Современный бизнес и система профессионального образования

1 стр. из 1

Система образования является одним из важнейших элементов социально-экономического развития России. При этом система образования не только способствует развитию экономики и общества, но и сама по себе является огромной отраслью экономики, отраслью бизнеса.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, ее вовлеченности в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния ее граждан.

На протяжении последних 15 лет система высшего профессионального образования, которая является частью образовательной системы страны, эволюционировала и прошла ряд преобразований, которые привели ее в сегодняшнее положение. У высших учебных заведений появился первый опыт функционирования в новых условиях — в условиях рыночной  экономики.

Настоящий этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется, прежде всего, активной позицией нового руководства страны, объявившего образование приоритетом развития и приступившего к реформам в образовательной сфере. Реформирование системы высшего образования должно внести значительные изменения в сложившуюся ситуацию на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг, сложившуюся в России. Основными факторами, влияющими на изменение системы высшего профессионального образования в России, являются:
- развитие экономики страны и увеличение потребности в квалифицированных специалистах;
- глобализация экономических процессов, в том числе и на рынке образовательных услуг;
- демографический спад, характерный не только для России, но и для всей Западной Европы.

В настоящее время формируется и мировой рынок образовательных услуг. Этот рынок является высококонкурентным, поскольку образование все больше становится способом продвижения страны на глобализирующемся рынке труда и международном рынке новейших технологий, постепенно превращается в один из важнейших элементов геополитики и экономической стратегии большинства государств.

Изменения, происходящие на российском и международном рынках образовательных услуг, приведут уже в ближайшей перспективе к острой конкуренции на международном и национальном уровнях за студентов высших учебных заведений. И инструментами в этой борьбе будут эффективность управления образовательным процессом, качество высшего образования, гибкость образовательных программ, возможность для студента войти в международные сети непрерывного образования, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Усиление конкуренции на рынке образовательных услуг заставляет высшие учебные заведения заниматься поиском устойчивых конкурентных позиций на этих рынках. 

Сегодня на наш взгляд наиболее проблемными вопросами взаимодействия отраслевых ВУЗов и бизнеса являются:

1. Формулирование требований к уровню и качеству знаний выпускников.

Как организовать сотрудничество государства, бизнеса и ВУЗов при разработке современных требований к подготовке специалистов?
При формулировании требований к уровню и качеству знаний выпускников, инициатива должна исходить от ВУЗов. На сегодняшний день эта инициатива недостаточна.

- В настоящее время вопросы развития образования выведены в главную повестку дня формирования в России конкурентоспособной экономики. Комиссия И.И. Шувалова, заместителя главы администрации президента РФ, работающая над программами роста российской экономики, внесла образование в число шести приоритетов политики государства. Образование все более уверенно занимает место ведущего сектора экономики (наряду с научно-техническими инновациями),  призванного обеспечить прорыв России в ряды наиболее развитых стран.
Изменения, происходящие в системе высшего образования России, заставляют признать, что образование — это бизнес, а знание — это товар. По мнению министра образования и науки А. Фурсенко: «Система образования не только способствует развитию экономики, но и сама по себе является огромной отраслью экономики, отраслью бизнеса. По экспертным оценкам, этот рынок сегодня стоит более 50 млрд. долларов». Поэтому к традиционным функциям высших учебных заведений, таким как образовательная функция, воспитательная функция и научная функция добавляется еще и бизнес-функция.

- Для управления образованием должны использоваться бизнес-подходы (методы). Так как образование является бизнесом, то для управления образованием должны использоваться бизнес-подходы (методы). Существующие сегодня методы управления финансами и маркетингом в области образовательной и научно-исследовательской деятельности в большинстве высших учебных заведений не соответствуют современным требованиям, и требуют изменения.

