Экспортные возможности ТЭК России

1 стр. из 1

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но при этом приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами.

В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая: около 1/4 производства ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Внешняя энергетическая политика

Интеграция России в мировую систему оборота энергоресурсов, сотрудничество с иностранными инвесторами в области освоения и разработки топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности их использования и освоения новых энергетических рынков являются не только одним из важнейших направлений энергетической политики страны, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в первые десятилетия XXI в.

Государственная энергетическая политика во внешнеторговой сфере должна быть направлена на переход страны от роли преимущественно поставщика сырьевых ресурсов к роли самостоятельного участника мирового оборота энергетических товаров, проводящего независимую политику на мировых энергетических рынках. Эта необходимость диктуется как объективными тенденциями к усилению международной экономической интеграции в энергетической сфере, так и потенциальными выгодами от качественного изменения роли России в мировой торговле энергоресурсами.

Россия является крупным поставщиком топливно-энергетических ресурсов в зарубежные страны и основным — в страны СНГ. В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения России в мировом сообществе.

Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:
 -  экспорт топливно-энергетических ресурсов;
 -  разработка и освоение энергетических ресурсов на территориях других государств;
 -  закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах;
 -  привлечение зарубежных инвестиций в производство, транспорт и преобразование энергоносителей в России;
 -  организация параллельной работы с сопредельными электроэнергетическими объединениями;
 -  транзит энергоресурсов;
 -  международное научно-техническое и правовое сотрудничество.
 
В то же время емкость и растущий спрос рынка газа в странах Тихоокеанского региона делают актуальным поворот интересов газовой отрасли на восток. К 2020 г. ожидается увеличение экспорта российского газа до 235–245 млрд. м3 против 185 млрд. м3 в 2002 г. Фактический объем экспорта в дальнее зарубежье в перспективе будет зависеть от размера текущего спроса на газ, уровня цен и степени рисков, которые будут нести производители.

Энергетические рынки СНГ и стран Европы в перспективе останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК. Расширение Европейского Союза, экономический рост в странах ЕС и СНГ должны сыграть положительную роль в расширении российского экспорта на эти рынки.

Эффективная внешнеторговая политика должна базироваться на оценке перспективных энергетических рынков, активное присутствие на которых будет выгодно для страны. Энергетическая стратегия не ставит целью определение приоритетов в использовании экспортного потенциала ТЭК России для достижения геополитических и стратегических целей.

Рынок стран Западной и Центральной Европы останется для России одним из крупнейших в предстоящие 20–25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как со странами Европы, так и с Европейским Союзом, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с либерализуемым газовым рынком Европы и с учетом перспектив формирования единого энергетического пространства, российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 г., соответственно, 150–160 млн. т и 160–165 млрд. м3.

Газовая промышленность

Стратегическими целями развития газовой промышленности являются:
 -  стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;
 -  развитие действующей Единой системы газоснабжения страны (ЕСГ) и ее расширение на Восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;
 -  совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа;
 -  обеспечение стабильных поступлений в доходную часть госбюджета и стимулирование спроса на продукцию сопряженных отраслей (металлургии, машиностроения и др.);
 -  обеспечение политических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач:
 -  рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли;
 -  ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь и снижение затрат на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче и транспортировке газа;
 -  комплексное извлечение и использование всех ценных компонентов попутного и природного газа;
 -  формирование и развитие новых крупных газодобывающих районов и центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на полуострове Ямал и на шельфах арктических и дальневосточных морей;
 -  развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности;
 -  развитие транспортной инфраструктуры для использования возможности освоения новых газодобывающих районов и диверсификации экспортных поставок газа.
 
Одним из крупных районов газодобычи в период 2010–2020 гг. станет Восточная Сибирь. Здесь, а также в сопредельных районах Дальнего Востока, добыча газа будет развиваться на базе освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаядинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), нефтегазокондесатных месторождений в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на Сахалине. Развитие газовой промышленности в этом регионе будет исходить из:
 -  приоритетности удовлетворения спроса на газ российских потребителей и создания максимально благоприятных условий для социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока;
 -  координации и оптимизации развития газовой промышленности на востоке России с целью повышения экономической эффективности перспективных проектов освоения месторождений и транспортировки газа;
 -  необходимости повышения надежности газоснабжения страны посредством расширения ЕСГ на восток России.
 
