|
|||||
![]() |
![]() |
1 стр. из 1 Нефть и газ — «кровь» мировой экономики, текущая по стальным жилам трубопроводов, и от здоровья этой «кровеносной» системы зависит благополучие государств. В ноябре 2005 г. состоялось официальное открытие международного газопровода «Голубой поток» при участии Президента России Владимира Путина, Премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдогана и Премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. И хотя фактически эксплуатация газопровода началась еще в феврале 2003 г., общественное внимание вновь было привлечено к этому грандиозному проекту.
Действительно, трубопроводные системы обладают многими, в первую очередь экономическими преимуществами, по сравнению с транспортировкой сжиженного газа, хотя без последней в ряде случаев тоже не обойтись. Поэтому-то еще 20 лет назад американские специалисты и пытались решить ряд технических вопросов, связанных с прокладкой и эксплуатацией подводных (морских) газопроводов. Прежде всего, это проблемы высокого давления и воздействия агрессивной среды. Сегодня такие газопроводы уже действуют, а в перспективе — более масштабные проекты, поэтому накопленный опыт заслуживает всестороннего изучения. Техническая проблема укладки трубопровода на глубину под водой связана с возникновением перекосов, колебаний и вибраций на укладываемом участке, которые могут усугубляться подводными течениями. Основным партнером «Газпрома» при строительстве «Голубого потока» выступал итальянский государственный концерн ENI, имеющий большой опыт строительства морских газопроводов и крупнейший в мире трубоукладочный флот. С целью снижения рисков и уменьшения внешних воздействий специалисты ENI и других компаний разработали специальную технологию, получившую название J-lay, поскольку форма укладываемой трубы похожа на букву J. Эта технология для глубоководных работ пришла на смену ранее использовавшейся S-lay. И хотя J-lay менее производительна (на укладку труб затрачивается больше времени), главным ее преимуществом является повышение устойчивости, надежности конструкции. Средняя скорость укладки составляла 4 км в день, однако, принимая во внимание то, что она проводилась на самой большой глубине в мировой истории строительства трубопроводов — до 2150 м, этот показатель следует считать высоким. Технология позволяла в процессе работы корректировать схему укладки с учетом локальной специфики — топологии морского дна. Лучшее прилегание трубы к дну обеспечивали подводные роботы, а для адаптации к особенностям рельефа использовались утяжеленные участки. Труба сваривалась прямо на борту специального судна Saipem-7000, принадлежащего ENI, которое прошло модернизацию для применения технологии J-lay. Учитывая жесткие условия эксплуатации подводной части трубопровода, для его сооружения использовались специальные трубы с внутренним и внешним полимерным покрытием диаметром 610 мм, изготовленные с использованием высококачественной коррозийно-стойкой стали. Предварительную подготовку трубы проходили на заводе в Самсуне (Турция), построенном специально для данного проекта. К их числу следует также отнести строительство горной части трубопровода с диаметром 1200 мм. При этом были сооружены впервые в истории российской нефтегазовой промышленности тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный на территории Краснодарского края. Их общая протяженность составила 3260 м. Для обеспечения безопасности на 17-ти участках были построены противооползневые сооружения. Кроме этого на трассе газопровода «Голубой поток» с использованием технологии горизонтально направленного бурения скважин большого диаметра были построены подводные переходы через реки Понура (772 м), Кочеты (708 м) и Расшиватка (650 м). Самый большой переход был сооружен под руслом реки Кубань в районе поселка Белозерка — на глубине 15 м под дном реки с бурением скважины длиной 902 м, диаметром 1800 мм с протаскиванием рабочего трубопровода диаметром 1420 мм. Надежность работы трубопровода, кроме передовых технологических решений, обеспечили испытания газопровода методом стресс-теста, а на горных участках — пневматические испытания. Несомненно, что все эти технологические достижения, многие из которых были реализованы впервые, дадут бесценный опыт для следующих проектов. Из истории проекта 15 декабря 1997 г. В рамках межправительственного соглашения между Россией и Турцией «Газпром» заключил контракт с турецкой фирмой Botas на поставку 365 млрд. м3 газа в Турцию по газопроводу «Голубой поток» в течение 25 лет. Дата: 20.12.2005 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 8 (20)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |