Создание региональной системы профессиональной подготовки кадров

1 стр. из 1

Республика Коми — самый лесистый регион в Северо-Западном экономическом районе страны. Однако результаты нашей деятельности в этом важнейшем секторе экономики значительно уступают зарубежным показателям, о чем красноречиво говорят данные об использовании лесных ресурсов в Республике Коми, России, Финляндии и США (см. табл.).

Показатели

Республика Коми

Россия

Финляндия

США

Общий запас лесов, млрд куб. м

2,80

81,60

1,70

23,10

Лесопокрытая площадь, млн. га

30,20

763,50

20,10

209,10

Объем вывозки древесины, млн. куб. м

6,00

84,00

51,00

503,00

Съем древесины с 1 га лесопокрытой площади, куб. м

0,21

0,17

2,50

2,40

Доля ежегодной заготовки древесины от общего запаса, %

0,21

0,12

3,00

2,10

Годичный прирост древесины, млн. куб. м

26,40

822,00

71,00

918,00

Процент ежегодной заготовки древесины от годичного прироста, %

23,00

12,00

72,00

54,00

Учитывая истощение мировых запасов минерально-сырьевых ресурсов: запасов нефти осталось на 23 года, газа — на 29 лет, алюминия — на 48 лет, стали — на 41 год, а также самовозобновляемый характер лесных ресурсов (лес растет, даже когда мы спим), их следует рассматривать в качестве одного из основных факторов для реструктуризации экономики республики. Эти обстоятельства определяют большую перспективность развития лесного сектора. Руководством Республики Коми постоянно проводится целенаправленная политика по развитию регионального лесного комплекса. Предполагается разработка целевой программы развития этой отрасли на период до 2010 г.

Социальной же основой развития лесного комплекса является его кадровое обеспечение, поскольку без достаточного количества хорошо подготовленных специалистов развитие любой отрасли промышленного производства невозможно.

Достигнутый в Республике Коми относительно невысокий уровень безработицы создает иллюзию о полной укомплектованности предприятий квалифицированными кадрами. На самом деле это не так. Руководители предприятий, кадровые службы все чаще сталкиваются с проблемой нехватки хорошо обученных специалистов. Вот пример: в Карелии понастроили новых котельных, но не подготовили кадры, и эффект получили нулевой. И у нас для реализации перспективных проектов деревянного домостроения и биоэнергетики также потребуются своевременно подготовленные специалисты.
Лесному комплексу республики нужны гибкие и способные к адаптации кадры, готовые к решению все усложняющихся проблем развития и к переменам в период перехода к устойчивому лесоуправлению.

Как показывает практика, реализовать эту цель достаточно сложно — в связи с отсутствием целостного представления о проблеме. Именно сейчас, когда концепции модернизации образования в силу своей инерционности и односторонней направленности не могут разрешить в полной мере проблемы, связанные с подготовкой специалистов, обладающих новыми знаниями в области правовых, экономических, экологических и лесных отношений, необходимо не локальное, а глубокое проникновение в анализ направлений решения кадровой проблемы. Подготовка кадров — та задача, без которой не решить все остальные.

В ближайшие пять лет (по данным Министерства промышленности и энергетики РК) республика столкнется с проблемой гигантского «кадрового голода» по всем специальностям. Количество вакансий в сфере производства составит 50-60 тыс. человек. Причем самой высокой остается потребность в инженерно-технических специалистах.

Проблема кадрового обеспечения сложна и многогранна, и основные аспекты ее решения, на первый взгляд, прямо не относятся к компетенции конкретных промышленных предприятий и организаций, которые считают себя жертвами политики государства, приведшей к нехватке высококвалифицированных работников.

Истоки кадровых проблем связаны с начавшимся около десяти лет назад демографическим кризисом. Средний возраст населения перманентно растет, квалифицированные кадры уходят, а замены им нет. Численность населения республики уменьшилась на 18,% и составила 999,4 тыс. человек на 1 сентября 2004 г. и в среднем ежегодно уменьшается на 1%. Коэффициент естественной убыли составляет 4,3 человека на 1000 человек. Другой характерный фактор — низкая продолжительность жизни в Республике Коми. К сожалению, такая тенденция будет продолжаться.

Прогнозируется в дальнейшем и резкий спад количества трудовых ресурсов. Официальных безработных в Республике Коми зарегистрировано 16,6 тыс. человек. Количество выпускников средних школ уменьшится почти в два раза.

Но даже если немедленно создать условия, способствующие увеличению рождаемости, то и в этом случае реального изменения ситуации следует ожидать не раньше, чем через 20 лет. Привлечение иностранных рабочих в одночасье тоже не решит проблему.

Сегодня главная стратегическая задача в экономике — рост валового регионального продукта (ВРП). Природных ресурсов у нас достаточно, технику и технологии можно купить за счет продажи тех же природных ресурсов, а вот с кадрами, от которых зависит решение стратегических задач в экономике, — большая проблема. Кадровое обеспечение экономики — самое слабое звено, и необходима оценка качества будущей популяции для научно обоснованного прогнозирования социального потенциала.