При благоприятных условиях ежегодная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может увеличиться до 50 млрд. м3 к 2010 г. и до 110 млрд. м3 к 2020 г. В условиях умеренного и критического вариантов развития ситуации добыча газа на востоке России будет ниже: порядка 25–30 млрд. м3 в 2010 г. и 55–95 млрд. м3 в 2020 г.

Наряду с освоением крупных месторождений целесообразно вовлекать в разработку и так называемые малые месторождения газа, прежде всего в Европейской части страны. По имеющимся оценкам, только в трех регионах — Уральском, Поволжском и Северо-Западном — на таких месторождениях можно ежегодно получать до 8–10 млрд. м3 газа.

Необходимость освоения новых сложных месторождений газа и формирования соответствующей инфраструктуры при ухудшении географических, геологических и природно-климатических условий добычи, а также увеличение дальности транспортировки будут негативно сказываться на экономических показателях.

Поддержка переориентации использования газа с топливных на сырьевые цели обеспечит рост производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Необходимы меры специальной поддержки инвестиций как в развитие газоперерабатывающих, так и газохимических производств.

Результатом государственной политики развития газовой отрасли должно стать максимально эффективное, надежное и сбалансированное обеспечение потребностей страны в газе на основе развития предпринимательства, либерализации рынка газа, при планомерном снижении государственного регулирования вне естественно-монопольной сферы деятельности.

Стратегически важным является укрепление позиции России на мировом нефтяном рынке, а также сопредельных газовых рынках, с тем, чтобы в течение предстоящего двадцатилетия максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК и внести вклад в обеспечение экономической безопасности страны, оставаясь стабильным и надежным партнером для европейских государств и всего мирового сообщества. Новым фактором в период до 2020 г. будет являться участие России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечении международной энергетической безопасности.

Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии. Основными задачами энергетической дипломатии в рассматриваемый в Стратегии период времени являются:
 -  внешнеполитическое обеспечение реализации Энергетической стратегии России;
 -  дипломатическая поддержка интересов отечественных топливно-энергетических компаний за рубежом;
 -  активный энергетический диалог со странами-участницами СНГ, ЕвраЗЭС, Европейским Союзом, США, странами Северо-Восточной Азии и другими государствами, а также международными организациями.
 
Важное значение для проведения эффективной политики на внешних топливно-энергетических рынках будет иметь ее законодательное обеспечение. Необходимо принять законы и поправки к действующим законам в части регламентирования порядка вывоза капитала из России и инвестиций российских компаний за рубежом, поддержки отечественных компаний в борьбе за ресурсы и рынки сбыта энергоносителей, развития совместных предприятий и иностранных инвестиций в добычу (производство) энергоресурсов в стране.

В целях укрепления единства экономического пространства в энергетической сфере, развития единого рынка энергетических ресурсов государство должно принимать специальные меры поддержки инфраструктурных проектов, направленных на устранение технологических ограничений по перемещению отдельных видов энергетических ресурсов между территориями страны. Особую экономическую поддержку получат и проекты по развитию новых выгодных для страны направлений экспорта энергоресурсов.

Министерство регионального развития Российской Федерации и, в частности, отдел Региональной экономики Департамента социально-экономического развития и территориального планирования, который я возглавляю, занимается широким кругом вопросов жизни региона, в котором направление газификации регионов России занимает одно из ведущих мест.

Газовая промышленность России традиционно формировалась как централизованная система. Ее основу составляют базовые элементы Единой системы газоснабжения.

Сейчас в процессе формирования находится новая Межведомственная комиссия по вопросам газификации регионов России, в состав которой должны войти представители профильных министерств, «Газпрома» и ведущих НИИ.

Региональная политика государства и Министерства регионального развития является инструментом, позволяющим добиваться создания экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих нормальное функционирование системы газоснабжения на основе взаимовыгодного сотрудничества государства с многочисленными российскими территориями.

Дата: 20.12.2005
К. Н. Харисов
"НефтьГазПромышленность" 8 (20)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!