|
|||||
1 стр. из 1 Вопрос о том, какие кадры с профессиональным высшим образованием нужны стране, всегда был и остается злободневным. Какими знаниями и умениями должен обладать специалист, получивший образование по определенному направлению, сколько должно быть направлений подготовки (специальностей, специализаций) и какие, какова продолжительность обучения в целом и практика в отдельности, эти и многие другие вопросы дискутивны до сего времени и, на наш взгляд, однозначного ответа ни на один из поставленных вопросов нет. Вот почему периодически меняются учебные планы, перерабатываются и создаются новые Государственные образовательные стандарты (ГОС), изменяются направления подготовки, а в их рамках перечень дисциплин и продолжительность их изучения. Практика работы факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, в первую очередь, в области переподготовки кадров показывает, что у большинства производственников, как руководителей высшего, так и среднего звена преобладают намерения совмещения технологического и экономического образования. Менеджеры различного уровня предприятий отрасли считают целесообразным управлять своими структурами на основе глубоких знаний как в области древесиноведения и технологии обработки древесины, так и в области экономики предприятия и отрасли, маркетинга и менеджмента. Обсуждение кадровых вопросов на различных конференциях и семинарах, в личных беседах показывает также, что сегодняшний выпускник-технолог обладает недостаточными знаниями в области экономических дисциплин, а экономист-менеджер слабо владеет технологическими знаниями. Очевидно, что подготовка экономистов-менеджеров для отрасли должна включать значительно большее число специальных технологических дисциплин, ориентировать выпускника на работу в лесопромышленном комплексе, предприятия которого объединены единым ресурсом — древесиной, эффективное использование которого может базироваться только на применении знаний всего цикла обработки, начиная с заготовки, заканчивая глубокой физико-химической переработкой. Много упреков в адрес высшей школы со стороны работодателей относится к неподготовленности выпускников к практической деятельности на производстве. На этом вопросе следует остановиться подробнее, т. к., на наш взгляд, это не вина, а беда современного высшего образования в России, вызванная, в первую очередь, недостаточным финансированием вузов, отсутствием возможности у последних развивать свою материально-техническую базу, использовать новейшие достижения науки и техники в учебном процессе. В советский период высшее образование в нашей стране было действительно профессиональным, в том числе и в результате большого количества времени на практическую подготовку студентов непосредственно на производстве. Практика на предприятиях — основа профессиональной подготовки и адаптации студента к его будущей деятельности. Руководители предприятий в период пребывания студента на производстве имели возможность оценить будущих выпускников, отобрать требуемых и пригласить их на работу. Сегодня ситуация изменилась. Переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр-магистр) на первом уровне (бакалавриат), по сути дела, свел до минимума возможность профессиональной подготовки. В задачи этой статьи не входит сравнение традиционной для России системы подготовки инженерных кадров с внедряемым сегодня многоуровневым образованием. Важно определить пути, как в новой системе не только повысить образовательный уровень личности, но и привить профессиональные знания. Безусловно, это возможно лишь на основе взаимодействия учреждений профессионального высшего образования и реального производства, направлений такого взаимодействия много. Основным, на наш взгляд, является подготовка кадров по заказу производства за счет средств предприятий. При этом готовить для себя специалиста предприятие может, начиная с любого курса обучения. Важно, чтобы руководители предприятий работали со студентом в период его обучения во время практик, ведения реального курсового и дипломного проектирования, решения необходимых производству научных и опытно-конструкторских задач. Крупные предприятия должны быть заинтересованы в развитии материально-технической базы кафедр вузов, кстати, такие примеры уже есть, в том числе и в лесотехнической академии. Это небезызвестные в лесоперерабатывающей отрасли фирмы «Фаэтон», Homag, Каvа, Первая мебельная фабрика и другие. Возможен и другой путь решения проблемы модернизации материально-технической базы высшего образования. Ее решение также может быть за счет производства, но в этом случае предприятия перечисляют средства в централизованные государственные фонды поддержки образования и науки. Сочетание первого и второго направлений позволит достаточно быстро решить накопившиеся в вузах проблемы. Повышения качества подготовки специалиста, его профессиональных качеств можно добиться с небольшими материальными затратами путем использования современных методов и средств обучения. Таких, как дистанционное образование, использование мультимедиа вместо дорогостоящего оборудования, с которым студент должен иметь возможность ознакомиться в период практики. Использование любых форм обучения потребует значительных усилий профессорско-преподавательского состава по созданию соответствующего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности. Однако и разработка этого обеспечения невозможна в отрыве от современного производства. Преподаватели как можно чаще должны иметь деловое общение с реальным производством. И опять круг замкнулся: производство — вуз — производство. Жизнь показывает, что только настоятельная потребность в современных образованных профессиональных кадрах подвигнет руководителей предприятий взаимодействовать с вузом. На мой взгляд, процесс взаимовыгодного сотрудничества образования, науки и бизнеса возобновился. Примеры уже приведены в этой статье. Альтернативы ему нет. Дата: 09.10.2005 А. Н. Чубинский "ЛесПромИнновации" 5 (7)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||