью сохранить Ораниенбаум. Но для восстановления Ораниенбаума, как и многих других архитектурных памятников, не хватает только лишь бюджетного финансирования. Поэтому сегодня власти обращаются за помощью к благотворителям. Директор Государственного Эрмитажа Борис Пиотровский с грустью констатировал, что в России утрачивается «консервативная школа» реставрации архитектурных памятников. «К чему приводит соблазн скорости, мы можем судить по внутренним интерьерам Константиновского дворца», — сказал он. «Для сохранения семи тысяч памятников Петербурга необходимо 60 млрд. рублей ежегодно, — заявила в своем выступлении председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Петербурга (КГИОП) Вера Дементьева. — Это годовая потребность в финансировании сохранения памятников с учетом их сегодняшнего состояния. Необходимо провести большой объем работ. Кроме того, по статистике, каждый десятый памятник России — в Петербурге». По словам руководителя КГИОП, в 2005 г.на реставрацию исторических и культурных объектов из всех источников финансирования было выделено около 1,6 млрд. рублей, что составляет 2,7 % от необходимой суммы. Свой вклад в развитие реставрации внесло Федеральное агентство по туризму. По словам заместителя начальника Управления по государственным проектам «Ростуризм» Геннадия Пилипенко, отныне агентство будет выступать заказчиком восстановления объектов, наиболее привлекательных в плане развития туризма. Инициативу в создании такой программы проявили специалисты некоммерческого партнерства «Северо-западная ассоциация реставраторов». Председатель ассоциации Артем Новиков утверждает, что НП «Сезар» сейчас делает всё возможное, чтобы взять под контроль максимум российских объектов культурного наследия, требующих восстановления. В этих целях сотрудники ассоциации разработали проект единой информационной системы, рассчитанной на всех участников реставрационной деятельности. Основу системы будут составлять региональная база данных и мониторинг объектов, нуждающихся в восстановлении. Кроме того, по словам Артема Новикова, НП «Сезар» позаботилось о том, чтобы реставрация архитектурных памятников была включена в стратегические программы развития регионов. Г. А. Зайцева, руководитель Центра экологических проблем сохранения наследия и экспертизы региональных программ и проектов Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, посвятила свое выступление музеям-заповедникам и национальным паркам. В России насчитывается 2 142 музея, из них 103 — музеи-заповедники, 41 — музей-усадьба. Последние как субъекты культурного наследия находятся вне правового поля, поскольку являются комплексными объектами, то есть включают в себя все виды культурного и природного наследия и в то же время являются музеями. За рубежом наиболее традиционной формой охраны культурного наследия является национальный парк. В России это музей-заповедник. Площадь территории национальных парков в России составляет 6 757 га, площадь территории музеев-заповедников и музеев-усадеб составляет 475,6 тыс. га (7 %). Из них только 5 — большие по площади, у остальных практически нет оформленных территориальных границ, четкого включения земли в территорию заповедника, а отсутствие правовой базы грозит утратой заповедниками своих территорий. Поскольку в настоящее время музеями-заповедниками никто не занимается, необходимо создать модель музея-заповедника, на котором можно было бы отработать схемы работы с остальными. Вообще необходим базовый документ, который определял бы работу по музеям-заповедникам. Сегодня вопрос выживаемости музеев можно определить так: только став участником рынка интеллектуальных услуг и с развитием музейного менеджмента возможен выход из этой ситуации. Россия стоит на одном из последних мест в мире по использованию культурного наследия. Мы пытаемся сохранить что-то для будущего, но ничего не делаем для того, чтобы использовать это сейчас. Советник аппарата комитета Государственной Думы по культуре Федерального собрания Г. В. Семенова говорила о статусе памятников истории и культуры и передаче памятников федерального значения субъектам федерации. Здесь председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Петербурга (КГИОП) Вера Дементьева высказала свое мнение: «В течение двух лет мы пытаемся понизить категорию памятников. Несмотря на усилия губернатора и общественности 183 объекта так и остаются не переведенными. Нам этого делать не запрещают, но и статус их не понижают. Поэтому мы не можем принять и региональный закон в этой области. Пока федеральное правительство не утвердит ряд положений по охране памятников, региональные законы так и не будут приняты». Проблеме сохранения крупных реставрационных организаций Петербурга и Москвы было посвящено выступление директора ГУП «Центральные научно-реставрационные, проектные мастерские» Т. Е. Каменевой (Москва). Она сказала, что 10 % памятников истории и архитектуры находятся в аварийном состоянии. Всё это происходит на фоне катастрофической ситуации с кадрами в реставрации. Плюс ситуация, которая складывается вокруг Центральных научно-реставрационных, проектных мастерских и института «Спецпроектреставрация», которые включены сегодня в прогнозный план приватизации, что приведет к гибели крупнейших реставрационных центров. Ведь деятельность подобных организаций предусматривает необходимый контроль за реставрационной деятельностью (какие материалы и технологии здесь должны использоваться). Создается впечатление, что подобные организации неудобны, поскольку не допускают произвола в выборе используемых при реставрации материалов и технологий — ведь реставрационный мониторинг должен осуществляться не чиновниками, а реставраторами. За рубежом деятельность подобных организаций финансируется государством. В центре обсуждения участников конференции оказался закон о меценатстве, который, по мнению министра культуры и массовых коммуникаций, является одним из приоритетных для российской культуры. «Бизнес должен продемонстрировать свою социальную ответственность, а государство — создать правовое поле для его деятельности», — считает А. С. Соколов. Также, по его мнению, меценатов к восстановлению памятников может привлечь государственная поддержка. Сейчас в Госдуме рассматривается целый законопроект «О меценатах и меценатской деятельности», в котором отражены разные формы государственного поощрения благотворителей. Многие вопросы относительно с реставрационной деятельности и ее финансирования зачастую натыкались на проблему, связанную с тем, что реставрация до сих пор не является самостоятельной отраслью. Но на конференции все-таки открытых вопросов было больше, чем решений. И очень хочется, чтобы они были найдены. И так в последнее время стали довольно часто вспоминать поговорку: «Что имеем не храним, потерявши плачем». Дата: 01.12.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 11 (85)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||