|
|||||
1 стр. из 1 Условия жесткой конкуренции на мебельном рынке объективно заставляют мебельщиков искать новые пути повышения эффективности производства и конкурентоспособности своей продукции. Ажиотажный спрос на мебель навсегда остался в прошлом. Сегодня привлечь покупателя можно только высоким качеством продукции, учетом специфических требований отдельных групп населения или индивидуальных покупателей, регламентированными сроками поставки и оптимальным соотношением цены и качества. Для реализации этих задач промышленные предприятия переходят к новому типу организации производства — по заказному промышленному производству. Работа в новых условиях невозможна без широкого применения информационных технологий на всех этапах жизненного цикла изделий. На абсолютном большинстве предприятий есть четкое понимание этого, недаром системы автоматизированного проектирования (САПР) в последние годы стали неотъемлемой частью мебельных производств. Очевидная тенденция последних лет — переход от автоматизации отдельных работ к комплексной автоматизации процессов и предприятия в целом. Этот путь имеет множество организационных, технических, финансовых, кадровых и других «подводных камней». Однако процесс идет, и идет с все возрастающей скоростью. Не замечать этого и не учитывать в практике работы учебных заведений, по крайней мере, недальновидно. Зададимся вопросом: насколько выпускники высших учебных заведений обладают практическими навыками работы на высокоавтоматизированных предприятиях? Опыт взаимоотношений автора с рядом мебельных предприятий и учебных заведений в различных регионах страны показал, что, если и обладают, то лишь минимальными. Дабы не остаться без поддержки, процитирую слова одного из руководителей крупной московской мебельной фирмы: «…преподавателей зачастую не интересуют ни компьютеры, ни, что хуже всего, проблемы и потребности современного производства. Уровень практической подготовки выпускников не соответствует сегодняшним потребностям предприятий, прежде всего в сфере автоматизации» (журнал «Мебельщик», № 5 (24), 2004 г., с. 20-21). Многие предприятия, активно оснащаясь современным оборудованием, вычислительной техникой и САПР, испытывают недостаток квалифицированных специалистов для эффективной эксплуатации этого самого оборудования и систем. В то же время почти две три выпускников высших учебных заведений не идут работать по специальности. Налицо потеря интереса к профессии за годы обучения. Причина в том, что содержание большинства учебных курсов и методик преподавания фактически не менялись за последние десятилетия. Многие преподаватели из года в год идут по накатанной колее, не замечая (или не желая замечать?) стремительной автоматизации современных предприятий. Консервативность системы образования и необходимость фундаментальных знаний никоим образом не отрицают такую же необходимость активного использования автоматизированных систем в учебном процессе. Однако барьеров на этом пути предостаточно, они связаны не только со спецификой подготовки кадров для мебельной промышленности, но и с общим положением дел в системе образования. Первая причина — в фактическом разрыве связей между предприятиями и учебными заведениями. Существовавшая раньше система распределения выпускников, организации практики на предприятиях и привлечения руководителей и ведущих специалистов к работе со студентами объективно приближала организацию учебного процесса к потребностям предприятий. В современных экономических условиях возврат к ней, естественно, невозможен, но наладить сотрудничество предприятий и учебных заведений не только реально, но и необходимо, тем более что многие предприятия готовы к этому. Им это выгодно экономически. Ведь если после окончания вуза на производство приходит специалист, знающий и любящий это самое производство, то решается кадровая проблема, не приходится тратить деньги на его дополнительное обучение и переподготовку. Подобной готовности со стороны учебных заведений пока нет. Например, при решении вопроса о прохождении практики не раз приходилось сталкиваться с таким подходом: готово предприятие принять 20 студентов — можно сотрудничать, нет — и разговор закончен. Конечно, с двумя-тремя большими предприятиями проще, чем с двумя-тремя десятками средних и малых, но много ли таких предприятий, и не превращается ли при подобном подходе практика в простую формальность? К сожалению, нередко да. Не нужно предприятию 20 конструкторов, потому и