Стратегия развития Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии

1 стр. из 1

В России в последнее время назревают существенные изменения в управлении наукой и образованием. Грядущие реформы, по-видимому, затронут все российские вузы. Андрей Александрович Фурсенко в своем докладе «Образование и наука России перед новым выбором» декларировал основные принципы реформирования — с одной стороны, сохранить уникальность российской науки и образования, а с другой — обеспечить абсолютную доступность наших знаний для всего мира за счет создания новых интеграционных форм образования и науки, обеспечивая переход знаний в экономику. И это не просто слова. В журнале «Экономика и образование сегодня» (№3 за 2005 г.) А. А. Фурсенко в своей статье «Приоритетные направления» задал четкие направления развития и реформирования образования. «Экономический подъем, — говорит министр, — выдвигает на первый план задачу формирования непрерывного образования, повышения качества профессионального образования». В этой статье сформулированы основные направления и перспективы развития образования.

Важнейшей особенностью общей системы реформирования образования является приоритетная роль самих вузов. Именно от самих университетов и академий в существенной степени зависят возможности реализации программных установок.

Более двух лет назад Министерство создало рабочую группу для разработки принципов выделения ведущих вузов России. В процессе согласования проектных документов было достигнуто соглашение о том, что в России вводятся две категории ведущих вузов: «ведущие вузы Российской Федерации» и «ведущие вузы Российской Федерации по направлению» (из доклада В. Е. Шукшунова на министерской конференции «Принципы формирования категорий ведущих вузов»). По мнению рабочей группы, ведущих вузов Российской Федерации должно быть 15–20, а ведущих вузов Российской Федерации по направлению — 80–85. Таким образом, в категорию федеральных вузов попадает не более 105 вузов. Причем имеются в виду все вузы, как находящиеся в ведении Агентства по образованию, так и в ведении других министерств и ведомств, т. е. — медицинские, сельскохозяйственные, железнодорожные, связи и другие.

Ведущие вузы должны, прежде всего, существенно опережать другие высшие учебные заведения по:
 - качеству профессорско-преподавательского состава;
 - уровню и масштабам подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров;
- эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований и инновационной деятельности;
 - степени интеграции в мировое образовательное научное, культурное и информационное пространство.
 
Нетрудно понять, что если этих вузов будет только 100, то конкуренция среди вузов за попадание в эту категорию будет чрезвычайно высокой. Причем проблемы будут в первую очередь у технических вузов. Технические вузы, как правило, проигрывают в конкурентной борьбе по целому ряду показателей — подготовке кадров высшей квалификации (в технике и в естествознании труднее подготовить диссертацию), выпуске учебной и научной литературы (монография в технике — это, как правило, результат и дорогой и длительной работы), обеспечении учебного процесса и выполнения НИР (необходимо непрерывное обновление учебной и экспериментальной базы) и т. д. При этом административный ресурс экономических и юридических вузов, как правило, очень высок за счет непосредственного взаимодействия с властными структурами.

Однако вне зависимости от возможности попадания в ту или иную категорию, общая стратегия развития любого вуза должна быть ориентирована на повышение качества образования. Решение этой задачи обеспечивает сохранение и развитие вуза при любом сценарии попадания или не попадания в ту или иную категорию. В связи с этим основная задача коллектива вуза (университета, академии, института) — это обеспечение подготовки конкурентоспособного специалиста.

Для лесных вузов приоритет задачи подготовки конкурентоспособного специалиста тем более несомненен. Лесное образование имеет в основе возобновляемый ресурс. Перспективы его использования практически безграничны, и сейчас этот сектор российской экономики если не на подъеме, то очень близок к этому. Специалисты лесного дела уже востребованы за границей и все больше пользуются спросом в России. Но вот к качеству образования претензий предъявляется все больше. Конкурентоспособность выпускника российских лесных вузов стремительно снижается. Причины понятны: отсутствие финансирования — мизерная оплата труда преподавателей, отсутствие современного оборудования и самое скверное — работа в вузе или научная деятельность перестали быть престижными, а звание научного сотрудника, доцента или даже профессора не только не вызывает уважения, но даже считается неприличным. Это мнение сформировалось за последние 20 лет, и теперь, чтобы повысить значимость труда ученых и педагогов, чтобы сформировать молодые дееспособные коллективы в разумные сроки, нужны не только деньги, но и политическая воля. Сегодня по многим научным направлениям в России трудно найти специалиста европейского уровня, хотя и сейчас некоторыми научно-педагогическими коллективами мы можем гордиться.

Что может и должен сделать лесной вуз, чтобы исправить ситуацию? Что необходимо сделать в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии для того, чтобы наш вуз сохранил и упрочил свои позиции как научно-образовательный центр в области лесного комплекса, был конкурентоспособен и выпускал таких специалистов, квалификацией которых мы могли бы гордиться?

