Анализ потребности в образовательных услугах в лесном секторе Северо-Запада России

1 стр. из 1

Лесной сектор является одной из наиболее важных отраслей промышленности на Северо-Западе России. Продукция лесопромышленных и деревообрабатывающих предприятий составляет значительную долю общего объема промышленного производства этого региона.

Основываясь на статистических исследованиях с использованием более 120 интервью с представителями различных уровней управления предприятий лесного сектора, можно утверждать, что современные лесозаготовительные компании и предприятия лесного сектора испытывают ряд проблем. Они, главным образом, связаны с финансированием развития и оптимизации производства, снабжением доступными сырьевыми материалами, сложными условиями труда персонала, занятого непосредственно в производстве, и необходимостью поддержания инфраструктуры в лесных поселках. 

В связи со значительными изменениями, происходящими в настоящее время в российском лесном хозяйстве, спрос на квалифицированную рабочую силу и требования к образовательному уровню персонала для работы в новых условиях постоянно растет. Это проблема, которая должна быть признана и решена образовательными учреждениями. Необходима также организация системы непрерывной переподготовки специалистов и рабочих, занятых в производственном процессе в настоящее время.

Анализ потребностей в обучении проводился для предприятий лесного сектора (лесхозы и лесопромышленные компании) в Архангельской (2001, 2004 гг.), Ленинградской (2002, 2005 гг.), Мурманской (2005 г.) областях, Карелии (2005 г.) по специально разработанной методике. Исследование проводилось группой экспертов Северо-Западного региона под руководством компании Silveco (Финляндия) в рамках совместных проектов, профинансированных Министерством лесного и сельского хозяйства Финляндии.

Исследование предполагало определение наиболее необходимых и неотложных образовательных направлений, где обучение персонала предприятий обеспечит наибольший эффект. Исследование было нацелено на выявление возможностей увеличения производительности труда в лесоуправлении и при лесозаготовках посредством обучения персонала, развития долгосрочной политики оптимизации технологии и создания базиса для дальнейших усовершенствований.

Важной частью исследования было также определение настоящих возможностей учебных заведений по предоставлению образовательных услуг, перспектив развития и областей возможного сотрудничества для Северо-Западного региона.

Большинством обучение персонала оценено как один из наиболее важных факторов развития и повышения производительности труда, но предприятия и компании не готовы вкладывать в это капитал.

Если рассматривать проблему крупным планом, то потребности обучения руководителей лесопромышленных компаний определяются дисциплинами общего управления и планирования, экономики и бизнеса, лесной сертификации, логистики. Руководители среднего уровня и специалисты нуждаются в обучении таким вопросам, как рынок древесины, маркетинг, совершенствование лесозаготовительного процесса и современные технологии,  внедрение компьютерных технологий в их работе. Потребности в обучении рабочих сводятся к повышению мастерства при проведении лесозаготовок, возможности проведения ремонта техники и оборудования. Отмечается недостаток квалифицированных рабочих, способных обслуживать современную лесозаготовительную технику и управлять ею, соблюдать необходимые, связанные с лесоводством требования.

Для предприятий лесного хозяйства (лесхозов) в качестве дополнительных направлений обучения выделяются предметы законодательной направленности, информационных технологий, связей с общественностью, современных технологий выращивания и ухода за лесом. 

Следует отметить, что потребность в обучении персонала предприятий выражается достаточно большими цифрами. Кроме уже работающих в настоящее время на предприятиях лесного сектора Северо-Западного региона (более 150 тыс. чел.), практически каждому предприятию требуются новые специалисты и квалифицированные рабочие. Большинство работников разного уровня признает необходимость повышения квалификации и практического мастерства в той или иной области ответственности. Отмечается необходимость получения новых знаний в связи с внедрением в производство современных технологий.

Для отдельных областей Северо-Запада уже разрабатываются схемы предоставления образовательных услуг предприятиям лесного сектора с учетом возможностей учебных заведений. Таким образом, устанавливается, какие виды образовательных услуг действительно необходимы предприятиям для решения проблем, связанных с человеческим фактором. Предлагаемые образовательные услуги должны, насколько возможно, следовать существующим правилам переподготовки персонала и соответствовать программам образовательных учреждений лесного профиля. Так, достаточно перспективным направлением является развитие системы дистанционного обучения. Но работники предприятий лесного сектора относятся к этим нововведениям достаточно осторожно. Менее четверти опрошенных считают возможным применение дистанционного обучения в существующей ситуации. Предпочтение отдается традиционным методам (краткосрочные курсы повышения квалификации — от 3 дней до 1–2 недель).

Основой успеха системы непрерывного образования и повышения квалификации, на наш взгляд, должна считаться качественная наполняемость курсов и практическая их значимость. В связи с этим в проведенном исследовании значительное внимание уделено вопросам подготовки преподавательского состава.

Дата: 09.10.2005
С. Коптев, С. Терещенко, М. Данилова
"ЛесПромИнновации" 5 (7)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!