Строительный комплекс Тульской области: проблемы, решения, перспективы

1 стр. из 1

Строительство является одной из значимых отраслей экономики Тульской области. В ней занят каждый шестой работающий житель региона. Организации отрасли формируют примерно десятую часть доходов областного бюджета. Строительный комплекс определяет решение основных социальных задач — обеспечение населения жильем, объектами здравоохранения, образования, культуры, а также напрямую участвует в строительстве дорог, инженерных коммуникаций, объектов тепло-, газо-, энергообеспечения. Об итогах развития этого комплекса, проблемных вопросах, их решении и о перспективах нашему корреспонденту рассказывает директор департамента строительства Тульской области В. Н. БЫБА.

— Уважаемый Виктор Николаевич, Тульская область впервые будет представлена на страницах нашего журнала. Было бы справедливо, если бы Вы начали свой рассказ с небольшого экскурса в современную историю развития строительной отрасли области.

— До 1990 г. в Тульской области действовал крупнейший в РСФСР строительный комплекс во главе с «Главприокскстроем», которому подчинялись строительно-монтажные организации не только Тульской, но и Орловской, Калужской и Брянской областей. В Тульской области были сосредоточены крупнейшая материально-техническая база стройиндустрии, мощная сеть специализированных научно-исследовательских и проектных организаций, высококвалифицированные кадры строителей. Область могла наработать силами дислоцированных на ее территории подрядных строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций до 1 млрд. руб. в год в ценах того времени.

Богатейшая минерально-сырьевая база (строительный пильный камень, гравий, щебень, песок, гипс, известь, керамическая глина и т. п.) и в настоящее время многократно превышает потребности строительного комплекса и базы стройиндустрии области.

— Что происходило в строительной отрасли в последние годы? Что характеризует ее в настоящее время? Какие компании, на Ваш взгляд, являются ведущими?

— За последние 10–15 лет износ производственных мощностей в строительстве достигал 45–50 %,в промышленности строительных материалов — 50–60 %. Уровень износа технологических сетей в ЖКХ доходил до 75–100 %.

За последние полтора десятка лет строительная отрасль пережила серьезнейшие перемены — от почти полного развала одного из самых сильных строительных комплексов в центре России до практически стабилизировавшейся ситуации сегодня.

Возрождение отрасли связано с вводом новых площадей, переоснащением производств, внедрением современных технологий и многим другим, что осуществляется сейчас и о чем мы подробно поговорим. Сегодня строительный комплекс способен решать практически любые задачи обновления экономики области.

По состоянию на 01.01.2005, в строительном комплексе Тульской области работает 1 429 организаций разных форм собственности, в том числе 1 222 подрядных, 75 проектно-изыскательских и 132 предприятия промышленности стройиндустрии и стройматериалов.

Численность работников составляет 35 173 человека, в том числе в подрядных организациях — 23 111 человек, проектно-изыскательских — 1 468 человек, в промышленности стройиндустрии работает 10 594 человека.

Кроме того, строительные услуги в области оказывают небольшие организации, специализирующиеся на проведении текущего и капитального ремонтов, изготовлении и реализации строительных конструкций и изделий. В целом по области свыше 3,5 тыс. организаций имеют лицензии на право оказания строительных услуг.

Флагманами строительной индустрии области можно назвать ОАО «КНАУФ ГИПС НОВОМОСКОВСК» — крупнейшее предприятие в Европе по производству изделий из гипсокартона, ОАО «Тульский завод крупных деталей», ООО «УКЖИ-480», ОАО «Болоховский завод сантехзаготовок», ЗАО «Новомосковский завод керамических материалов — Центрагаз» и многие другие.

— Как определяется стратегия развития строительного комплекса? Как, например, формируются бюджеты для капитального строительства и программы инвестирования в него?

— Стратегию развития строительной отрасли определяет заместитель губернатора Тульской области Владимир Владимирович Савощенко и департамент строительства Тульской области. Департамент формирует программы капиталовложений и обеспечивает взаимодействие региональных и федеральных органов в области строительства, является распорядителем средств бюджета области по капитальному строительству, а также исполнителем по реализации большинства программ инвестирования капитального строительства за счет средств федерального бюджета.

