|
|||||
1 стр. из 1 В настоящее время все более широкое распространение на всей территории России получают фасадные системы с воздушным зазором (ФСЗ). Привлекательность таких систем связана прежде всего с кажущейся простотой применяемых в них технических решений, материалов и изделий, а также с вроде бы очевидной «всепогодностью» их монтажа. К сожалению, проблеме безопасного применения ФСЗ, которая сегодня приобретает первостепенное значение, не уделяется должного внимания. Важно подчеркнуть, что выполнение условий безопасности использования ФСЗ необходимо не только в процессе строительства, но и в течение всего срока службы самого объекта, т. к. фасадные системы этого типа представляют собой практически неремонтируемые конструкции. Серьезным препятствием для активизации внедрения ФСЗ в строительство является отсутствие необходимых нормативных документов, регламентирующих требования к их проектированию (включая расчет и конструирование), монтажу и эксплуатации. Как известно, на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой вопросы строительного комплекса, связанные с техническим нормированием, стандартизацией и т. п., практически никем не решаются, поскольку федеральные средства для этих целей не выделяются. Несмотря на то, что обсуждение подобных вопросов уже давно набило оскомину и разработчикам систем, и строителям, и проектировщикам, и эксплуатационникам, именно они должны решать и решить его и стать «творцами своего счастья». Данная статья посвящена обсуждению состояния и путей решения проблемы безопасного применения ФСЗ, которая, на наш взгляд, имеет три составляющие: Вышесказанное можно проиллюстрировать на следующем примере. При строительстве достаточно высоких каркасных зданий в качестве материала для стен применяют газобетонные блоки, плотность которых составляет 400–500 кг/куб. м, а иногда и меньше. Ясно, что использовать такую стену для крепления ФСЗ без проведения дополнительных конструкторских мероприятий по ее укреп-лению нельзя. Поэтому необходимо выполнять работы не только по увеличению несущей способности стены до уровня, обеспечивающего прежде всего устойчивость стены к воздействию на фасад ветровой нагрузки, но и искать способы крепления ФСЗ к стене, исключающие нарушение связи системы со стеной. Таким образом, путем решения первой проблемы является комплексное проектирование объекта (здания и фасадной системы). При этом должны быть учтены требования безопасности крепления фасадной системы к стенам здания. Вот один из примеров. При расчете конструкции ФСЗ возник вопрос, может ли кронштейн работать как консоль. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что ответ зависит от количества анкерных дюбелей (АД) или анкеров, которыми кронштейн крепят к стене, от работы материала стены в зоне анкеровки, от результатов контрольных испытаний АД на контрольных объектах и других факторов. Наличие ответа на этот вопрос позволит решить задачу о возможности рассмотрения работы кронштейна в системе «кронштейн — вертикальная направляющая» как стойку неразрезной рамы. Однако всегда необходимо помнить о том, что в России все инженерные знания и научные изыски не гарантируют безопасную работу фасадной системы, поскольку отечественный рынок строительных материалов и изделий является неуправляемым. Это значит, что на рынке можно купить любые материалы и даже по сходной цене, но с неизвестными даже самим продавцам показателями качества продаваемой ими продукции. В нашей стране создана парадоксальная ситуация: государство запрещает потребителям использовать зарубежную и отечественную продукцию, если на нее отсутствуют отечественные стандарты или она не прошла техническую оценку пригодности. В то же время ввозить в Россию и продавать такую продукцию никто не запрещает. Можно привести один из типичных примеров. Во многих случаях для соединения элементов ФСЗ используют алюминиевые заклепки. Для обеспечения надежной работы таких заклепок содержание магия в сплаве должно быть не менее 3 %. На нашем рынке можно найти заклепки, изготовленные из сплава с содержанием магния порядка 1 %, но зато более дешевые. И какая же фирма, а тем более физическое лицо, не захочет сэкономить на разнице в цене. Особенно, если учесть, что СМР фасадных систем финансируют по остаточному принципу, т. е. сначала обеспечивается финансирование основного здания. И такой подход распространяется практически на все материалы и изделия, используемые в ФСЗ. Противостоять