Именно образование призвано обеспечивать качество подготовки сменяющих друг друга поколений на том уровне, который позволяет поддерживать не просто их жизнеспособность, но и конкурентное превосходство в деятельности на тех направлениях, которые определяют инновационный вектор развития, то есть разработку и применение на практике тех научных достижений, которые позволят «обгонять, не догоняя» конкурентов.
Человеческие ресурсы, как любые другие, нуждаются во внимании и расширенном воспроизводстве. Проводимая административная реформа требует дополнительного количества образованных менеджеров, потребность в которых сегодня очевидна. Бизнес же участвовать в преодолении демографического кризиса пока отказывается, полагая, что этой политикой должно заниматься государство.

Лесная промышленность пытается по-своему решить проблему кадрового обеспечения. Один из путей — это увеличение наукоемкости производства. При этом за счет роста квалификации персонала можно сократить его численность. Используемые в лесной промышленности технологии в большинстве своем устарели. Численность работающих на аналогичных производствах за рубежом отличается от наших на порядок. В результате при большом количестве работающих лесной комплекс испытывает дефицит необходимых специалистов. В лесопромышленном комплексе Республики Коми заняты 22,2 тыс. человек (2003 г.), в лесозаготовительной промышленности — 5,7 тыс. человек, деревообрабатывающей — 10,9 тыс. человек, а в целлюлозно-бумажной промышленности — 5,6 тыс. человек. Между тем среднесрочный прогноз показывает, что уже сейчас стремительно растет потребность в операторах современной лесозаготовительной техники, будет существовать устойчивый спрос на вальщиков леса, трактористов, машинистов-крановщиков, механиков, мастеров леса, газоэлектросварщиков, водителей, рамщиков.

Во многом этот дефицит вызван низким уровнем оплаты труда. По итогам 2003 г., в Республике Коми средняя зарплата в лесопромышленном комплексе составила 5138 руб.; в лесозаготовительной отрасли — 3769 руб.; в деревообрабатывающей — 5247 руб.; в целлюлозно-бумажной промышленности — 14177 руб. Учитывая специфику этой отрасли, указанный размер оплаты труда не столь велик. В Финляндии, например, средняя зарплата 2,5 тысячи евро (90 тыс. руб.).

Престиж рабочих профессий падает. Минимальный размер оплаты труда в несколько раз ниже прожиточного минимума. В Швеции и Финляндии, к слову, работодатель не может платить наемному работнику меньше установленной в законодательном порядке суммы, которая имеет, к тому же, значительный размер.

Исторически в Республике Коми сформировался достаточно мощный научно-образовательный потенциал. На территории республики действуют 20 научных учреждений и организаций, 26 вузов и филиалов, 22 средних специальных учебных заведения, 43 учреждения начального профессионального образования. К сожалению, все они функционируют обособленно. Полностью отсутствует взаимосвязь между рынком образовательных услуг и рынком труда. Предприятия практически не участвуют в регулировании региональной системы образования в соответствии со своими потребностями. А именно бизнес должен быть заинтересован в подготовке нужных специалистов на ближайшую перспективу. Работодатели, желая видеть на своих предприятиях высококвалифицированных работников, сами ничего для этого не делают, рискуя в будущем столкнуться с проблемой «кадрового голода».

В республике назрела необходимость подключить к решению проблемы формирования рынка труда крупный бизнес, который испытывает острую потребность в квалифицированных кадрах.

Здесь важно использовать преимущества дополнительного образования, которые заключаются в более коротких сроках реализации образовательных программ и их гибкости. Сегодня при финансовой поддержке предприятия можно получить дополнительное образование практически любого уровня. Тем не менее, данная практика еще не превратилась в прочную систему.

В процессе специфического для нашей страны развития рыночных отношений произошло ухудшение уровня подготовки и снижение квалификации специалистов и персонала в лесном комплексе республики. Предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. Из-за отсутствия эффективной системы законодательства в области подготовки профессиональных кадров они делают это, в первую очередь, за счет сокращения непроизводственных затрат, в том числе и за счет сокращения расходов на обу­чение персонала.

В настоящее время только вузы Республики Коми выпускают до 4000 человек (2003 г.), еще 4500 выпускников приходится на долю средних специальных учебных заведений (ссузов) и 9000 — на учреждения начального профессионального образования. Необходимо уделять больше внимания пропорциональности подготовки специалистов начального, среднего и высшего звена.

Часто, получив диплом, человек не может найти работу по специальности, вынужден осваивать новую специальность, переучиваться. На это уходит много времени, сил и средств. Сельская молодежь стремится таким образом закрепиться в городе, кто-то «уходит» от армии, но бюджетные средства тратятся одинаково на всех.

