|
|||||
1 стр. из 1 Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, но при этом приемлемый для окружающей среды, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития национальной экономики, обеспечивая: около 1/4 производства ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений. Внешняя энергетическая политика Интеграция России в мировую систему оборота энергоресурсов, сотрудничество с иностранными инвесторами в области освоения и разработки топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности их использования и освоения новых энергетических рынков являются не только одним из важнейших направлений энергетической политики страны, но и ее весомым вкладом в решение глобальных проблем энергетики, которые стоят перед человечеством в первые десятилетия XXI в. Государственная энергетическая политика во внешнеторговой сфере должна быть направлена на переход страны от роли преимущественно поставщика сырьевых ресурсов к роли самостоятельного участника мирового оборота энергетических товаров, проводящего независимую политику на мировых энергетических рынках. Эта необходимость диктуется как объективными тенденциями к усилению международной экономической интеграции в энергетической сфере, так и потенциальными выгодами от качественного изменения роли России в мировой торговле энергоресурсами. Россия является крупным поставщиком топливно-энергетических ресурсов в зарубежные страны и основным — в страны СНГ. В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения России в мировом сообществе. Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям: Энергетические рынки СНГ и стран Европы в перспективе останутся основными рынками сбыта продукции российского ТЭК. Расширение Европейского Союза, экономический рост в странах ЕС и СНГ должны сыграть положительную роль в расширении российского экспорта на эти рынки. Эффективная внешнеторговая политика должна базироваться на оценке перспективных энергетических рынков, активное присутствие на которых будет выгодно для страны. Энергетическая стратегия не ставит целью определение приоритетов в использовании экспортного потенциала ТЭК России для достижения геополитических и стратегических целей. Рынок стран Западной и Центральной Европы останется для России одним из крупнейших в предстоящие 20–25 лет. Необходимо продолжить конструктивный диалог как со странами Европы, так и с Европейским Союзом, направленный на расширение рынка сбыта российских энергоресурсов. Сотрудничество может включать в себя реализацию совместных энергетических проектов, обмен опытом в области внедрения передовых научно-технических разработок, совместные усилия в области энергосбережения. При условии взаимодействия реформируемого внутреннего рынка газа с либерализуемым газовым рынком Европы и с учетом перспектив формирования единого энергетического пространства, российский экспорт нефти и газа в эту группу стран сможет составить в 2020 г., соответственно, 150–160 млн. т и 160–165 млрд. м3. Газовая промышленность Стратегическими целями развития газовой промышленности являются: Наряду с освоением крупных месторождений целесообразно вовлекать в разработку и так называемые малые месторождения газа, прежде всего в Европейской части страны. По имеющимся оценкам, только в трех регионах — Уральском, Поволжском и Северо-Западном — на таких месторождениях можно ежегодно получать до 8–10 млрд. м3 газа. Необходимость освоения новых сложных месторождений газа и формирования соответствующей инфраструктуры при ухудшении географических, геологических и природно-климатических условий добычи, а также увеличение дальности транспортировки будут негативно сказываться на экономических показателях. Поддержка переориентации использования газа с топливных на сырьевые цели обеспечит рост производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Необходимы меры специальной поддержки инвестиций как в развитие газоперерабатывающих, так и газохимических производств. Результатом государственной политики развития газовой отрасли должно стать максимально эффективное, надежное и сбалансированное обеспечение потребностей страны в газе на основе развития предпринимательства, либерализации рынка газа, при планомерном снижении государственного регулирования вне естественно-монопольной сферы деятельности. Стратегически важным является укрепление позиции России на мировом нефтяном рынке, а также сопредельных газовых рынках, с тем, чтобы в течение предстоящего двадцатилетия максимально реализовать экспортные возможности отечественного ТЭК и внести вклад в обеспечение экономической безопасности страны, оставаясь стабильным и надежным партнером для европейских государств и всего мирового сообщества. Новым фактором в период до 2020 г. будет являться участие России как крупного поставщика энергоресурсов в обеспечении международной энергетической безопасности. Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов российской дипломатии. Основными задачами энергетической дипломатии в рассматриваемый в Стратегии период времени являются: В целях укрепления единства экономического пространства в энергетической сфере, развития единого рынка энергетических ресурсов государство должно принимать специальные меры поддержки инфраструктурных проектов, направленных на устранение технологических ограничений по перемещению отдельных видов энергетических ресурсов между территориями страны. Особую экономическую поддержку получат и проекты по развитию новых выгодных для страны направлений экспорта энергоресурсов. Министерство регионального развития Российской Федерации и, в частности, отдел Региональной экономики Департамента социально-экономического развития и территориального планирования, который я возглавляю, занимается широким кругом вопросов жизни региона, в котором направление газификации регионов России занимает одно из ведущих мест. Газовая промышленность России традиционно формировалась как централизованная система. Ее основу составляют базовые элементы Единой системы газоснабжения. Сейчас в процессе формирования находится новая Межведомственная комиссия по вопросам газификации регионов России, в состав которой должны войти представители профильных министерств, «Газпрома» и ведущих НИИ. Региональная политика государства и Министерства регионального развития является инструментом, позволяющим добиваться создания экономических, организационных и правовых условий, обеспечивающих нормальное функционирование системы газоснабжения на основе взаимовыгодного сотрудничества государства с многочисленными российскими территориями. Дата: 20.12.2005 К. Н. Харисов "НефтьГазПромышленность" 8 (20)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||