неуправляемому рынку можно только при четко организованной работе всех контрольных и надзорных служб. Только в этом случае строительные фирмы не смогут заниматься заменой требуемых по проекту (указанных в техническом свидетельстве конкретных ФСЗ) материалов и изделий, на, как правило, непригодные, но более дешевые. Следует отметить, что применение непригодной продукции не всегда приводит к авариям, происходящим немедленно или через короткое время. Постепенные во времени или внезапные отказы могут наступить и через год, и через 10 лет, и даже еще позже. Нельзя забывать, что ФСЗ — практически неремонтопригодные конструкции, а значит срок их службы должен быть равен или превышать долговечность самого объекта. Поэтому соблюдение всех требований к качеству материалов и изделий, используемых в ФСЗ, является залогом долговечной работы систем. Для того чтобы избежать использования в ФСЗ контрафактной продукции, необходимо проверять наличие у строительной организации следующих документов, идентифицирующих эту продукцию: Самой первой заботой эксплуатирующей организации должна стать правильная установка кондиционеров, рекламных щитов и т. д. Все эти элементы необходимо крепить только к стене, категорически запрещается их крепление к облицовке фасадной системы. Для решения этой задачи необходима соответствующая проектная документация, в которой должны учитываться особенности материала стены, места расположения крепежных элементов, а также способы их крепления. В отдельных случаях такие работы, как крепление люлек для последующих ремонтных работ на фасаде (очистка элементов облицовки от грязи, их замена и т. п.), должны быть также предусмотрены в проектно-сметной документации. Более подробная проработка этого вопроса должна проводиться с увязкой взаимодействия всех заинтересованных организаций. Таким образом, путем решения третьей проблемы является комплексный подход к проектированию ФСЗ и их монтажу, учитывающий требования безопасности эксплуатации фасадной системы. О возможности учета некоторых особенностей несущих конструкций ФСЗ 1. Овальные отверстия в кронштейнах и направляющих. 2. О расчете заклепочных со-единений типа «металл — металл» и «металл — элемент неметаллической или композитной облицовки». 3. О необходимости учета начальных геометрических несовершенств. Для тонкостенных элементов открытого профиля иногда целесообразна дополнительная проверка их несущей способности на действие «би-момента» (по теории В. З. Власова). В принципе, обоснование экономически целесообразных допусков для элементов ФСЗ необходимо проводить с помощью современных методов расчета собираемости конструкции. О критериях пригодности теплоизоляционных материалов для применения в ФСЗ В ФСЗ применяют минерало- и стекловолокнистые плиты. Технические требования к ним приняты на основе зарубежного опыта, что во всяком случае позволяет исключить преждевременные отказы в процессе эксплуатации. До последнего времени основным критерием пригодности теплоизоляционного материала для применения в ФСЗ считалась его плотность. Принято, что при однослойном утеплении величина плотности материала должна быть не менее 80 кг/куб. м,при двухслойном плотность внутреннего слоя должна превышать 30 кг/куб. м, а наружного — 80 кг/куб. м. Сейчас ведутся работы по расширению количества параметров, определяющих пригодность материала для ФСЗ. Для фасадных систем с воздушным зазором к таким параметрам следует прежде всего отнести воздухопроницаемость. Предполагается, что в результате этих работ, во-первых, будут созданы методы теплотехнического расчета утепленных стен. Во-вторых, будут введены экспериментально обоснованные требования к параметрам теплоизоляционных материалов, применяемых в ФСЗ. Необходимо обратить внимание на то, что параллельно с общими вопросами безопасности несущих конструкций ФСЗ существуют проблемы обеспечения коррозионной, пожарной, теплотехнической, санитарно-гигиенической безопасности, а также молниезащиты. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что работе по повышению технического уровня и безопасности ФСЗ, а также качества выполнения СМР препятствует огромное количество не только объективных причин, способы преодоления части из которых описаны в статье, но и субъективных, чисто российских факторов. К таким факторам, на наш взгляд, относятся: Дата: 27.01.2006 по материалам редакции "СтройПРОФИль" 1 (47)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||