Назад! К природе!

1 стр. из 1

В Санкт-Петербурге прошла международная конференция «Биоэнергетика в рамках БАСРЕК», на которой рассматривались вопросы развития этого вида энергетики в России, странах Балтии и Европе.

В связи с глобальным загрязнением окружающей среды, истощением традиционных (не возобновляемых) источников энергии все актуальнее становится тема использования биотоплива. При его сжигании, например, не нарушается баланс кислорода и углекислого газа в атмосфере (снижается «парниковый эффект»).

Европа призывает к естеству

Как было отмечено на конференции, на биомассу (древесина и ее отходы, лузга подсолнечника, багассо и др.) приходится примерно около 1–15 % потребляемой в мире энергии. В ряде «лесистых» стран (Швеция, Финляндия) эта доля возрастает до 20 %.

Европейский Союз поставил целью удвоить долю возобновляемой энергии от общего количества потребляемой энергии Европы. Так, согласно его директивам, доля электроэнергии, производимой из возобновляемых источников (от ветра, солнца, биотоплива), к 2010 г. должна достигнуть 22 % от общего количества производимой электроэнергии.
Также ЕС требует, чтобы в странах, входящих в Союз, уже сейчас доля биотоплива составляла не менее 2 % от общего объема продаж моторного топлива, к 2010 — 5,75 %;2020 г. — 8 %.

Возобновляемая энергия, как отмечают специалисты, имеет много преимуществ, но существуют и серьезные проблемы. По их мнению, необходимо сделать так, чтобы производство биоэнергии стало сопутствующим основному производству.
Главными преимуществами использования биомассы считаются: нулевой эффект цикла углекислого газа, возобновляемость топливных ресурсов, их доступность и приемлемая цена (последнее к России не относится).

Альтернатива ядерной энергетике

Швеция взяла курс на развитие биоэнергетики в 1980 гг. Подтолкнули ее к этому аварии на атомных станциях в США и других странах, а также нефтяной кризис в начале 1970 г. Государство серьезно и демократично подошло к этому вопросу: оно провело народный референдум по вопросам ядерной энергетики. После этого были приняты программы свертывания данного вида энергетики и оказывалась поддержка проектов по развитию возобновляемых энергетических источников, в том числе, биотоплива. Эта поддержка  до сих пор выражаются в форме субсидий капвложений, единовременных грантов, всевозможных льгот, а также в соответствующей налоговой политике. Кардинальное реформирование государственной энергетики с изменением законодательства началось в 1990-х годах.

Сегодня самой распространенной системой отопления небольших домов в Швеции является электрическое, но централизованное отопление на биотопливе, отопление пеллетами (Корр.: изделие из древесных отходов). Использование тепловых насосов становится все более распространенным. Как отмечаю специалисты, установка при этом аккумуляторного бака повышает эффективность использования топлива, особенно при сжигании дров, и снижает опасные для здоровья выбросы на 80 – 90 %. В некоторых областях установка аккумуляторного бака становится обязательным требованием.

В Швеции с 1990 г. удвоилось потребление древесного топлива в тепловых сетях для систем центрального теплоснабжения.

В отличие от Швеции, в России рост доли биомассы в топливном балансе страны происходит очень медленно.
На конференции неоднократно высказывалась мысль, что в настоящее время в России нет условий для широкого внедрения, например, мини-ТЭЦ на древесном топливе, что связано с относительно низкой стоимостью электроэнергии и высокой ценой древесины.

Но было и другое мнение: в настоящее время настал благоприятный момент для использования биотоплива в энергетике СЗФО.

«Такая корова нужна самому!»

Как отметила координатор биоэнергетических проектов НП «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада» Ольга Ракитова, древесные отходы и в целом биомасса могли теоретически бы стать такой же золотоносной жилой российской экономики, как сегодняшняя нефть. Россия, обладая четвертью мировых лесных запасов, имеет огромный биотопливный потенциал. Ежегодно на территории нашей страны продуцируется до 14–15 млрд. т биомассы, энергия которой эквивалентна примерно 8 млрд. т условного топлива.

По различным оценкам, в энергетических целях в России технически возможно ежегодно использовать до 800 млн. т древесной биомассы, до 400 млн. т (по сухому веществу) органических отходов (от сельскохозяйственного производства — 250 млн. т, от лесной и деревообрабатывающей промышленности — 70 млн. т.),до 60 млн. т твердых бытовых отходов городов и до 10 млн. т осадков коммунальных стоков.

На Северо-Западе можно использовать как минимум половину от технического потенциала древесных отходов, т.е. половину от 16 млн. куб. м для получения энергии.

В зависимости от вида биомассы возможно применять различные технологии ее использования. Из древесины и отходов лесопромышленного комплекса можно получать как твердое, так и газообразное, и жидкое биотопливо.

Что может дать России производство жидкого биотоплива?

Во-первых, это альтернатива нефтяному бензину, хотя в нашей стране использование традиционного моторного топлива пока дешевле биотоплива, но это лишь пока.

Во-вторых, произведенное моторное биотопливо можно экспортировать на Запад.

Будет ли там спрос? «Несомненно, — утверждает Ольга Ракитова.— В связи с ратификацией Киотского протокола, где четко регламентируются обязательства стран-участниц соглашения по сокращению выбросов парниковых газов, Европейский Союз поставил цель: к 2020 г. перевести порядка 8 % автомашин на биотопливо. Пока доля моторного биотоплива в странах ЕС составляет около 2 % ».

Ряд предприятий уже сегодня ищут поставщиков сырья для своих биотопливных заводов именно на российских деревообрабатывающих предприятиях. После получения подобных запросов возникает дилемма: а нужно ли за дешево отдавать свои древесные отходы, если можно из них получить моторное биотопливо, а затем  продать уже намного дороже.

В-третьих, переводя российский транспорт на экологически нейтральное топливо, Россия после внедрения национальной системы учета выбросов получает возможность продавать разрешения (квоты) на выбросы парниковых газов в ту же самую Европу.

Подводя итог выступления, координатор биоэнергетических проектов НП «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада» отметила, что сегодня отходы деревообработки, лесопиления, лесозаготовки и даже целлюлозно-бумажного производства могли бы приносить прибыль, сравнимую с прибылью от основного производства. Использование биотоплива в ряде регионов намного выгоднее применения угля или дизельного топлива (где их нет).

Перевод котельных на биотопливо и создание заводов по производству различных видов этого топлива ведет к решению целого комплекса социальных, экологических и экономических проблем лесных регионов.

В настоящее время Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада создает программу развития биоэнергетики в регионе. В качестве конечных результатов реализации программы ее разработчики видят следующее:
 -  улучшение экологической обстановки в СЗФО вследствие перехода на экологически чистые и нейтральные виды топлива;
 -  развитие производства глубокой переработки древесных и иных отходов;
 -  создание плацдарма для развития в перспективе производства биологических заменителей бензина и дизельного топлива (переоснащение топливных станций и автомобилей на биотопливо).

Дата: 03.03.2006
Ирина Кравцова
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (87)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!