Смутные времена в тарифной политике

1 стр. из 1

Под занавес уходящего 2005 года, 26 декабря, Президент России Владимир Путин подписался под Законом, который вошел в отечественную законодательную базу под № 184 и названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и некоторые законодательные акты РФ. С этого момента и по 1 января 2009 г. жилищно-коммунальные тарифы для всех и вся будут укладываться в прокрустово ложе — нарезаться, согласно федеральным понятиям, «от» и «до». Это ответ Минэкономразвития РФ на «беспризорный» рост инфляции.

В частности, новый документ подправил законы № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

«От» и «до»

Так, Закон № 184 вводит понятие «предельные индексы». Они выражены в процентах и представляют собой максимально и минимально возможный уровень изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Устанавливаются в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Причем каждый уровень исполнительной власти и уполномоченного органа занимается «примеркой» тарифов в пределах своей компетенции и при строгом соблюдении субординации: первыми к этому приступают федералы, затем, в пределах отпущенного лимита, дозволяется пофантазировать соответствующим региональным органам. С остатками будут работать (если какая-то степень свободы еще останется) уже муниципалы.

Правительство РФ в соответствии с настоящим законом наделяется следующими полномочиями:
 -  утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов с учетом надбавок;
 -  утверждает правила, обязательные для сторон при заключении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением (Федеральная служба по тарифам — ФСТ), выполняет следующие функции:
 -  ежегодно до внесения в Госдуму РФ проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам РФ; указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ модернизации и развития коммунального комплекса, а также с учетом региональных особенностей.
 
Органы исполнительной власти и регулирующие органы субъектов РФ в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

Что же после этого остается органам местного самоуправления и регулирующим органам муниципальных образований? А им предоставляется право устанавливать тарифы и надбавки к тарифам «в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования», а также устанавливать тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (тоже в пределах отведенных лимитов).

Если нельзя, но очень хочется…

Согласно новому закону, соответствующий орган исполнительной власти и регулирующий орган устанавливают предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Кроме того, новый закон предусматривает, что стоимость электрической и тепловой энергии, а также услуг по ее передаче, складывающаяся с учетом надбавок, может превышать предельные уровни этих цен (тарифов). Настоящее положение вступает в силу с 1 января 2009 г.

На приведение уже запланированного на 2006 г. роста тарифов в соответствие новому закону отводится один календарный месяц со дня вступления в силу актов, которыми вводятся в действие предельные индексы. Вместе с тем закон допускает, что предельные индексы могут устанавливаться с учетом возникших до вступления в силу настоящего закона обязательств организаций коммунального комплекса по долгосрочным инвестициям и обязательств, по которым гарантированы субъектом РФ или муниципальным образованием.

Учли и жилищников

Закон №184 внес поправки и в жилищные законы: «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и Жилищный кодекс РФ.
Согласно новым поправкам, срок, в течение которого жильцы многоквартирного дома могут самостоятельно выбрать форму управления, отодвигается с 1 марта 2006 г.до 1 января 2007 г.
Закон распространил лимиты и на жилищные тарифы: размер квартплаты для нанимателей жилых помещений и собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления домом, должны укладываться в предельные индексы.

Регламентируется, что «жилищные» индексы будут устанавливаться одновременно с «коммунальными» (для населения). При этом допускается, что в текущем году эти индексы могут быть установлены неодновременно.

Ключ с правом передачи

Согласно Закону №184, полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов коммунального комплекса (за исключением тарифов производителей в сфере электро- и теплоснабжения), тарифов на подключение и надбавок к тарифам могут передаваться.

Но эта передача полномочий должна быть обставлена соответствующим образом, а именно: на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

«Все смешалось в доме Облонских»

Как отмечают специалисты, сегодня действуют два, противоречащих друг другу, закона: ФЗ №41, по которому жили с 1995 г.,и ФЗ №210, вступивший в силу с 1 января текущего года. Последний, по их словам, написан не специалистами-отраслевиками, а юристами. Как следствие этого — разночтения в понятийном ряду. Так, ранее принятое разделение на большую и малую энергетику, каждая из которых имела свою тарифную политику, в новом законе исчезает, и появляется единое понятие — «организации коммунального комплекса».

Из ФЗ №210 исчезает понятие «плата за технологическое присоединение к электрическим сетям» и появляется «плата за присоединение». Между тем, как поясняют специалисты, «плата за присоединение» — есть последний этап комплекса работ по технологическому присоединению к сетям. Разночтения в понятийном ряду тянут за собой «смуту» в методологии формирования тарифов. Но, как «успокаивают» специалисты, чтобы последние нововведения перешли из теории в практику, Правительство РФ должно выпустить массу подзаконных актов и правил. Когда все это появится — не понятно. Так что жизнь «по новым понятиям» откладывается на неопределенный срок.

Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Олег Тришкин комментирует так:
— Сегодня тарифы на газ для промпредприятий устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ), для населения — соответствующий региональный орган (в СПб — Комитет по тарифам).

Тарифы на электроэнергию устанавливают: ФСТ — на генерацию (выработку электроэнергии) для всех групп потребителей, Комитет по тарифам (КТ) — на передачу и плату за присоединение, КТ — на тепловую энергию для всех групп потребителей.

Тарифы на воду и канализование для промпредприятий утверждает КТ, для населения — ЗакС.

Каковы принципиальные нововведения?

1. У регионов (Москвы, СПб) забрали полномочия по регулированию тарифов на электроэнергию в рамках реформы энергетики. На уровне нашего города это «распаковка» Ленэнерго. Теперь тарифы на производство электроэнергии для ТГК-1 устанавливает ФСТ, а не город. На сегодня действует такая схема тарифной политики: вся электроэнергия, которая вырабатывается в регионе, передается (на бумаге) на оптовый рынок, и Москва сама устанавливает цены. Для региона это базовые цифры, от которых они отталкиваются при формировании других тарифов (на передачу электроэнергии и плату за присоединение).
2. На остальные коммунальные услуги (вода, канализование, тепло, ТБО) вводятся предельные тарифы для коммунальных организаций. Причем в теплоэнергетике предельные индексы предусмотрены только для котельных.
3. С 1 января 2006 г. вступил в силу ФЗ № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Согласно этому документу, функции регулирования тарифов для коммунальных предприятий передаются исполнительным органам субъектов РФ и муниципальным органам.

Но для Санкт-Петербурга и Москвы ничего не меняется: эти функции по-прежнему закреплены за ЗакС (кроме электроэнергии и «комбинированного» тепла). Также регионам передали установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. До последнего эти тарифы спускала сверху ФСТ.

Кроме того, изменения произошли и на городском уровне: Комитету по тарифам от Комитета по энергетике переданы функции установления тарифов по твердому топливу (на уголь, дрова).

Дата: 03.03.2006
Ирина Кравцова
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (87)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!