|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В настоящее время большинство технологических процессов лесозаготовительных работ основываются на применении систем машин, классификация которых может быть выполнена по следующим основным признакам: по виду получаемой продукции, перечню и последовательности операций, технологическим, эксплуатационным и нагрузочным режимам, энергоемкости, удельным затратам заготовки 1 м3 древесины, типу машин, конструктивным особенностям и параметрам машин, в том числе технологического оборудования, требованиям сохранения экологического равновесия окружающей среды. Режимы работы лесозаготовительных тракторов и машин в технологическом процессе подразделяются на технологические, эксплуатационные и нагрузочные, которые зависят от технологических операций и способа их выполнения. При этом удельные показатели материалоемкости и энергонасыщенности техники при заготовке 1 м3 древесины должны быть минимальны. Все параметры тракторов и машин, входящих в систему, можно разделить на две группы: оказывающие и не оказывающие влияние на работу смежных машин. Так, например, несоответствие объема пачки деревьев, формируемой валочно-пакетирующей машиной и рейсовой нагрузкой трактора с клещевым захватом, снижает эффективность последнего, а следовательно, системы в целом. Необходимо также учитывать уровень соответствия машин природно-производственным условиям, т. е. машины, входящие в одну систему, должны иметь одинаковые области применения, а параметры, их определяющие — соответствующие взаимоувязанные значения. Одними из основных среди них являются параметры, определяющие размер обрабатываемого дерева (диаметр, длина и средний объем), удельное давление на грунт, углы устойчивости тракторов и машин. Варьирование в широком диапазоне характеристик предмета труда (дерева) даже в пределах сравнительно небольшой территории лесонасаждений накладывает определенные трудности при определении параметров технологического оборудования и трактора (машины) в целом. Выбор техники для транспортировки древесины c лесосеки — одна из главных проблем лесозаготовителей. Применяемые в настоящее время лесозаготовительные тракторы на гусеничном и колесном шасси бывают трех типов: с тросочокерным оборудованием, с гидроманипулятором с клещевым захватом и кониковым зажимным устройством, с крупногабаритным клещевым захватом. Преимуществом тракторов с тросочокерным оборудованием перед тракторами, оснащенными минипулятором с кониковым устройством и клещевым захватом, является лучшая проходимость на трудных участках лесосеки. К достоинствам технологического оборудования, состоящего из манипулятора и коникового зажимного устройства, относится возможность подбора отдельных деревьев на лесосеке, возможность регулирования объема пачки и полное отсутствие ручного труда. Применение технологического оборудования, состоящего из крупногабаритного клещевого захвата, предусматривает трелевку только пачек деревьев, подготовленных валочно-пакетирущими машинами. Достоинство такого способа трелевки — захват и погрузка сразу целой пачки, что резко сокращает затраты времени на погрузочно-разгрузочные элементы операции, увеличивает время использования трактора на транспортных работах, а следовательно, его производительность. Но в этом случае предъявляются дополнительные требования к пачке деревьев — она должна быть хорошо сформирована, располагаться в удобном для подхода трактора месте и обеспечивать его полную загрузку. К недостаткам описанного способа трелевки следует отнести то, что клещевой захват удален от центра масс трактора, поэтому при движении неблагоприятно распределяется нагрузка на ходовую часть трактора, ухудшается управляемость трактором и на 30% снижается рейсовая нагрузка по сравнению с использованием тросочокерного оборудования. Анализ номенклатуры лесозаготовительных тракторов, предлагавшихся потребителю зарубежными фирмами и предприятиями стран СНГ в 2001–2005 гг., показывает, что за этот период на международном рынке было предложено 44 модели тракторов, в том числе 17 — на гусеничном и 27 — на колесном