Социальная незащищенность заставляет молодых людей искать лучшей доли именно таким путем.

Лесопромышленные компании проявляют удивительную беззаботность при прогнозировании собственного кадрового потенциала. Они привыкли к толпам людей, желающих найти работу. Но времена меняются, видимо, этого не замечают, пока не столкнутся с реальной проблемой. Предприятия полагают, что главная задача бизнеса в плане подготовки кадров — лишь информирование учебных заведений о своих потребностях: пусть за счет федерального и республиканского бюджетов подготовят специалистов, а бизнес потом придет и возьмет, кого сочтет нужным. Однако сложившаяся на сегодня ситуация показывает, что привычная система не срабатывает. Существующие экономические отношения вынуждают вузы, ссузы, учреждения начального профобразования подстраиваться под спрос абитуриентов. Какие специальности интереснее поступающим, такие учебные заведения у себя и открывают, в том числе и платные.

Между тем рост экономики республики уже сейчас резко повысил спрос на квалифицированный персонал. Причем самой высокой остается потребность в инженерно-технических специалистах. Это во многом связано с тем, что их подготовка требует дополнительной материально-технической базы, на обеспечение которой у учебных заведений просто нет средств. В результате при ежегодном высоком числе выпускников вузов в республике наблюдается дефицит по целому ряду специальностей. Поэтому сегодня представителям среднего и крупного бизнеса пора самостоятельно заботиться о решении кадрового вопроса. Только капитальные вложения в образование способны обеспечить бизнесу необходимый потенциал, стабильную прибыль и развитие в будущем. Многим предприятиям вполне по карману обучение не только отдельных студентов, но и содержание базовых факультетов. Причем финансирование может идти путем объединения усилий сразу нескольких крупных компаний. Активное участие предприятий в финансировании образования может стать лучшим проявлением социальной ответственности бизнеса, о которой шла речь на недавнем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Тогда не будет и претензий к качеству образования. Заказчики приобретут себе право устанавливать минимальную «планку» полученных знаний и навыков.

Полезно поторопиться с подобными нововведениями, а то скоро и преподавать будет некому: научные кадры, как и производственники, быстро стареют, нужен приток свежих сил. А на мизерные зарплаты преподавательского состава желающих идти мало. Все это тем более актуально, что к 2008 г. прогнозируется многократное сокращение числа выпускников, и те работодатели, что еще гордятся большим конкурсом на свои предприятия, рискуют оказаться в очень затруднительном положении. В Республике Коми есть предприятия («Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК», «Комиэнерго»), которые платят за обучение своих специалистов. Но и тут есть проблема. Вчерашним студентам надо платить хорошую зарплату, чтобы они не ушли на более высокооплачиваемую и привлекательную работу.

Таким образом, когда качество жизни вчерашних студентов будет нормальное и получаемая зарплата позволит им безболезненно растить и воспитывать детей, тогда и проблема подрастающей смены будет решена.

Отсутствие в республике мониторинга кадрового обеспечения для реализации программы развития и реструктуризации лесного комплекса может оказаться наиболее слабым звеном в цепи перехода лесного сектора экономики на качественно новую стадию развития. Необходим всесторонний анализ состояния трудовых ресурсов по профессиям, специальностям, уровню квалификации в муниципальных образованиях, населенных пунктах, который позволит определить научно обоснованные потребности в кадровом обеспечении, нацелит существующую систему профессиональной подготовки кадров на нужды лесного комплекса. Полученные на основе анализа данные станут основой для прогнозирования баланса рынка труда и трудовых ресурсов и формирования государственного заказа на подготовку специалистов в Республике Коми, основой координации действий исполнительных властей, учебных заведений и предприятий. В итоге это приведет к улучшению обеспечения предприятий, учреждений и организаций необходимыми специалистами, к снижению уровня безработицы и затрат на переподготовку, достижению непрерывного и неистощительного лесопользования, повышению доходности лесов.

Добавим, что сфера образования охватывает все его восходящие ступени — от начальной школы до вуза и далее послевузовскую подготовку и переподготовку, ибо она предполагает непрерывность поступательного развития в органической связи с наукой и производством. Сбой на любой ступени отражается на всем образовательном процессе. Поэтому потенциальные работодатели должны вести кампанию по привлечению новых специалистов не на сформированном рынке труда, переманивая разными способами друг у друга персонал, а среди сегодняшних школьников. Нужно выявлять их способности, побуждать к новым достижениям в определенных отраслях знаний, чтобы после окончания школы молодые люди шли получать образование, которое соответствует реальным требованиям рынка, а не веяниям моды.

Мировой опыт реализации подобных кадровых программ доказывает, что их успешное воплощение не только насыщает региональный рынок труда специалистами, но при этом — что немаловажно в наших условиях — позволяет избежать введения платы за обучение.

Дата: 09.10.2005
Н. М. Большаков
"ЛесПромИнновации" 5 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!