Экологический знак на питерских АЗС: о «правильном» и «неправильном» бензине

1 стр. из 1

Получив заявку от редакции на подготовку материала о присвоении автозаправочным станциям Санкт-Петербурга Экологического знака, я первым делом попытался связаться с начальником Топливной инспекции ФГУ «Балтэнергонадзор» В. Р. Смеречуком.

— Но инспекция с Васильевского острова давно уже переехала, — ответил незнакомый голос и дал новые телефоны на Моховой улице, 3.

Встретились мы с Василием Романовичем в офисе по новому адресу, и первый мой вопрос был таким:

— Не связан ли ваш переезд с происходившими в конце прошлого года подвижками в рамках экологических реформ, проводимых Правительством Российской Федерации?

— Вы угадали, именно об этом я и хотел бы сообщить читателям вашего журнала. В соответствии с Указом Президента РФ проведена реорганизация органов государственного надзора: произошло формирование федеральной службы экологического, технологического и атомного надзора, которая подчинена Правительству РФ. Необходимость в реорганизации и сохранении этих структур подтверждается следующим фактом: с середины прошлого года, когда пошли слухи о ликвидации существовавшего на тот момент топливного госконтроля, под Москвой вдруг начались забастовки автомобилистов, блокировавших кольцевую автодорогу, связанные с массовым появлением топлива пониженного качества …

— Так как же вас теперь называть, чем вы занимаетесь?

— Сейчас у нас вместо трех структур, занимавшихся ранее такими вопросами, действует управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Санкт-Петербургу. В рамках этого управления создан межрегиональный отдел по надзору за взрывоопасными объектами и объектами химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Я — начальник этого отдела. Полномочия подразделения, кроме Санкт-Петербурга и Ленобласти, распространяются на территорию Ленинградской, Псковской, Новгородской областей и Республику Карелия. За нами оставили все те функции, которые мы выполняли, будучи Топливной инспекцией ФГУ «Балтэнергонадзор», только при значительном сокращении персонала. Под моим началом объединены четыре подразделения: нефтяная инспекция, отдел по перевозке опасных грузов по железной дороге и автомобильным транспортом, отдел по переработке растительного сырья и химический отдел. В них насчитывается 25 человек. То есть в 2 раза меньше, чем когда эти структуры работали порознь.

— И, тем не менее, некоторые средства массовой информации продолжают именовать вас по-прежнему… И даже упоминают в числе инициаторов создания и вручения автозаправочным станциям Экологического знака. Подается такая информация так, будто на АЗС, получившим этот знак, теперь будут разливать только высококачественный бензин и владельцам машин беспокоиться не следует. Бензин, продаваемый на таких заправках, даже называют «правильным». Внесите ясность, пожалуйста…

— Радует, что нас до сих пор считают той самой Топливной инспекцией ФГУ «Балтэнергонадзор». Правда, теперь наши полномочия несколько расширились, появились дополнительные рычаги воздействия на крупные объекты.

Мы действительно являемся одними из инициаторов присвоения такого знака. Но при этом надо понимать следующее: Экологический знак — это далеко не все, что касается только качества топлива. Качество горючего — это лишь один из основных элементов большой «игры».

Дело в том, что в нашем регионе производится определенное количество бензинов низкого качества с использованием железосодержащих, марганцевых присадок по собственным ТУ и тому подобных. А МВК на наши сигналы об этом не реагировала. После консультаций с серьезными операторами бензинового рынка у нас и родилась идея создания и присвоения такого знака. Положение об Экологическом знаке гласит, что главное условие его присвоения — отсутствие на станции реализации топлива незаводского изготовления, в котором использованы зольные присадки (железо, марганец и т. д.), повышающие октановое число, в результате чего из прямогонных (или низкосортных) бензинов получается топливо более высокого уровня: из 76-го — 92-й, из 92-го — 95-й… . Если только мы установили при обследовании, что на АЗС имеются факты реализации подобного топлива, вопрос о присвоении даже не рассматривается.

Данное условие, естественно, не касается топлива, в которое вводятся присадки для улучшения экологических характеристик, — futura или euro.

Немаловажное значение имеют и другие факторы: состояние самого объекта, оборудования, периодичность его переосвидетельствования на предмет остаточного ресурса, общее состояние качества зачистки резервуарного парка, состояние территории, осуществление природоохранных мероприятий на территории АЗС и так далее. Если все условия, связанные с безопасной эксплуатацией данной станции, решены, тогда честь ей и хвала — она справедливо получает Экологический знак. Тогда смело можно приезжать туда, заправляться заводским топливом, и при этом знать, что на этой станции бензин не протекает в грунт, что здесь минимизированы условия возникновения пожароопасных ситуаций и вы можете быть спокойны за себя и своего «четырехколесного друга».

Но по этим параметрам далеко не все даже питерские станции проходят отбор. Из 20 станций, представленных на первый конкурс такими серьезными операторами, как «ЛУКОЙЛ» и ПТК, тестовые требования выдержали только четыре. Этот пример говорит о том, что знак не попадет к нарушителям, под каким бы «знаменем» они не выступали.

— Даже такие, как «Шелл» или, скажем, «Фаэтон»?

— Да, и на станциях «Шелл» наблюдаются нарушения. А почему вы спросили про «Фаэтон»?

— Недалеко от моего дома действуют две станции этой компании, и видно, что там соблюдается довольно строгий внешний порядок…

— Да, если там написано «Фаэтон Аэро», то на эти станции осуществляются прямые поставки топлива либо с киришского завода, либо с какого-то другого. К сожалению, у «Фаэтона» нет пока своей нефтебазы. Зная о стремлении руководства этой фирмы к поддержанию высокого имиджа марки, я бы на его месте при раскрутке своего нового бренда, например, того же «Аэро», т. е. топлива «авиационного уровня», на каждой АЗС поставил центрифуги (сепараторы) на «входе» в резервуар, и проводил бы углубленную очистку топлива. Так оно окончательно избавится от водных и иных примесей. Это был бы «высший пилотаж», и тогда название «Фаэтон Аэро» вполне бы оправдывало себя. Раз уж фирма решила продекларировать новый бренд, то лучше делом показать, на что она способна. Да и потребитель мгновенно оценил бы такую заботу о качестве…

Я надеюсь, что уровень высокой репутации питерских автозаправок на рынке российского топлива мы снижать не будем. Например, в рамках проекта Экологического знака проведена определенная работа и с «Несте», и с ПТК: у них будут проведены проверки комплексных показателей топлива, реализуемого на нашем рынке. Это не вопрос паспорта качества заправочной станции — топливо может соответствовать основным показателям, но в нем, например, содержится запредельное количество спирта, в результате чего его теплотворная способность падает, двигатель теряет динамичность. Для сравнения: спирт имеет теплотворную способность 7200 ккал/кг, а бензин — около 13 тысяч. Представляете, если вы заправляете в свой бак топливо с 30% содержанием спирта, то вы на столько же процентов снижаете его теплотворную емкость. Такой бензин не так быстро сгорает, и в конечном итоге растет его расход на километр пробега.

Еще один важный момент: на Западе существует ограниченное количество кислородосодержащих и других подобных веществ. Как они попадают в топливо у нас и дискредитируют тем самым фирмы-производители, которые никогда этим не балуются, нам еще предстоит выяснить…

Мы договорились с «Несте» провести комплексные исследования их топлива с присадкой futura и дать его сравнительную таблицу по отношению к продукции других основных производителей, работающих на нашем рынке. Так что работы много…

Дата: 20.12.2005
В. Р. Смеречук
"НефтьГазПромышленность" 8 (20)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!