шасси. Была систематизирована номенклатура тракторов и проведена оценка их основных параметров, что позволило выявить количественные и качественные характеристики распределения массо-мощностных параметров по классам типизированного ряда, а также вывести несколько удельных показателей по материалоемкости, энергонасыщенности и их значениям при заготовке 1 м3 древесины в зависимости от нагрузочных параметров технологического оборудования. Массо-мощностные и нагрузочные параметры взяты из проспектов и справочных материалов о лесозаготовительных тракторах. Распределение гусеничных лесозаготовительных тракторов, предложенных потребителю, по типизированным классам (по массе) выглядит следующим образом: Основными производителями гусеничных тракторов являются предприятия России и одна зарубежная фирма («Катерпиллер», США). Номенклатура и технические параметры тракторов представлены в табл. 1. Табл. 1
Анализ номенклатуры моделей тракторов показывает, что производители продолжают ориентироваться на выпуск мощной техники тяжелого класса, не обеспечивая потребности в тракторах легкого класса. Это распределение практически не изменилось к 2005 г. и в настоящее время определяет состав парка лесозаготовительной техники. В ближайшем будущем кардинальных перемен не предвидится. В табл. 2 приведена классификация гусеничных лесозаготовительных тракторов по средним значениям технических параметров и их удельным показателям при заготовке древесины, которые распределены по трем уровням массы (класс трактора). Табл. 2
Структурное построение по техническим параметрам типоразмерных рядов гусеничных лесозаготовительных тракторов, ранжированных по двум уровням массы тракторов (класс трактора), характеризуется следующими показателями: Удельные показатели гусеничных лесозаготовительных тракторов по классам типизированного ряда характеризуются следующими значениями: Представленные удельные показатели получены с учетом массо-мощностных параметров тракторов и их технических возможностей (по объему пачки деревьев) при трелевке древесины. Если оценивать нагрузочные режимы гусеничного лесозаготовительного трактора (по объему пачки деревьев) с учетом природно-производственных условий лесозаготовок, то главным фактором, влияющим на эксплуатационные процессы, являются параметры дерева (его диаметр и средний объем). Древостой при среднем объеме ствола до 0,39 м3 принят за мелкий, от 0,4 до 0,65 м3 — за средний, более 0,65 м3 — за крупный. Опыт эксплуатации тракторов с тросочокерным оборудованием и клещевым захватом показывает, что максимальное количество деревьев, формирующих пачку при ручной валке и валочно-пакетирующими машинами, составляет порядка 10 шт. Тогда объем пачки деревьев по объемным группам может составлять: для мелкого древостоя — 4, для среднего — 7 и для крупного — 12 м3. Для таких объемов пачки деревьев средние расчетные значения эксплуатационной массы трактора и мощности двигателя с учетом средних значений удельных показателей должны составить: Анализируя полученные значения, можно отметить, что в группе тракторов легкого класса ранее (1961–1975 гг.) выпускались тракторы ТДТ-40М (масса — 6,5 т, мощность двигателя — 36,8 кВт) и ТДТ-55 (масса — 8,7 т, мощность двигателя — 45,6 кВт), среднего класса (1972–1993 гг.) выпускались тракторы ТТ-4 (масса — 12,8 т, мощность двигателя — 81,4 кВт) и ТЛТ-100 (масса — 10,5 т, мощность двигателя — 73,6 кВт), тракторы тяжелого класса начали выпускаться после 1995 г. — ТТ-4М-07 (масса — 15,71 т, мощность двигателя — 96 кВт) и ЛТ 187 (масса — 16,3 т, мощность двигателя — 96 кВт). Распределение колесных лесозаготовительных тракторов, предложенных потребителю, по типизированным классам (по массе) следующее: Основными производителями тракторов являются зарубежные фирмы (19 моделей), предприятия стран СНГ выпускают 8 моделей, из них российских — только 2 модели. Номенклатура и технические параметры тракторов представлены в табл. 3. Табл. 3
