|
|||||
1 стр. из 1 В России в последнее время назревают существенные изменения в управлении наукой и образованием. Грядущие реформы, по-видимому, затронут все российские вузы. Андрей Александрович Фурсенко в своем докладе «Образование и наука России перед новым выбором» декларировал основные принципы реформирования — с одной стороны, сохранить уникальность российской науки и образования, а с другой — обеспечить абсолютную доступность наших знаний для всего мира за счет создания новых интеграционных форм образования и науки, обеспечивая переход знаний в экономику. И это не просто слова. В журнале «Экономика и образование сегодня» (№3 за 2005 г.) А. А. Фурсенко в своей статье «Приоритетные направления» задал четкие направления развития и реформирования образования. «Экономический подъем, — говорит министр, — выдвигает на первый план задачу формирования непрерывного образования, повышения качества профессионального образования». В этой статье сформулированы основные направления и перспективы развития образования. Важнейшей особенностью общей системы реформирования образования является приоритетная роль самих вузов. Именно от самих университетов и академий в существенной степени зависят возможности реализации программных установок. Более двух лет назад Министерство создало рабочую группу для разработки принципов выделения ведущих вузов России. В процессе согласования проектных документов было достигнуто соглашение о том, что в России вводятся две категории ведущих вузов: «ведущие вузы Российской Федерации» и «ведущие вузы Российской Федерации по направлению» (из доклада В. Е. Шукшунова на министерской конференции «Принципы формирования категорий ведущих вузов»). По мнению рабочей группы, ведущих вузов Российской Федерации должно быть 15–20, а ведущих вузов Российской Федерации по направлению — 80–85. Таким образом, в категорию федеральных вузов попадает не более 105 вузов. Причем имеются в виду все вузы, как находящиеся в ведении Агентства по образованию, так и в ведении других министерств и ведомств, т. е. — медицинские, сельскохозяйственные, железнодорожные, связи и другие. Ведущие вузы должны, прежде всего, существенно опережать другие высшие учебные заведения по: Однако вне зависимости от возможности попадания в ту или иную категорию, общая стратегия развития любого вуза должна быть ориентирована на повышение качества образования. Решение этой задачи обеспечивает сохранение и развитие вуза при любом сценарии попадания или не попадания в ту или иную категорию. В связи с этим основная задача коллектива вуза (университета, академии, института) — это обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста. Для лесных вузов приоритет задачи подготовки конкурентоспособного специалиста тем более несомненен. Лесное образование имеет в основе возобновляемый ресурс. Перспективы его использования практически безграничны, и сейчас этот сектор российской экономики если не на подъеме, то очень близок к этому. Специалисты лесного дела уже востребованы за границей и все больше пользуются спросом в России. Но вот к качеству образования претензий предъявляется все больше. Конкурентоспособность выпускника российских лесных вузов стремительно снижается. Причины понятны: отсутствие финансирования — мизерная оплата труда преподавателей, отсутствие современного оборудования и самое скверное — работа в вузе или научная деятельность перестали быть престижными, а звание научного сотрудника, доцента или даже профессора не только не вызывает уважения, но даже считается неприличным. Это мнение сформировалось за последние 20 лет, и теперь, чтобы повысить значимость труда ученых и педагогов, чтобы сформировать молодые дееспособные коллективы в разумные сроки, нужны не только деньги, но и политическая воля. Сегодня по многим научным направлениям в России трудно найти специалиста европейского уровня, хотя и сейчас некоторыми научно-педагогическими коллективами мы можем гордиться. Что может и должен сделать лесной вуз, чтобы исправить ситуацию? Что необходимо сделать в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии для того, чтобы наш вуз сохранил и упрочил свои позиции как научно-образовательный центр в области лесного комплекса, был конкурентоспособен и выпускал таких специалистов, квалификацией которых мы могли бы гордиться? Основными направлениями деятельности, требующими привлечения финансовых средств, трудовых инвестиций и/или рациональной организации, являются нижеследующие: На сегодняшний день говорить о том, что мы существенно продвинулись в решении поставленных задач, рано. Тем не менее, некоторые выводы в отношении сегодняшней ситуации, корректирующие наши дальнейшие действия, сделать можно. Повышение заинтересованности преподавателей в качестве своего труда — ключевой фактор улучшения качества подготовки специалистов. Заработная плата, обеспечение нормальных условий труда (от современной лаборатории и аудитории до приличного туалета) и повышение престижа преподавательской деятельности — вот три основных проблемы, без решения которых дело не сдвинуть с «мертвой» точки. Что академии удалось в этом плане сделать? Ключевыми направлениями деятельности были следующие: Не менее важно формирование стратегических научных программ. Это основа сохранения научно-педагогических школ. Третий момент — престижность труда ученого, педагога высшей школы. Уважение к профессии — это не только высокий заработок, это еще целенаправленное формирование общественного мнения. Ни с одной из этих задач академии одной не справиться. Здесь нужна помощь лесопромышленников, лесохозяйственников, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов, средств массовой информации, региональной власти и, конечно, координация усилий с другими вузами и институтами. Сложно, но реально. Если успеем… Дата: 09.10.2005 А. В. Селиховкин "ЛесПромИнновации" 5 (7)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||