Строительство будущего России

1 стр. из 1

Развитие массового жилищного строительства — одна из важнейших задач для нашей страны. Сегодня вопросу строительства доступного и комфортного жилья присвоен статус национального проекта, и это стало долгожданным решением для всех российских строителей. Необходимо обновлять ветшающий жилой фонд, решать демографические проблемы, обес-печивая квартирами молодые семьи, привлекать в экономику и социальную сферу специалистов, а главное — создавать условия, позволяющие населению самостоятельно улучшать свои жилищные условия.

С началом возрождения российской экономики жилищное строительство, вслед за промышленным, вновь стало играть роль непременной основы экономического развития страны. Часть промышленных предприятий, составлявших основу советской экономики, либо перепрофилировалась, либо обанкротилась. Взамен стали открываться новые предприятия, создаваться новые производства, и им потребовались специалисты, квалифицированные рабочие. При этом «точками» экономического роста нередко становятся уже другие населенные пункты, другие территории. Соответственно возникла проблема перераспределения производственных сил.

Работа на новых предприятиях привлекает многих, поскольку и оплачивается не плохо, и открывает реальные перспективы. Но чтобы рабочие и специалисты со своими семьями согласились переехать на новое место, им нужно предоставить современное, достаточно комфортное жилье. Подобного рода проблема существует и с привлечением молодых специалистов в социальную сферу, в агропромышленный комплекс.

Перспективы жилищного строительства в области

Ленинградская область как один из наиболее интенсивно развивающихся регионов страны заинтересована в развитии жилищной политики. На территории региона реализуются крупнейшие проекты — идет строительство Североевропейского газопровода, наращивается пропускная мощность Балтийской трубопроводной системы, развиваются порты «Приморск», «Высоцк», «Усть-Луга».

Кроме того, «в Ленинградской области ежегодно вводится в строй 5–6 крупных предприятий», — подчеркнул председатель Областного комитета по строительству Олег Алимпиев, беседуя с журналистами. Уже сегодня на предприятиях области не хватает рабочих рук. Поэтому перед строительной отраслью области стоит задача — в 3–4 года развернуть массовое жилищное строительство. Уже в 2005 г. в Ленинградской области будет построено не менее 600 тыс. кв. мжилья и рост к уровню 2004 г. составит таким образом около 25 %.

В регионе за счет областного бюджета предусмотрено финансирование в размере 500 млн. руб. по программе «Развитие села до 2010 года», которая гарантирует ежегодное выделение средств на стройку в поселках, являющихся центральными усадьбами совхозов, местами проживания работников региональных предприятий.

Кроме того, 52 млн. руб. в 2005 г. предусмотрено на жилищное строительство на паях с предприятиями, организациями, жителями региона. Наряду с областными программами регион реализует федеральные проекты: в 2005 г. предусмотрено выделение 256 млн. руб. для обеспечения государственными сертификатами и 41 млн. руб.для получения жилья ликвидаторами аварии в Чернобыле.

В настоящее время в Ленинградской области идет реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках региональных целевых программ:
 -  «Жилье для молодежи — на 2002–2011 годы»;
 -  «Социальное развитие села до 2010 года»;
 -  «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области на 2003–2012 годы»;
 -  «Переселение граждан РФ, проживающих на территории Ленинградской области, из аварийного и ветхого жилищного фонда до 2013 года».
 
Перечисленные программы легли в основу объединенной программы «Реализация государственной жилищной политики на территории Ленинградской области». В структуре этой программы заложена система взаимосвязанных мероприятий, обес-печивающих создание условий для строительства доступного жилья в поселениях Ленобласти и позволяющих реализовывать различные экономически оправданные схемы партнерского взаимодействия при строительстве жилья с целью разумной, не в ущерб качеству, минимизации расходов, с прозрачной и понятной схемой, обеспечивающей возникновение права собственности на построенные объекты жилого и коммунального назначения, а также на сами земельные участки.

Исполнителем региональных жилищных программ является структурное подразделение Областного комитета по строительству — Государственное учреждение «Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области», образованное в октябре 2003 г. По оценке специалистов этой организации, за период с середины 2004 г. по настоящее время отработаны механизмы взаимодействия бюджетов всех уровней, структур и органов власти с применением комплексного программно-целевого подхода в достижении доступности жилья.

В ближайшей перспективе для большей части жителей области наработанный опыт позволит решить жилищную проблему через широкомасштабное строительство. Сейчас на площадке в поселке Войсковицы Гатчинского района идет практическая отработка взаимодействия всех участников этого процесса через возведение нового типового жилья с применением современных технологий проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации.

Что такое «доступное жилье»?

В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 2005 г.,граждане России, в том числе молодежь и молодые семьи, по нуждаемости в жилье подразделяются на 3 категории.
1-я категория — граждане, нуждающиеся в жилье, доступном им в приобретении и последующем содержании за счет собственных средств, в том числе с возможным привлечением заемных средств на доступных условиях.
2-я категория — граждане, которым без социальной помощи в виде безвозмездной субсидии недоступна оплата приобретаемого жилья за счет собственных средств, в том числе с возможным привлечением заемных средств на доступных условиях.
3-я категория — граждане, которые относятся к малоимущим, из-за чего не имеют собственных средств для приобретения жилья. Для них жилье приобретается в муниципальную или государственную собственность по договору социального найма без права приватизации.

