Создание системы непрерывного профессионального образования как веление времени

1 стр. из 1

Государство не может успешно развиваться без целенаправленной и качественной подготовки кадров во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере экономики. Естественно, что и отечественная экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах всех уровней. Кадры должны обладать не только сугубо профессиональными знаниями, но и целым рядом современных специальных знаний, связанных с развитием рыночной экономики.

Вопрос подготовки специалистов состоит из двух основных составляющих: подготовка в вузах и других учебных заведениях молодых специалистов и переподготовка работников, уже имеющих специальное образование. Полноценная реализация этих составляющих позволяет создать систему непрерывного профессионального образования.

В нашей отрасли такая система в полной мере еще не создана, более того, еще даже до конца не прочувствована ее необходимость. Имеет место суждение, что образовательные учреждения должны решать эту задачу самостоятельно, должны предлагать свой «товар», т. е. специалистов бизнесу, а уж бизнес будет решать — приобретать ему этот «товар» или нет. На наш взгляд — крайне ошибочное суждение. Мы достаточно хорошо знаем сложившуюся ситуацию в стране, знаем, в каком положении находятся образовательные учреждения, какое участие в организации образования принимает государство. Более того, мы знаем опыт передовых отраслей нашей экономики, зарубежный опыт организации и финансирования подготовки специалистов.

В области подготовки специалистов, в том числе и с высшим образованием, имеются серьезные трудности, которые в значительной степени связаны с недостаточным финансированием и произошедшим разрывом связей между образовательными учреждениями и предприятиями отрасли.

В прежние времена существовала довольно четкая система взаимодействия образовательных, научных, проектных организаций и производства. Это сотрудничество было взаимовыгодным. Например, в лесотехнической академии объем только хоздоговорных научно-исследовательских работ по заказам предприятий в ценах «доперестроечного» периода составлял более 3,5 млн. руб., что было весьма значительной суммой. Выполнение НИР оказывало реальную помощь предприятиям, а финансирование этих работ обеспечивало наращивание научно-технического потенциала вуза, развитие его материальной базы, что положительно сказывалось на уровне квалификации научно-педагогического персонала вуза, и соответственно, на уровне подготовки специалистов.

Современные предприятия лесопромышленного комплекса создаются на основе передовых технологий и оборудования, в том числе значительную часть составляют западные. Это вынуждает руководителей предприятий привлекать западных специалистов и самостоятельно заниматься проблемами подготовки кадров. Связано это еще и с тем, что кадры, работающие на предприятиях лесного комплекса, несмотря на большой опыт практической работы, крайне нуждаются в обновлении как теоретических, так и практических профессиональных знаний, а также в знании лесного законодательства, основ правовых взаимоотношений, организации производства, управлении персоналом, лесной сертификации, технологий более полного использования лесосырьевых ресурсов и других. Требуется усиление базовой экономической подготовки специалистов технических и технологических направлений, усиление компьютерной подготовки, подготовки по вопросам техники безопасности и охраны окружающей среды и др.

Сказанное определяется еще и растущим значением тех областей знаний в общей программе подготовки специалиста, на которые прежде, да зачастую и сейчас, особого акцента не делали. Это касается вопросов управления производством, психологии труда, информационных технологий, вопросов эргономики, экологии и ряд других.

Не последнее место в перечне причин, касающихся проблемы подготовки кадров, занимает современная сложная демографическая ситуация. Это требует иначе смотреть на использование имеющихся трудовых ресурсов, эффективнее их использовать. В этом смысле кроме экономического содержания проблемы мы затрагиваем социально-психологические аспекты проблемы, касающиеся поиска решений, обеспечивающих профессиональную мобильность специалистов и создание условий профессиональной и психологической адаптации к изменившимся условиям. Соответственно, чтобы добиться большей отдачи от подготовки специалистов, нужно менять и качество их подготовки.

Качество подготовки специалистов — одна из актуальнейших проблем на сегодня. Предприятия предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов и зачастую неудовлетворены сегодняшним уровнем подготовки выпускников образовательных учреждений. Действительно, подготовка специалистов должна соответствовать современным требованиям. Именно востребованный сегодняшним ходом развития экономики уровень образования и подготовки специалистов может быть признан качественным. Следовательно, необходимо в подготовке специалистов за основу принимать сегодняшние квалификационные требования, тот востребованный работодателем квалификационный уровень, который сегодня мы с вами должны, по сути, еще сформулировать. Это будет определять и набор изучаемых дисциплин, и содержание самих дисциплин, подбор преподавателей, организацию учебного процесса. Установление как квалификационных требований к специалистам, так и требований к учебным программам — серьезная задача, которая должна решаться совместно образовательными структурами и представителями реальной практической экономики. Решение этой задачи требует соответствующего организационного и материального обеспечения.

Процесс получения качественного образования характеризуется в том числе двумя взаимосвязанными параметрами: продолжительностью и стоимостью. Причем, если с продолжительностью обучения вопрос ясен — оно зависит от набора изучаемых дисциплин и организации учебного процесса, то со стоимостью вопрос сложнее. Естественно, чем продолжительнее обучение, тем оно дороже. Стоимость обучения складывается из прямых затрат на обу­чение и накладных расходов. К этому же следует отнести и дополнительные расходы работодателей, направляющих своих сотрудников на обучение, связанное с отрывом сотрудников от их деятельности. Если мы будем надеяться на государственное финансирование в этом плане, нас ждет разочарование. Такова реальность. Государство по факту лишь частично приняло на себя решение этой задачи, что проявляется прежде всего в явно недостаточном финансировании, которое с трудом обеспечивает лишь общую, но отнюдь не специальную профессиональную подготовку специалистов.

Хорошее образование стоит дорого, но оптимизация затрат предполагает их рационализацию. Рационализация предусматривает такую организацию процесса, которая при тех же или даже меньших затратах позволяла бы получать искомый, желаемый результат. Существуют, как известно, разные формы обучения — с отрывом и без отрыва от производства, на базе учебного заведения и непосредственно на предприятии, в виде традиционного обучения и обучения с использованием информационных технологий. Могут применяться с успехом все формы и методы обучения, однако применение информационных технологий позволяет оптимизировать все составляющие процесса обучения, и это привлекает.

Время также важная составляющая процесса обучения. Нам, если мы хотим соответствовать времени, выбора не остается. Мы должны обратить самое серьезное внимание на освоение прогрессивных технологий обучения, которые позволяют интенсифицировать и оптимизировать процесс обучения. Понятно, что в сегодняшних условиях образовательные учреждения не смогут решить эти проблемы самостоятельно в силу нехватки средств, недостаточной технической оснащенности, слабой учебно-лабораторной базы, равно как и предприятиям эти вопросы не решить без участия профессионалов в области образования.

Потребители кадров, т. е. предприятия, заинтересованы в том, чтобы кадры имели высокий уровень подготовки, следовательно, предприятия должны включиться в организацию процесса их подготовки. Другими словами, необходимо, чтобы образовательные учреждения и предприятия прониклись пониманием проблем друг друга и объединили усилия в меру своих интересов и возможностей, что позволит реализовать на практике качественную систему непрерывного профессионального образования, так нам необходимую в условиях стремительных темпов мирового научно-технического прогресса, в условиях необходимости эффективно развивать нашу промышленность.

Важнейшим элементом в создании системы непрерывного профессионального образования является формирование новых подходов к организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров путем сближения деятельности образовательных учреждений и предприятий через реализацию совместных образовательных проектов. Прохождение переподготовки специалистов раз в пять лет должно стать нормой практической деятельности предприятий. Работа по подготовке кадров, повышению их квалификации должна входить составной и конкретной частью в планы соответствующих государственных органов управления ЛПК, предприятий, общественных профессиональных объединений. И эти планы должны коррелироваться с планами образовательных учреждений.