- Ориентация на потребности рынка.  Распределение государственных ресурсов в области образования в дальнейшем будет происходить на конкурсной основе, и в первую очередь будут финансироваться наиболее эффективные высшее учебные заведения.  ВУЗы должны будут разрабатывать свои программы развития, и эти программы будут соревноваться за деньги, выделяемые государством. Большая часть денег, направляемых на научные исследования, уже сейчас распределяется на конкурсной основе. Выжить в условиях конкуренции высшие учебные заведения смогут, только ориентируясь на потребности рынка образовательных услуг и услуг в области научно-исследовательской деятельности.   Игнорирование высшим учебным заведением потребностей потребителей (заказчиков) услуг и общества приведет к его финансовому краху.
Основные заказчики услуг высших учебных заведений – государство и бизнес.  Заказчиками услуг высших учебных заведений в области образования являются: государство, муниципалитеты, бизнес, специалисты и студенты. Во всем мире роль государства в области образования является определяющей. Являясь основным заказчиком услуг высших учебных заведений, государство берет на себя основное бремя по их финансированию1.   За рубежом вторым крупным партнером высших учебных заведений является бизнес. В России основным заказчиком услуг высших учебных заведений сегодня является государство. Государство финансирует высшие учебные заведения напрямую или через государственные корпорации (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «Российские железные дороги» и др.). Роль частного бизнеса в этом процессе на данном этапе невелика.  С учетом наметившегося усиления роли государства в российской экономике, в ближайшие 5 лет государство останется основным заказчиком в системе российского высшего образования.  

2.   Как организовать реальный постоянный процесс взаимодействия работодателей и ВУЗов для учета быстро меняющихся требований современного производства?

Не только через формальные мероприятия (Дни открытых дверей, конференции и др.), а также через постоянную совместную работу по наиболее актуальным проблемам предприятий (научно – исследовательская работа, повышение квалификации специалистов).

3. Как поднять уровень преподавания специальных знаний в ВУЗах, сделать эти знания адекватными реалиям современной экономики?

Активная позиция ВУЗов на российском и международном рынках исследовательских услуг напрямую коррелирует с качеством подготовки студентов. Это позволяет выйти «за рамки» ВУЗа, быть в курсе новых технологий, мировых тенденций в отрасли и передавать практические знания студентам, повышая качество их подготовки. Отраслевые ВУЗы должны выступать генераторами научно-технических идей.

В ближайшее годы прогнозируется уменьшение объема рынка образовательных услуг для студентов и аспирантов. Главной причиной этого является демографическая ситуация в стране. Конкуренция на рынке образовательных услуг для студентов и аспирантов находится на высоком уровне и с учетом уменьшения объема рынка и международной интеграцией в области образовательных процессов в ближайшие годы ее уровень еще повысится.

Рынок образовательных услуг для специалистов в ближайшие годы будет расти намного более высокими темпами. Это обусловлено тем, что роль непрерывного образования в сегодняшнем обществе сильно возрастает. Одной из причин этому являются демографические проблемы, общее старение нации, уменьшение доли молодого населения в стране. Другой причиной являются изменения, происходящие на рынке труда, которые требуют постоянного профессионального роста работников. Сейчас конкуренция на рынке образовательных услуг для специалистов находится на среднем уровне по причине того, что на этом рынке действует мало организаций способных оказывать качественные услуги. Но уже в ближайшее время их количество увеличится и, соответственно, вырастет уровень конкуренции.

С промышленным ростом будет расти и рынок услуг в области научно-исследовательской деятельности. Конкуренция на этом рынке уже сейчас находится на высоком уровне.

Приведенные выше доводы указывают на необходимость  обращать больше внимания ВУЗов на рынок образовательных услуг для специалистов и услуг в области научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, высшие учебные заведения превратились в полноправный элемент рыночной экономики. При функционировании в условиях рыночной экономики никакие упоминания о былых заслугах высших учебных заведений не принимаются в расчет. Принцип опоры на собственные силы и ресурсы становится определяющим в существовании высших учебных заведений.  Государство, как главный заказчик продукции высших учебных заведений, планирует перейти на финансирование по результатам деятельности, при котором в первую очередь будут финансироваться наиболее эффективные ВУЗы, а бизнес будет сотрудничать только с теми ВУЗами, которые приспособились к работе в рыночных условиях и ориентированы на бизнес, как на потребителя своих услуг2.

Дата: 22.12.2005
Т.В. Гомзякова
"ЛесПромИнновации" 6 (8)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!