«При этом доступное жилье, — подчеркнул руководитель ГУ «Дирекция жилищных строительных программ ЛО» Владимира Кобзаренко, — это не просто квадратные метры в чистом поле, а жилье с современной инженерной, социальной, культурно-бытовой инфраструктурой». 18 лет недофинансирования ЖКХ привело к исчерпанию резервов, некогда заложенных в инженерное обеспечение многих поселений. Поэтому сегодня в области речь идет о комплексном развитии новых территорий, с применением «прозрачных» схем финансирования жилищно-коммунального обслуживания.

В целом, основными условиями доступности нового жилья являются, во-первых, предоставление застройщикам инженерно подготовленных земельных участков, во-вторых, готовность коммунальных сетей поселений к подключению построенного жилья и, в-третьих, высокая индустриализация технологий строительства, обеспечивающих качество при возможно низкой себестоимости построенного жилья.

Реализация первых двух условий возлагается, согласно словам Президента России В. В. Путина, на бюджеты всех уровней, чтобы из стоимости строящегося жилья изъять затраты на коммунальную инфраструктуру.

Реализация третьего условия возможна благодаря выбору строительных технологий, обеспечивающих должный уровень качества готового жилья, его эксплуатационную безопасность при доступной цене оплаты строительства. Это должно отражаться в соответствующем проектном решении на строительство.

Поселок Войсковицы: пилотный проект социальной застройки

Расположенный на территории Гатчинского района Ленобласти поселок Войсковицы стал своеобразным «полигоном» для отработки объединенной региональной программы «Реализация государственной жилищной политики на территории Лен-области». Здесь под новое строительство отведено 8 гектар. Конечно, это не много, но «главное здесь, — подчеркнул Олег Алимпиев, — отладить механизмы взаимодействия всех участников строительного рынка — от заказчиков и застройщиков до конечных потребителей».

Сегодня уже обсуждаются варианты выделения подобных площадок в Волхове, Выборге, Гатчине, в том же Гатчинском районе. Всеволожская администрация готова предоставить территорию площадью 50–60 гектар, помочь с ее инженерным обустройством и обеспечением коммуникациями и сетями. Всего по области под жилищную застройку будет подготовлено 9 площадок общей площадью 400–500 гектар. В областном бюджете на эти цели заложено 10 млн. рублей.

Впрочем, и поселок Войсковицы Гатчинского района был выбран не случайно. Развивается птицефабрика, возрождается завод ЖБИ-1. У поселка есть перспективы, а это значит, что здесь нужно современное, достаточно комфортное жилье. По заданию администрации МО «Гатчинский район» был разработан проект развития поселка Войсковицы, проведена работа по снижению стоимости жилья за счет использования коммуникаций. Именно отчисления на коммунальную инфраструктуру и требования коммунальных предприятий-монополистов платить значительные суммы за подключение заметно удорожают жилье.

Всего в Войсковицах планируется построить 37 тыс. кв. м жилой площади для 2,5–2,8 тыс. человек. Застройщик не ограничится возведением жилья, но возьмет на себя и функции жилищно-коммунального обслуживания, и эксплуатацию жилого фонда. В этом проекте принимают участия фирмы, выпускающие типовое жилье в соответствии с социальными нормами (18 кв. м на человека) при стоимости 1 кв. м не более 12–12,5 тыс. рублей (в действующих ценах).

По поручению губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова проводится разработка типовых — минимальных по стоимости, но удобных для проживания — домов-коттеджей. «Сейчас Ленинградская область фактически повторяет финский опыт, — отметил Олег Алимпиев. — В Финляндии после войны жилищная проблема была решена за несколько лет путем массового строительства щитовых домов-коттеджей».

Впереди много работы

«Для развития жилищного строительства в области есть все необходимое, — уверен председатель областного стройкомитета Олег Алимпиев. — Прежде всего, действует и развивается мощный комплекс строительно-монтажных предприятий и предприятий строительной индустрии». В сфере производства строительных материалов 68 % всей продукции областных предприятий потребляется строительным комплексом Санкт-Петербурга. Выпускаются комплектующие для всех направлений домостроения — деревянного, кирпичного, панельного, каркасного, модульного… Соответственно, есть все необходимое для строительства и социального, и комфортабельного, и сельского жилья.

«Необходимо обеспечивать инженерную подготовку территорий и за счет бюджетов снять с «плеч» строителей эти затраты», — отмечает Олег Алимпиев. В свою очередь и строители должны будут снижать стоимость жилья. Сейчас идет самая настоящая «борьба» с многочисленными экспертными, согласительными и другими структурами, из-за «деятельности» которых до 25 % от затрат на строительство жилья уходит на оформление документов, многочисленные экспертизы, согласования и прочее.

В связи с реформой системы местного самоуправления актуальной задачей является подключение к работе по развитию жилищного строительства муниципальных властей. В зону ответственности органов местной власти входят 3 основных функции.

Во-первых, создание условий для застройщиков — наработка градостроительной документации, зонирование территорий, разработка генеральных планов развития поселений. Во-вторых, инженерная подготовка территорий. И, в третьих, строительство муниципального жилья: маневренного фонда и для обеспечения малоимущих.

Есть и другие проблемы. Однако главное, что жилищное строительство получило мощный импульс для развития, и этот процесс уже не остановить.

Дата: 03.03.2006
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (87)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!