Энергетическая безопасность России в глобальном контексте

1 стр. из 1

Под глобальной энергетической безопасностью понимается надежное обеспечение мировой экономики и населения всевозможными видами энергии по приемлемым ценам с минимальным ущербом для окружающей среды. Однако это понятие включает в себя не только стабильное обеспечение страны качественным топливом. Оно относится и к позициям страны на мировом рынке энергетического сырья, и к способности национальных компаний влиять на экономическое развитие других государств.

Тема международной энергетической безопасности вышла на передний план с началом нового витка повышения цен на энергоносители в конце прошлого тысячелетия. Вопросы энергообеспечения начали более активно обсуждаться на различных международных форумах (G-8, ООН, ОЭСР, ОПЕК).

От цен на энергоресурсы, которые пока не собираются останавливаться на достигнутом, все более очевидно зависит политическая стабильность в глобальном масштабе. И, по заявлению А. Яковенко, заместителя министра иностранных дел РФ, как бы энергодобывающие страны ни старались за счет увеличения объемов поставок остановить неконтролируемый рост стоимости баррелей нефти или кубометров газа, без общей стабилизации ситуации в мире все их усилия могут оказаться тщетными. По мнению Международного энергетического агентства, Россия сейчас занимает особое место в мировой энергетике и рассматривается как ключевое звено в системе международной энергетической безопасности, причем это относится не только к традиционным для нее рынкам сбыта энергоносителей (Европа, США), но и к новым: Китаю, Индии и другим странам Азии, развивающим свое энергопотребление опережающими темпами.

На сегодняшний день Россия находится на седьмом месте в мире по объему запасов нефти, а по экспорту «черного золота» занимает второе — вслед за Саудовской Аравией. Еще более солидными выглядят российские позиции в области природного газа, где наша страна является мировым лидером, как по добыче, так и по экспорту. По мнению экспертов, Россия, на долю которой приходится 34% мировых запасов природного газа, около 13% мировых разведанных запасов нефти и 12% угля, сохранит лидирующие позиции и до 2030 г. Все это говорит о возрастании роли нашей страны в поставках и мировой торговле углеводородным сырьем, что неизбежно будет иметь решающие последствия для мировой энергетической безопасности. Значительным является участие России и в программах развития электроэнергетики, в том числе атомной, в научных разработках альтернативных источников энергии.

Согласно Энергетической стратегии РФ до 2020 г., основные интересы нашей страны в сфере обеспечения международной энергетической безопасности базируются на:
 -  стабилизации цен на энергоносители на приемлемом для России уровне;
 -  согласованном регулировании параметров развития мирового энергетического рынка, с учетом интересов как экспортеров, так и импортеров энергоресурсов;
 -  привлечении инвестиций в проекты разработки энергоресурсов по схемам, обеспечивающим соблюдение интересов всех участников;
 -  разработке и внедрении энергосберегающих технологий и вариантов эксплуатации малопродуктивных месторождений углеводородного сырья;
 -  компенсации потерь и затрат, связанных с экологическими последствиями развития энергетики (в том числе — атомной).
 
Все эти направления развития мировой энергетики в той или иной степени нашли свое отражение в согласованных странами «восьмерки» официальных документах по итогам последних встреч их лидеров.

Члены G-8 отчетливо понимают, что проблематика международной энергетической безопасности в кратко- и среднесрочной перспективе заключается не только в конечности запасов нефти и газа, но и в предотвращении региональных кризисов и внутриполитической нестабильности в нефте- и газодобывающих странах, при все большем дефиците свободных производственных мощностей, неожиданно быстро растущем глобальном спросе на нефть и необходимости стабилизации рынков энергоносителей, а также в колоссальной потребности в инвестициях в новую инфраструктуру (разведка полезных ископаемых, нефтеперерабатывающие заводы, нефте- и газопроводы и т. д.).

Что касается ТЭК России, то здесь остается много проблем, среди которых наиболее остро стоит вопрос об инвестициях. Дело в том, что объемы капиталовложений, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы, реновацию энергетических объектов и освоение новых месторождений, систематически отстают от намеченных. Это сдерживает развитие ТЭК и приводит к снижению запаса его прочности на будущее.

Потребности российского ТЭК в ежегодных инвестициях оцениваются экспертами примерно в $20–30 млрд. И потенциал для их привлечения, несомненно, имеется. Это отчетливо понимают и крупнейшие потребители энергоресурсов, прежде всего США. Таким образом, главным остается вопрос: как обеспечить необходимый приток инвестиций в ТЭК из-за рубежа, не жертвуя при этом интересами национальной безопасности, с одной стороны, и создавая выгодные для себя конкурентные условия среди других возможных реципиентов иностранного капитала, — с другой.

Кроме того, в условиях сложившейся конъюнктуры цен на нефть общемировая тенденция заключается в том, что большая часть сил и средств нефтяников направлена на наращивание экспортных возможностей, а не на разведку и разработку новых месторождений, что может привести к снижению запасов сырья и темпов его добычи. К тенденциям, вызывающим опасения в сфере энергетической безопасности РФ, относится нарастающая зрелость старых нефтегазовых провинций и возникающая в связи с этим необходимость освоения и разработки новых районов. Согласно оценкам, в течение 5–10 ближайших лет будут существенно исчерпаны запасы основных нефтяных и газовых месторождений. Осуществление же новых нефтегазовых проектов в новых районах требует несоизмеримо больших финансовых ресурсов и интеграции усилий многих нефтяных компаний — как российских, так и международных. Таким образом, воспроизводство минерально-сырьевой базы является одной из сложнейших проблем ТЭК России.

Все вышеперечисленные факторы и угрозы энергетической безопасности имеют, несомненно, серьезные последствия для всего мирового сообщества, учитывая тот факт, что географическое положение России определяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по направлению «запад-восток», но и «юг-север» и «юг-северо-запад». Указанное измерение энергетики России важно не только для отечественной экономики, но и для процесса развития внешних энергетических рынков и мировой экономики в целом.

Приоритеты государственной энергетической политики сформулированы в Энергетической стратегии России на период до 2020 г. Количественные ориентиры могут варьироваться, но долгосрочная энергетическая политика России остается устойчивой и предсказуемой и базируется на:
1. совершенствовании принципов недропользования;
2. развитии внутренних топливно-энергетических рынков и формировании рационального топливно-энергетического баланса страны;
3. увеличении объемов и диверсификации направлений экспорта энергоресурсов при безусловном удовлетворении внутреннего спроса.

За последние годы вклад России в обеспечение энергобезопасности существенно вырос. Так, в 2000–2004 гг. в стране поддерживался самый высокий в мире уровень прироста добычи, что позволило к концу 2004 г. вновь выйти на первое место по ежемесячной добыче нефти среди наиболее крупных стран-производителей, причем три четверти этих объемов (с учетом нефтепродуктов) экспортируется. К 2020 г. в соответствии с Энергетической стратегией России добычу нефти в стране намечается увеличить до 450–520 млн. т/год, а экспорт составит 300–350 млн. т/год.

Таким образом, можно констатировать, что ТЭК России, обладая одним из самых больших потенциалов топливно-энергетических ресурсов, не только является неотъемлемой частью всего мирового энергетического рынка, но и активно участвует в его формировании.

Дата: 20.12.2005
Анна Леонидовна Ляуфер
"НефтьГазПромышленность" 8 (20)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!