|
|||||
1 стр. из 1 Под занавес уходящего 2005 года, 26 декабря, Президент России Владимир Путин подписался под Законом, который вошел в отечественную законодательную базу под № 184 и названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и некоторые законодательные акты РФ. С этого момента и по 1 января 2009 г. жилищно-коммунальные тарифы для всех и вся будут укладываться в прокрустово ложе — нарезаться, согласно федеральным понятиям, «от» и «до». Это ответ Минэкономразвития РФ на «беспризорный» рост инфляции. В частности, новый документ подправил законы № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и № 41 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». «От» и «до» Так, Закон № 184 вводит понятие «предельные индексы». Они выражены в процентах и представляют собой максимально и минимально возможный уровень изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Устанавливаются в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год. Причем каждый уровень исполнительной власти и уполномоченного органа занимается «примеркой» тарифов в пределах своей компетенции и при строгом соблюдении субординации: первыми к этому приступают федералы, затем, в пределах отпущенного лимита, дозволяется пофантазировать соответствующим региональным органам. С остатками будут работать (если какая-то степень свободы еще останется) уже муниципалы. Правительство РФ в соответствии с настоящим законом наделяется следующими полномочиями: Что же после этого остается органам местного самоуправления и регулирующим органам муниципальных образований? А им предоставляется право устанавливать тарифы и надбавки к тарифам «в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта РФ для соответствующего муниципального образования», а также устанавливать тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (тоже в пределах отведенных лимитов). Если нельзя, но очень хочется… Согласно новому закону, соответствующий орган исполнительной власти и регулирующий орган устанавливают предельные (минимальные и/или максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Кроме того, новый закон предусматривает, что стоимость электрической и тепловой энергии, а также услуг по ее передаче, складывающаяся с учетом надбавок, может превышать предельные уровни этих цен (тарифов). Настоящее положение вступает в силу с 1 января 2009 г. На приведение уже запланированного на 2006 г. роста тарифов в соответствие новому закону отводится один календарный месяц со дня вступления в силу актов, которыми вводятся в действие предельные индексы. Вместе с тем закон допускает, что предельные индексы могут устанавливаться с учетом возникших до вступления в силу настоящего закона обязательств организаций коммунального комплекса по долгосрочным инвестициям и обязательств, по которым гарантированы субъектом РФ или муниципальным образованием. Учли и жилищников Закон №184 внес поправки и в жилищные законы: «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и Жилищный кодекс РФ. Регламентируется, что «жилищные» индексы будут устанавливаться одновременно с «коммунальными» (для населения). При этом допускается, что в текущем году эти индексы могут быть установлены неодновременно. Ключ с правом передачи Согласно Закону №184, полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов коммунального комплекса (за исключением тарифов производителей в сфере электро- и теплоснабжения), тарифов на подключение и надбавок к тарифам могут передаваться. Но эта передача полномочий должна быть обставлена соответствующим образом, а именно: на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения. «Все смешалось в доме Облонских» Как отмечают специалисты, сегодня действуют два, противоречащих друг другу, закона: ФЗ №41, по которому жили с 1995 г.,и ФЗ №210, вступивший в силу с 1 января текущего года. Последний, по их словам, написан не специалистами-отраслевиками, а юристами. Как следствие этого — разночтения в понятийном ряду. Так, ранее принятое разделение на большую и малую энергетику, каждая из которых имела свою тарифную политику, в новом законе исчезает, и появляется единое понятие — «организации коммунального комплекса». Из ФЗ №210 исчезает понятие «плата за технологическое присоединение к электрическим сетям» и появляется «плата за присоединение». Между тем, как поясняют специалисты, «плата за присоединение» — есть последний этап комплекса работ по технологическому присоединению к сетям. Разночтения в понятийном ряду тянут за собой «смуту» в методологии формирования тарифов. Но, как «успокаивают» специалисты, чтобы последние нововведения перешли из теории в практику, Правительство РФ должно выпустить массу подзаконных актов и правил. Когда все это появится — не понятно. Так что жизнь «по новым понятиям» откладывается на неопределенный срок. Председатель Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Олег Тришкин комментирует так: Тарифы на электроэнергию устанавливают: ФСТ — на генерацию (выработку электроэнергии) для всех групп потребителей, Комитет по тарифам (КТ) — на передачу и плату за присоединение, КТ — на тепловую энергию для всех групп потребителей. Тарифы на воду и канализование для промпредприятий утверждает КТ, для населения — ЗакС. Каковы принципиальные нововведения? 1. У регионов (Москвы, СПб) забрали полномочия по регулированию тарифов на электроэнергию в рамках реформы энергетики. На уровне нашего города это «распаковка» Ленэнерго. Теперь тарифы на производство электроэнергии для ТГК-1 устанавливает ФСТ, а не город. На сегодня действует такая схема тарифной политики: вся электроэнергия, которая вырабатывается в регионе, передается (на бумаге) на оптовый рынок, и Москва сама устанавливает цены. Для региона это базовые цифры, от которых они отталкиваются при формировании других тарифов (на передачу электроэнергии и плату за присоединение). Согласно этому документу, функции регулирования тарифов для коммунальных предприятий передаются исполнительным органам субъектов РФ и муниципальным органам. Но для Санкт-Петербурга и Москвы ничего не меняется: эти функции по-прежнему закреплены за ЗакС (кроме электроэнергии и «комбинированного» тепла). Также регионам передали установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. До последнего эти тарифы спускала сверху ФСТ. Кроме того, изменения произошли и на городском уровне: Комитету по тарифам от Комитета по энергетике переданы функции установления тарифов по твердому топливу (на уголь, дрова). Дата: 03.03.2006 Ирина Кравцова "Петербургский строительный рынок" 1-2 (87)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||