тратить время на них ни к чему. Гораздо эффективнее (но труднее) наладить сотрудничество со многими предприятиями, в том числе и небольшими, которые возьмут на практику одного-двух специалистов, но с перспективой работы в дальнейшем. Кстати, большинство малых мебельных предприятий оснащены и современными станками, и компьютерами, и САПР. Могу подтвердить личными наблюдениями. Практика нужна не только студентам, но и преподавателям. Ни один из руководителей и специалистов мебельных предприятий, с которыми приходилось общаться автору, не смог припомнить ни одного случая, чтобы преподаватель высшего учебного заведения интересовался реальными проблемами производства, новыми технологиями или предлагал для внедрения результаты своих научных исследований в области автоматизации проектирования. Может быть, не с теми общался? Вторая причина состоит в ставшем уже традиционным разрыве профильных дисциплин и дисциплины САПР. Наверное, имеет смысл присмотреться к опыту работы машиностроительных учебных заведений, в ряде которых на старших курсах имеется специализация «САПР». Выпускники этой специальности, помимо теоретических знаний в области автоматизации проектирования, обладают навыками практической работы и применения инструментальных средств САПР для автоматизации профессиональной деятельности. Не думаю, что подобные специалисты окажутся невостребованными на рынке труда. Курс автоматизации проектирования в том виде, как он существует в большинстве учебных заведений, является по сути ознакомительным. Он не дает студентам главного: методологии работы с САПР, а именно это им особенно необходимо для их будущей трудовой деятельности. Неважно, какая конкретно система автоматизированного проектирования будет использоваться в качестве инструмента, методология от этого не зависит. Другими словами, курс САПР должен иметь четкую практическую направленность на изучение принципов и подходов к автоматизированному проектированию и производству мебели и изучаться он должен в тесном взаимодействии с другими предметами, связанными с проектированием мебели. Не должно быть существующего сейчас разрыва, когда мебельные дисциплины — это одно, а САПР — увы, другое. Студент должен воспринимать весь комплекс этих дисциплин как единое целое. Посмотрите, какие дисциплины читают в машиностроительных вузах: «Высоко интегрированные технологии в металлообработке» (с лабораторными работами и курсовым проектом!), «САПР режущего инструмента» и так далее. Разве в мебельной промышленности не нужны высоко интегрированные технологии, или в ней нет специализированных САПР? Третья причина заключается в отсутствии специальных учебников по автоматизированному проектированию мебели. Год назад я упоминал в одной из публикаций о единственном учебном пособии «Основы автоматизированного проектирования мебели из древесины», выпущенном в Архангельском государственном техническом университете. Увы, оно так и осталось единственным. Там же я упоминал и о единственном учебно-методическом пособии, изданном в Московском государственном университете леса. Теперь их стало два, но это капля в море. Наконец, четвертая причина: а где учиться самим преподавателям? Участвуя во многих научно-технических семинарах и конференциях, посвященных различным вопросам информатизации образования, я ни разу не столкнулся с выступлениями на тему использования информационных технологий при подготовке специалистов мебельной промышленности. Или их нет, или говорить не о чем? Увы, скорее второе. Есть необходимость в создании межвузовского совета по проблемам информатизации мебельных специальностей (суть не в названии), который бы собирал и обобщал соответствующий опыт, готовил и согласовывал учебники и пособия, проводил конференции и конкурсы студенческих работ, организовывал взаимодействие с предприятиями. Лучшего места для работы подобной структуры, чем факультет повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, нет. Это единственный факультет, на котором серьезно изучают автоматизированное проектирование мебели. Итак, в настоящее время уровень подготовки студентов-мебельщиков в области САПР абсолютно не соответствует потребностям предприятий и каких-либо существенных положительных сдвигов в последнее время не наблюдается. Так я закончил уже упоминавшуюся публикацию годичной давности! Увы, так же вынужден заканчивать и нынешнюю. Дата: 22.12.2005 П. Ю. Бунаков "ЛесПромИнновации" 6 (8)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||