Аутсорсинг АСУТП — перспективное направление развития в сфере предоставления инжиниринговых услуг

1 стр. из 1

Outsourcing — эк. аутсорсинг, привлечение внешних ресурсов
(ABBY Lingvo 10, англо-русский электронный словарь)


Цель данной статьи — внятно и доступно изложить преимущества и недостатки аутсорсинга автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) в нефтяной и газовой промышленности.

Аутсорсинг — модное слово, тем не менее, оно несет полезную смысловую нагрузку — является перспективной услугой, повышающей конкурентоспособность компаний, как предлагающих эту услугу, так и пользующихся ею. Для более полного понимания аутсорсинга как услуги вкратце опишу терминологию аутсорсинга применительно к данной теме.

С точки зрения аутсорсинга, составляющие процессов предприятия, например газового промысла, принято называть сервисами. Среди сервисов можно выделить базовые и вспомогательные, в свою очередь, состоящие из более мелких сервисов, которые детально описываются и фиксируются в договоре на аутсорсинг.

Для газового промысла базовыми являются следующие сервисы:
Соблюдение технологии добычи, переработки газа
– Штат технологов
– Лаборатория
Обслуживание основного технологического оборудования
– Ремонтная база
– Штат ремонтного персонала
Решение проблем, связанных с изменением характеристик газового пласта
– Научно-исследовательский институт
– Конструкторское бюро
Своевременная доставка расходных материалов и т.д.
– Транспортный парк
– Штат водителей вспомогательными:
Автоматизированные системы
– АСУТП
– Противоаварийная защита
– Системы пожарной автоматики
– Различные автоматизированные подсистемы
Энергоснабжение
– Электростанция
– Трансформаторная подстанция
Обеспечение быта работников промысла
– Столовая
– Жилищный комплекс

Безусловно, данный перечень далеко не полон, однако дает общее представление о возможных сервисах для газового промысла.
Очевидно, что владельцу промысла важно получить качественный газ, добывающийся на этом промысле, подготовить его к транспортировке и в конечном итоге выгодно продать, поэтому сервисы, обеспечивающие добычу и переработку, отнесены к базовым. Базовые сервисы — «хлеб» предприятия так, что говорить об их аутсорсинге, на мой взгляд, можно с большой натяжкой.

Однако базовые сервисы обеспечиваются вспомогательными. Остановки производства должны быть тщательно спланированы и сопряжены с графиками поставок, как самого газа, так и сырья. Аварийных остановок не должно быть, так как это влечет за собой ощутимые финансовые потери, например, если в месяц газовый промысел может подготавливать газ для транспорта на сумму $5–6 млн., то нетрудно подсчитать, во что выльется остановка на сутки ($200000) или даже на 2 часа ($16000). То же самое справедливо и по отношению к качеству продукта.

АСУТП, как и другие вспомогательные сервисы, обеспечивает бесперебойную работу предприятия с выходом продукта надлежащего качества. В то же время АСУТП это сложный программно-технический комплекс, и он является непрофильным, то есть вспомогательным, по роду деятельности предприятия, а аутсорсинг как раз и включает передачу сторонней организации отдельных сервисов, которые не являются для предприятия базовыми. Речь идет о задачах, для решения которых предприятию гораздо легче, выгодней и удобней привлекать опытные компании с большим штатом высококвалифицированных специалистов, чем создавать специальные структурные подразделения в составе своих предприятий. На мой взгляд, АСУТП — идеальный вариант для проведения аутсорсинга, особенно когда речь идет о вновь вводимой системе.
Рассмотрим подробнее возможные сервисы для автоматизированных систем.

Автоматизированные системы
– АСУТП
– Нижний уровень (первичные преобразователи, КИП, кабельные трассы, клеммные коробки)
– Средний уровень (контроллерное оборудование, серверное оборудование, ЛВС, программирование)
– Верхний уровень (автоматизированные рабочие места, SCADA, корпоративная вычислительная сеть)
– Комбинации вышеизложенных сервисов или их сумма

Предложенное деление сервисов справедливо для большинства автоматизированных систем, инжиниринговый подход обеспечивает сумму сервисов, что для предприятия является наиболее выгодным.

Итак, какие все-таки преимущества дает аутсорсинг?
1. Для обеспечения силами предприятия сервисов, входящих в АСУТП, необходим штат сотрудников в 5–6 человек, зарплата одного сотрудника соответствующего профиля на газовом промысле Крайнего Севера составляет, например, $2000, таким образом, нетрудно подсчитать, что затраты на заработную плату составляют в этом случае $144000 в год. Стоимость аутсорсинга данных сервисов будет соизмерима с затратами на заработную плату. Плюс исчезают затраты на транспортировку 5–6 человек, питание и проживание.
2. В большинстве случаев на производстве работают специалисты высокого класса. К сожалению, среди них встречаются «творческие» люди, пытающиеся «оптимизировать», «улучшить» работу системы, как правило, такие «улучшения» приводят к нестабильной работе системы, в конечном итоге к отказу, следовательно, — к аварийной остановке предприятия и финансовым потерям. Применение аутсорсинга исключает такое развитие событий, так как аутсорсер несет ответственность за стабильную работу системы, чего не скажешь о штатном сотруднике предприятия.
3. У аутсорсера накоплен достаточно большой практический опыт решения самых разных проблем, могущих возникнуть в работе системы. Профессиональный уровень компании аутсорсера можно легко проверить и оценить, и уже не заботиться о повышении квалификации «непрофильных сотрудников».
4. Высокий профессиональный уровень аутсорсера обеспечивает применение оптимальных решений при регулировании и управлении, что дает прирост по производительности оборудования, улучшает качество продукта, делает более точным учет на хозрасчетных позициях.
5. Текучка кадров, поиск замены штатного сотрудника, его обучение, увольнение, если произошла ошибка при выборе — все эти вопросы решаются при применении аутсорсинга.
Недостатком аутсорсинга АСУТП является то, что клиент не видит ежечасно и ежеминутно обслуживающего персонала, который всегда был, а сейчас нет. Как система работает?! А вдруг? А если что?

Это психологический фактор, со временем придет понимание того, что нет еще одной проблемы, не висит как дамоклов меч опасность отказа системы по «непонятным причинам», алгоритмы регулирования отрабатываются оптимально, да и вообще нет поводов для беспокойства, один звонок аутсорсеру — и приедут специалисты, для которых нет секретов в области автоматизации, которые выслушают, посоветуют, сделают.

Если кратко, то получили следующее:
Аутсортинг АСУТП — гарантия оптимальной работы системы, повышения ее качества, а вместе с тем и качества выпускаемого продукта, плюс сокращение издержек на содержание системы.

Дата: 20.12.2005
Н. В. Слепченко
"НефтьГазПромышленность" 8 (20)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!