Без сомнения, сказанное требует отдельной детальной проработки, требует реальных и конкретных действий.

Что представляется важным в первую очередь? Анализ сложившейся кадровой ситуации на предприятиях и в организациях ЛПК. Выработка на основе анализа конкретных предложений по корректировке деятельности образовательных учреждений, инициатив и действий предприятий и организаций. Более полное использование тех реальных и потенциальных возможностей, которые имеются у образовательных учреждений и предприятий. Корректировка самого процесса обучения и приближение его к практической экономике. Вовлечение в процесс обучения представителей научных и проектных организаций, производства, владеющих передовыми знаниями техники и технологии.

Это серьезная и большая работа, ее нужно проводить, но это не должно тормозить сегодняшнюю практическую работу по подготовке и переподготовке кадров. Необходимо использовать имеющиеся возможности, в первую очередь, через существующую и достаточно успешно работающую систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Определенным примером может служить работа факультета повышения квалификации и переподготовки кадров лесотехнической академии, которая ведет свою историю с 1858 г. Именно в этом году при Санкт-Петербургском лесном и межевом институте были организованы специальные курсы лесоводов, на которые принимались лица с законченным университетским образованием. Общий срок обучения составлял 17 месяцев.

В последующем система повышения квалификации и переподготовки специалистов в лесном институте (а затем и лесотехнической академии) претерпевала различные изменения применительно к условиям развития страны — это был самостоятельный институт повышения квалификации, было и отделение, и факультет в составе Академии. В настоящее время на факультете ежегодно проходят обучение более 400 руководителей и специалистов предприятий ЛПК России, причем за последние годы наблюдается рост количества слушателей. Это говорит о том, что работа факультета востребована.

Факультет осуществляет повышение квалификации, профессиональную переподготовку, переподготовку специалистов, имеющих высшее непрофильное образование, с предоставлением права заниматься новым видом деятельности, предлагает получение высшего образования в форме экстерната, проводит тематические семинары по новым направлениям техники и технологии, знакомит с последними достижениями науки, оказывает консультационные услуги. Факультет работает как по заказам предприятий, так и принимает индивидуальных слушателей, постоянно открывает новые направления подготовки и переподготовки специалистов для лесных и лесоперерабатывающих отраслей нашей промышленности в соответствии с требованиями времени. Для этого факультет, как составная часть Академии, имеет широкие возможности и, прежде всего, высокий преподавательский потенциал.
В основу работы факультета заложена идея, которую мы озвучили выше: подготовка высококвалифицированных кадров — общая задача образовательных учреждений и предприятий отрасли. Обоснованием этой идеи являются следующие положения:
- предприятия отрасли остро нуждаются в высококвалифицированных кадрах всех уровней;
- государственные образовательные программы (ГОС) в рамках бюджетного финансирования не в полной мере отвечают требованиям времени и требованиям современного производства;
- хорошо отлаженная система подготовки кадров в прошлом в значительной степени разрушена, на смену прежней системе подготовки кадров ничего значимого не пришло;
- решение кадровой задачи в новых экономических условиях государство на себя полностью не возьмет;
- вузы, как и большинство других образовательных структур, сегодня находятся в достаточно жестких финансовых условиях;
- предприятия, как потребители кадров, непосредственно заинтересованы в том, чтобы кадры были хорошо и достаточно подготовлены;
- сложился существенный разрыв между рыночным спросом на квалифицированный труд и предложением профессиональной компетентности, между требованиями реальной экономики к уровню подготовки специалиста и ее фактическим уровнем;
- требование высокой квалификации кадров предполагает постоянное и непрерывное обучение специалистов на протяжении всей трудовой деятельности.