Основными направлениями деятельности, требующими привлечения финансовых средств, трудовых инвестиций и/или рациональной организации, являются нижеследующие:
 - сохранение и развитие научно-педагогических коллективов и школ;
 - увеличение заработной платы преподавателей, развитие системы финансовой поддержки молодых ученых;
 - развитие материально-технической базы (приобретение необходимого оборудования);
 - развитие научно-исследовательской и конгрессной деятельности;
 - совершенствование образовательных программ и повышение качества обучения в соответствии с современными требованиями производства в лесном комплексе и развитие спектра коммерческих образовательных услуг;
 - проведение капитальных и текущих ремонтов, создание современных аудиторий, лабораторной базы, приобретение учебного оборудования, расширение научной и экспериментальной базы.
 
Поиск дополнительных средств должен быть непосредственно связан с основной деятельностью академии. Эта деятельность должна вестись в следующих основных направлениях:
 - развитие системы подготовки кадров, отвечающих современным требованиям на основе контрактов с крупными промышленными предприятиями;
 - расширение коммерческого приема иностранных учащихся;
 - открытие коммерчески привлекательных специальностей, связанных со спецификой лесного образования (рациональное природопользование, экологический туризм и др.);
 - развитие научной, инновационной и экспертной деятельности;
 - развитие лесхозов и технопарка ЛТА как инновационных объектов. При любом сценарии использования лесхозов академии лесной фонд, экспериментальные участки и стационары, на которых проводятся долговременные наблюдения, имеющие учебное, научное и историческое значение, должны быть сохранены;
 - создание модельных объектов современного ведения лесного хозяйства, современных технологий деревообработки и глубокой переработки древесины, современных учебно-тренировочных, общеобразовательных и развлекательных центров на базе наших лесхозов, Северного и Южного лагерей, Кавголовской спортивной базы и спортивной кафедры академии (инвестиционные проекты);
 - создание Попечительского совета и привлечение через него спонсорских средств для организации современных аудиторий и лабораторных комплексов;
 - проведение аналитической работы с целью оптимизации расходной части бюджета академии, структуры управления и кадрового состава;
 - защита, сохранение и рациональное использование имущества академии.
 
За последние несколько месяцев в СПбГЛТА был проведен анализ деятельности по всем перечисленным направлениям. Результаты оказались неутешительными. При том, что ситуация в академии по крайней мере не хуже, чем в других лесных вузах, вызывают озабоченность практически все направления деятельности. В связи с этим в ЛТА разработана программа комплексного развития на 2005–2010 гг. Всем подразделениям ЛТА поставлены непростые задачи, однако, в случае их решения Академия приобретет определенную финансовую самостоятельность. Она будет обеспечена за счет доходов от системы коммерческого образования, включающего как приоритетный блок различные формы повышения квалификации, дополнительного образования, довузовской подготовки; развития научно-образовательных центров (на данном этапе планируется создание трех таких центров); полноценного использования имущества академии; привлечения больших объемов НИР и некоторых других источников финансирования.

На сегодняшний день говорить о том, что мы существенно продвинулись в решении поставленных задач, рано. Тем не менее, некоторые выводы в отношении сегодняшней ситуации, корректирующие наши дальнейшие действия, сделать можно.

Повышение заинтересованности преподавателей в качестве своего труда — ключевой фактор улучшения качества подготовки специалистов. Заработная плата, обеспечение нормальных условий труда (от современной лаборатории и аудитории до приличного туалета) и повышение престижа преподавательской деятельности — вот три основных проблемы, без решения которых дело не сдвинуть с «мертвой» точки.

Что академии удалось в этом плане сделать? Ключевыми направлениями деятельности были следующие:
 - увеличение поступлений средств от контрактного приема за счет увеличения числа студентов-контрактников при одновременном увеличении стоимости обучения;
 - целевая работа по реструктуризации работы Факультета повышения квалификации и увеличение приема;
 - капитальный ремонт ряда аудиторий, лабораторий, всех туалетов, коридоров и т. п. с жестким контролем проектно-сметной документации и организации тендеров на проведение работ;
 - приобретение современного оборудования в ряде лабораторий;
 - разработка инвестиционных программ по комплексному использованию инфраструктуры академии;
 - экономический анализ структуры арендных договоров и их упорядочение;
 - оптимизация структуры управления академией и финансового планирования.
 
Наиболее сложные задачи впереди. Особенно актуальной является коренная перестройка учебного процесса, включающая изменения по всем формам обучения. В первую очередь необходимо создание работоспособных учебных программ, затем коррекция учебных планов и выстраивание отношений с работодателями.

Не менее важно формирование стратегических научных программ. Это основа сохранения научно-педагогических школ.

Третий момент — престижность труда ученого, педагога высшей школы. Уважение к профессии — это не только высокий заработок, это еще целенаправленное формирование общественного мнения.

Ни с одной из этих задач академии одной не справиться. Здесь нужна помощь лесопромышленников, лесохозяйственников, Министерства образования и науки, Министерства природных ресурсов, средств массовой информации, региональной власти и, конечно, координация усилий с другими вузами и институтами. Сложно, но реально.

Если успеем…

Дата: 09.10.2005
А. В. Селиховкин
"ЛесПромИнновации" 5 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!