Анализ номенклатуры моделей тракторов показывает, что российские предприятия предлагают ограниченное количество моделей колесных тракторов (7,5% от общего количества) только тяжелого класса, и это ограничивает их использование в лесозаготовительном производстве и лесном хозяйстве. Просматривается необходимость создания тракторов для работы в мелких и средних лесонасаждениях и формирования типоразмерного ряда колесных тракторов легкого и среднего классов. В табл. 4 приведена классификация колесных лесозаготовительных тракторов по средним значениям технических параметров и их удельных показателей при заготовке древесины, которые распределены по трем уровням массы (класс трактора). Табл. 4
Структурное построение по техническим параметрам типоразмерных рядов колесных лесозаготовительных тракторов, ранжированных по трем уровням массы (класс трактора), характеризуется следующими показателями: Таким образом, наблюдается тенденция (при переходе от меньшего класса к большему) непропорционального роста уровня объема пачки деревьев, трелюемой трактором, к росту мощности двигателя и массы трактора. Удельные показатели колесных лесозаготовительных тракторов по классам типизированного ряда характеризуются следующими средними значениями: Представленные удельные показатели получены с учетом массо-мощностных параметров тракторов и их технических возможностей (объем пачки деревьев) при трелевке древесины. Если оценивать нагрузочные режимы колесного трактора (объем пачки деревьев) с учетом природно-производственных условий лесозаготовок, как это отмечено для гусеничных лесозаготовительных тракторов, тогда средние расчетные значения эксплуатационной массы трактора и мощности двигателя с учетом средних значений удельных показателей должны составить: Анализируя полученные значения, можно отметить, что в группе тракторов легкого класса в настоящее время предлагаются тракторы модели 240С фирмы «Тимберджек» (масса — 8,4 т, мощность двигателя — 75 кВт) и ЛКТ-81Т фирмы «ЗТС» (масса — 7,14 т, мощность двигателя — 72 кВт), в среднем классе предлагаются тракторы модели 460Д фирмы «Тимберджек» (масса — 13,65 т, мощность двигателя — 120 кВт) и 2241 ОАО «Амкодор» (масса — 12 т, мощность двигателя — 109 кВт), в тяжелом классе предлагаются тракторы модели 1710Д фирмы «Тимберджек» (масса — 20,8 т, мощность двигателя — 160 кВт) и МЛ-56 ЗАО «Петербургский тракторный завод» (масса — 19 т, мощность двигателя — 184 кВт). Проведенный анализ структуры типоразмерных рядов гусеничных и колесных лесозаготовительных тракторов ведущих зарубежных фирм и предприятий стран СНГ позволяет сделать следующие выводы и обобщения: Структурное построение типоразмерных рядов гусеничных и колесных лесозаготовительных тракторов, ранжированных по трем уровням объемов пачки деревьев, предполагаемых при формировании в лесонасаждениях с различной крупномерностью древостоя, можно охарактеризовать следующими расчетными показателями: Удельные показатели лесозаготовительных тракторов трех классов типизированного ряда будут характеризоваться средними значениями: По энергоемкости выполнения операции трелевки гусеничными и колесными тракторами при заготовке 1 м3 древесины рекомендуемые расчетные значения удельных показателей в сравнении с фактическими практически одинаковы, что дает основание оценивать массо-мощностные параметры тракторов и режимы их загрузки с учетом природно-производственных условий лесозаготовительных районов по средним значениям крупномерности древостоя. Развитие лесопромышленного комплекса России, а следовательно и лесозаготовительных предприятий, не должно тормозиться недостаточным количеством техники, ее ассортиментом и качеством. С другой стороны, только широкий диапазон геометрических и массо-мощностных параметров лесозаготовительной техники может активизировать спрос на нее. Это разнообразие даст возможность использовать лесозаготовительную технику с учетом региональных особенностей по природно-производственным условиям лесонасаждений. Все это следует учитывать отечественным предприятиям при разработке оборудования и техники в целом для лесозаготовительного производства. Дата: 09.10.2005 Э. К. Стрельцов "ЛесПромИнновации" 5 (7)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||