В условиях наличия различных форм собственности, многообразия организационно-правовых форм предпринимательства не может быть каких-то универсальных рекомендаций, универсальных методик оценки и подготовки кадров. Их должно быть достаточное количество, адекватное сложившимся в отрасли организационно-правовым формам предприятий и организаций. Существующая система должна быть адаптирована к требованиям времени.

Есть разные пути решения «кадровых» вопросов. Предприятия, например, формируют заказ на специалиста, т. е. формулируют тот набор знаний, которыми в силу специфики конкретного предприятия должен обладать специалист и подбирают для себя будущих специалистов из числа студентов-старшекурсников. Образовательное учреждение (например, Академия через факультет повышения квалификации и переподготовки кадров) на основе трехстороннего договора (предприятие — образовательное учреждение — студент) обеспечивает дополнительную подготовку этих студентов по заказу предприятия. Могут быть найдены и другие пути решения этой задачи. Но для начала необходимо, как минимум, объединить наши усилия, определить первоочередные задачи, задачи на перспективу, расставить приоритеты, создать предпосылки для решения этих задач.

Необходимость современных качественных изменений в системе переподготовки и повышения квалификации кадров является комплексной многоаспектной проблемой, решение которой возможно только на основе системного подхода.

Решение проблемы требует организационных усилий образовательных учреждений и предприятий соответствующих отраслей промышленности и предполагает:
- создание гибкой системы переподготовки и повышения квалификации специалистов с учетом конкретной сферы деятельности и потребностей предприятия;
- разработку принципиально новой концепции переподготовки специалистов применительно к конкретным условиям деятельности;
- разработку методологии формирования новых специализаций и форм переподготовки специалистов в рамках единой стратегии и целевых функций;
- разработку учебных модулей и отдельных модульных программ переподготовки кадров по новым наиболее перспективным и актуальным направлениям.

Специфика организации учебного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в первую очередь определяется различным уровнем подготовки специалистов, проходящих обучение, а также различными целями, которые ставят перед собой эти специалисты в процессе обучения.

Сказанное требует создания и использования новых технологий обу­чения, позволяющих решать следующие основные задачи:
- формирование системного мышления, позволяющего интегрировать накопленные знания и преодолевать разобщенность знаний по отдельным дисциплинам;
- формирование содержания и объемов учебных программ в соответствии с целями образования, отражающими конкретные виды деятельности специалистов;
- полное и оперативное удовлетворение потребностей общества в специалистах, способных продуктивно осуществлять практическую деятельность на уровне современных достижений науки, техники и технологии.

Для реализации сказанного в системе переподготовки кадров с успехом могут применяться различные передовые методики, в том числе методики модульного и дистанционного обучения.

Если в технике модуль представляет собой блок, который обладает собственными функциями и может интегрироваться в различные более сложные системы, то модуль в образовании представляет собой средство для обучения, которое:
- содержит в себе или определяет процесс обучения;
- обладает собственной функцией, ограниченной целями преподавания (изучение какой-либо дисциплины) и начальным (исходным) уровнем обучаемого;
- обладает способностью интегрироваться в разные образовательные программы и адресуется к неоднородному по образовательному уровню контингенту обучаемых.

Модульное обучение может с успехом сочетаться с системой дистанционного обучения.

Дистанционные технологии обу­чения все более активно внедряются в практику образовательных учреждений, т. к. Интернет предоставляет уникальные возможности в виде услуг и информационных образовательных ресурсов для разных типов образовательных учреждений, отдельных пользователей, для всей системы непрерывного образования. Наша задача — умело воспользоваться этими возможностями с учетом тех задач, которые можно решать с их помощью в области образования.

Но для начала необходимо, как минимум, объединить наши усилия, определить первоочередные задачи, задачи на перспективу, расставить приоритеты, создать предпосылки для решения этих задач.