В 2005 г. объем инвестиций в основной капитал и работы по договорам строительного подряда в области составили, по предварительным данным, соответственно 15,1 млрд. руб. и 9,2 млрд. руб.

— Что можно сказать по животрепещущему для всей страны вопросу — жилищному строительству? Как он решается в вашем регионе? Есть какие-то особенности, отличающие и проблемы, и их решения в строительстве жилья в Тульской области?

— В 2005 г. за счет всех источников финансирования на территории области введено 200 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе 96,3 тыс. кв. м индивидуального жилья.

Сложным вопросом для нас является наличие очень большого количества аварийного и ветхого жилья. На территории Тульской области в муниципальном и ведомственном жилищном фонде находится около 10 тыс. ветхих и аварийных жилых строений общей площадью более 2 млн. кв. м, в которых проживают 43,5 тыс. семей численностью 96,9 тыс. человек, что составляет более 5,6 % от всех проживающих в области.

Объем ветхих зданий в структуре всего муниципального и ведомственного жилья составляет 8,6 % — это более чем в два раза (!) выше среднероссийского показателя.

Если учесть, что в основном это не просто устаревшие «хрущевки», а бараки постройки 40–50 гг., доставшиеся муниципальным образованиям области при закрытии Подмосковного угольного бассейна и ликвидации шахт-балансодержателей (около 60 %), то картина вырисовывается неприглядная. Поставленная Правительством России задача по удвоению объемов строительства жилья в стране конкретно для нашей области с такой непростой стартовой позицией — далеко не легкая задача.

Совершенно очевидно, что только широкомасштабное жилищное домостроение как основное направление в экономике России, реализация программы формирования рынка доступного жилья дадут возможность реализовать надежды большинства граждан на достойное и доступное жилье.

Очевидно также, что увеличение объемов жилищного строительства — это дополнительные рабочие места, поддержка смежных отраслей, развитие инфраструктуры, рост налоговых поступлений, и, наконец, самое главное, — это благополучие, здоровье, психологическая и финансовая стабильность граждан области.

— Какие шаги предпринимаются для решения сложившейся проблемы? Ведь наверняка на уровне области выработаны соответствующие программы?

— За период реализации областной целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002–2010 годы», принятой законом Тульской области в 2002 г., намечено построить 1 745 тыс. кв. м жилья, на что требуется в ценах сегодняшнего дня около 20 млрд. руб. капитальных вложений, или около 4 млрд. руб. в год.

Для скорейшего решения вопроса переселения граждан из ветхого и аварийного жилья администрация области провела огромную работу по привлечению средств из федерального и областного бюджетов.

Проведен анализ возможностей строительной индустрии области. Наш строительный комплекс сегодня готов увеличить объем строительства жилья в 2–3 раза и вводить в год до 200 тыс. кв. м жилья только для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Вместе с муниципальными образованиями подготовлены паспорта их территорий с наибольшим объемом ветхого жилья, в которых отражены объекты — ветхие здания, количество проживающих в них граждан, а также проработаны реальные в отношении инженерного обеспечения площадки для строительства.

Муниципальными образованиями области разрабатываются муниципальные программы жилищного строительства, включающие переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, строительство индивидуального жилья и формирование инженерно-коммунальной инфраструктуры земельных участков, выделенных для жилищного строительства.
Для выполнения вышеназванной программы совершенствуются конструктивно-планировочные решения строительства жилья с целью оптимизации и удешевления строительства с сохранением качественных и потребительских показателей. Рассматриваются варианты строительства домов 83 се-рии в 12-этажном исполнении, 17-этажных зданий серии III «M», каркасно-монолитных и монолитных домов.

Анализ реализации программы показывает, что, несмотря на прилагаемые администрацией области усилия, выделение значительных средств бюджета области при недостаточном финансировании из федерального бюджета, реализация программы осуществляется со значительным отставанием.

Таким образом, в области есть все предпосылки выполнения программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда кроме финансового обеспечения. К сожалению, в связи с тем, что 90,5 % ветхого и аварийного жилья находится в бывших шахтерских поселках и городах, коммерческие формы привлечения инвестиций дают невысокие результаты. Здесь речь должна идти о социальном жилье, и федеральная поддержка в реализации программы необходима.

Одна из важнейших задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством и органами государственной власти субъектов РФ, — это реализация национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

В рамках реализации национального проекта администрация Тульской области предпринимает следующие шаги.
Прежде всего это развитие ипотечного жилищного кредитования. По данному вопросу в области готовится пакет законопроектов, который надеемся утвердить в Тульской областной Думе в I квартале 2006 г.

В связи с большой изношенностью сетей для инженерного обустройства площадок и возможности их капитализации необходима существенная поддержка федерального центра. В рамках проекта федеральной подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» готовится к утверждению областная целевая программа.

Для повышения доступности жилья молодым семьям разрабатывается и готовится к утверждению областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006–2010 гг.».

Для принятия мер по устранению избыточных административных барьеров и совершенствования градостроительного и антимонопольного регулирования в области разработан и готовится к утверждению законопроект «О градостроительной деятельности в Тульской области».

Одним из главных направлений деятельности администрации является создание благоприятного инвестиционного климата, необходимого для привлечения потенциальных инвесторов.

— Расскажите, пожалуйста, какие объекты социальной направленности введены за последнее время в области?

— Благодаря усилиям областной администрации за счет всех источников финансирования введены: 4 торговых комплекса общей площадью 30,5 тыс. кв. м, цех по горячему оцинкованию металлоконструкций мощностью 26 тыс. т в год. Произведена реконструкция 5-го этажа тульской областной больницы площадью 1 087 кв. м,городской больницы им. Ваныкина в Туле. Реконструирована насосная канализационная станция в Туле мощностью 50 куб. мв сутки. В 2006 г. предполагается ввести следующие объекты: поликлинику детской областной больницы на 240 посещений, родильный дом в г. Алексине на 55 коек, дубенскую центральную районную больницу на 60 коек, горбольницу № 1 в г. Туле (3 этаж), II пусковой комплекс реконструкции 5-го этажа тульской областной больницы под реанимационное отделение, поликлинику центральной районной больницы в г. Белеве на 500 посещений и многое другое.

— Какие безотлагательные проблемы решаются сейчас в области в первую очередь?

— Значительной проблемой в области является предоставление жилья гражданам, уволенным с военной службы. В 2005 г. выделено всего 15 сертификатов. При этом более 800 граждан, уволенных с военной службы, ждут своей очереди, и главная задача 2006 г. — реализовать нашу заявку по выделению около 40 сертификатов.

Как все знают, всегда серьезный вопрос — подготовка жилищно-коммунального хозяйства к зиме. В 2005 г. на неотложные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере из резерва бюджета области выделено 120 млн. руб. А всего на подготовку к зиме и модернизацию объектов ЖКХ израсходовано 942 млн. руб., из которых 629 млн. руб. — средства коммунальных предприятий и бюджетов муниципальных образований, 193 млн. руб. — инвестиции ОАО «Тул-энерго». В результате к началу отопительного периода выполнены значительные объемы работ: построены и реконструированы 7 котельных, заменены 97 км тепловых сетей, 58 км водопроводных.

В проекте бюджета области на 2006 г. предусмотрено выделение на подготовку к зиме 2006–2007 гг. 120 млн. руб. Эти средства позволят в 2006 г. реконструировать и построить 17 котельных, заменить свыше 60 км тепловых и водопроводных сетей, перевести на индивидуальные источники теплоснабжения около 500 квартир и провести ряд других работ.

— Какие еще проблемы, характерные для области, Вы бы отметили?

— Одной из ключевых является проблема газификации области. Восемь лет назад уровень газификации области природным газом составлял 65,9 %, из них на селе —32,5 %. За эти годы на территории области за счет всех источников финансирования построено 1 810 км газовых сетей, газифицировано 52 тыс. квартир, а в 2005 г.введено 272 км газовых сетей и газифицировано 5,7 тыс. квартир.

Сейчас у нас уровень газификации природным газом возрос до 73,7 %, в том числе на селе — до 41 %. Для газификации 145 тыс. квартир (в том числе на селе около 100 тыс. квартир) необходимо проложить свыше 2 тыс. км газовых сетей, на что потребуется в действующих ценах 2 млрд. руб.

Учитывая крайний дефицит бюджетных средств, администрация области ведет поиск внебюджетных источников для финансирования газификации объектов.

Продолжение в следующем номере

Дата: 27.01.2006
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" 1 (47)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!