В лесотехнической академии на базе факультета повышения квалификации и переподготовки кадров мы предприняли попытку объединения усилий вуза и предприятий. В частности, совместно с рядом предприятий региона, мы создали в 2000 г. общий орган (Координационный совет), который призван координировать наши совместные усилия, и в состав которого включены представители Академии, предприятий и государственных структур управления лесного сектора экономики региона. Этот общественный совет, которому в дальнейшем может быть придан и какой-то иной статус, должен на практике совместить интересы и возможности предприятий и Академии, по крайней мере, в вопросах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий ЛПК региона. Сфера деятельности этого Координационного совета может быть расширена и распространена на подготовку специалистов на всех факультетах Академии.

Основными направлениями деятельности Координационного совета нам представляются следующие:
- анализ положения и подготовка рекомендаций по совершенствованию кадровой политики в регионе в отраслях ЛПК;
- формирование приоритетных направлений в области подготовки и переподготовки кадров для предприятий отрасли;
- оказание содействия факультету в принятии обоснованных решений по прогнозированию, концептуальному развитию, проведению мониторинга и осуществлению деятельности в области подготовки и переподготовки кадров на территории региона;
- разработка рекомендаций и предложений по организации учебного процесса и системной подготовки и переподготовки специалистов по заказам предприятий;
- разработка предложений по реализации практики индивидуальной подготовки специалистов по заказам предприятий и созданию информационных технологий индивидуального подбора выпускников с учетом их личностных качеств;
- оказание содействия факультету в вопросах развития учебно-материальной базы, совершенствовании образовательных программ, совершенствованию учебного процесса.

Это далеко не полный перечень вопросов, которые мог бы решать Координационный совет. Нам видится развитие работы совета вплоть до разработки предложений по созданию региональной комплексной кадровой программы для отраслей ЛПК региона и вовлечения в ее реализацию предприятий и организаций региона.

Мы приглашаем к сотрудничеству заинтересованных лиц и предприятия.

Мы считаем необходимым разработать и реализовать региональную комплексную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для лесопромышленного комплекса Северо-Запада РФ под эгидой и при непосредственном участии как властных структур области и города, так и предприятий лесопромышленного комплекса и учебных заведений региона.

Для определения путей разрешения названной проблемы и для реализации Программы нам представляется целесообразным создать в лесотехнической академии на базе факультета повышения квалификации научно-методический центр подготовки и переподготовки кадров для предприятий лесного комплекса региона с выделением соответствующего финансирования.

Основными задачами центра должны быть:
- изучение состояния и перспектив развития отраслей лесопромышленного комплекса региона и разработка научно обоснованных прогнозов и предложений взаимосвязанного развития отраслей лесопромышленного комплекса региона, рынка товаров, рынка труда и рынка образовательных услуг;
- выполнение научно-практических разработок по вопросам подготовки кадров и организации производства по заказам региональных органов власти и предприятий лесопромышленного комплекса;
- разработка и внедрение новых форм подготовки специалистов, разработка и практическая реализация новых образовательных программ и дисциплин;
- внедрение практики индивидуальной подготовки специалистов по заказам и с участием предприятий региона;
- разработка и внедрение технологии (на основе ИТ) индивидуального подбора выпускников с учетом их личностных качеств по заказам работодателей;
- разработка проблем трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений.

При одобрении и поддержке этих предложений в рамках детальной проработки может быть определен достаточно полный и строго определенный круг вопросов и проблем, которые могут ставиться перед центром и им решаться.

Одной из первых задач центра следует считать организацию региональной конференции по проблеме подготовки кадров для лесопромышленного комплекса с широким привлечением к участию в ней представителей властных структур города и области, промышленных предприятий и коммерческих структур, образовательных и научных учреждений. Предварительная проработка этого вопроса убеждает в заинтересованности участия в вышеназванных мероприятиях не только представителей различных структур города и области, но и всего Северо-Западного региона.

Дата: 09.10.2005
В. Н. Решетняк
"ЛесПромИнновации" 5 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!