Несколько штрихов к портрету морской столицы России

1 стр. из 1

Санкт-Петербург — морская столица России. Об этом мы любим говорить. Интересно, что под этим подразумевается? Большой порт, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, живописные виды Маркизовой лужи и фортов Кронштадта, изредка появляющиеся в акватории Невы парусные суда… — и всё? Но какая же морская столица без парусов, изящных яхт, прибывающих в порт со всего мира. Петербургский яхтинг насчитывает многолетнюю историю, но сегодня, к сожалению, наступили такие времена, когда судьба этого вида спорта, отдыха, туризма вызывает опасения — сумеем ли мы сохранить в нашем городе культуру яхтенного спорта, или она уйдет в прошлое и станет историей, как и многое другое, что мы потеряли за последние десятилетия.

Сегодня о состоянии петербургского парусного спорта, о строительстве яхт-клуба рассказывает четырехкратный чемпион Советского Союза в различных классах яхт, мастер спорта международного класса, президент Санкт-Петербургского парусного союза Владимир Ильич ЛОГИНОВ.

Что осталось от питерского яхтинга?

Действительно, яхтинг в настоящее время в нашем городе переживает далеко не лучшие времена.
На самом деле в нашем городе практически не осталось яхт-клубов: не стало клуба на южном берегу Финского залива — там теперь строят «Балтийскую жемчужину»; клуб в Стрельне широкого развития не получит, поскольку рядом теперь территория Дворца конгрессов; клуб кораблестроительного института, располагавшийся на острове Бычий, закрыт; 81-ый яхт-клуб Балтийского флота скорее всего попадет под жилищную застройку по новому генплану.
Остается только Центральный яхт-клуб на Петровском острове, но и его в скором времени постигнет похожая участь — Западный скоростной диаметр отрежет его от залива. Большее число яхт пройти под этим сооружением не сможет — все эти суда будут длиной более 9 м.

На известное «гостеприимство» Центрального речного яхт-клуба профсоюзов повлияло и прежнее его руководство, абсолютно не заинтересованное в развитии яхтинга и парусного спорта. Отсутствие элементарного сервиса, завышенные тарифы, раздутый штат сотрудников — все это неблагоприятным образом сказалось на престиже клуба. Резко сократился приток иностранных яхт. А ведь только из Финляндии к нам летом могло бы заходить порядка 30 тыс. лодок. Несложные расчеты тут же покажут, сколько город в сезон теряет денег. И все же сегодня приятно осознавать, что профсоюзы назначили нового директора яхт-клуба — Денисова Дениса Юрьевича (пока исполняющим обязанности) — молодого, энергичного человека со знанием иностранных языков, а самое главное — яхтинга. Он закончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова, знает и любит парус, ходил на яхте вокруг Европы и уже несколько лет активно участвует в делах Парусного союза. Его увлеченность и квалифицированность признаны и в России — сегодня он является председателем ревизионной комиссии во Всероссийской федерации парусного спорта. Поэтому у Парусного союза совместно с яхт-клубом наконец появилась возможность привести яхт-клуб в нормальное состояние. На это возлагаются большие надежды. Однако надежды надеждами, но эти и другие проблемы требует срочного решения.
 
Престижный клуб или элитное жилье?

Особенность современного яхт-клуба — он должен располагаться в том месте, где он необходим. Такое место, единственное в данный момент с точки зрения яхтинга, для приема гостей, проведения соревнований, есть. Это Петродворец. Ломоносов находится слишком далеко от города, а Кронштадт неудобен для детского парусного спорта (ведь очень важно, чтобы в яхт-клубе занимались дети).

Главное преимущество Петродворца — глубины. На северном берегу залива мелко, тем более, что в связи со строительством порта на Васильевском острове в эти районы активно ссыпается грунт. Ведь чтобы насыпать песок на новых намывных территориях, нужно убрать 3,5 млн. куб. м ила. Его убирают и вывозят в район Лахты, Ольгино, поскольку дальше вывозить не дадут ни финны, ни шведы.

Территориально предполагалось разместить клуб на 2,5-километровой береговой линии в районе Марли. Но, вот уже прошел год, как я передал Валентине Ивановне Матвиенко документы о выделении яхт-клубу земли и с тех пор занимаюсь согласованием этого проекта в различных инстанциях с переменным успехом. Пока мы не заинтересовались этим участком, территория была особо никому не нужна. Там болото. Препятствием стало и то, что это место оказалось в ведении КГИОП— «бывший парк фермы принца Ольденбургского». Самое главное, что для нас принципиальна чистая вода, и никто не собирается губить природу.

Кстати, нам даже не надо искать инвесторов. Они у нас есть. Самое главное — понять ситуацию и пойти нам навстречу, обсудить. А получилось все, как всегда: никакого диалога, только формальные отписки (в принципе, подоплека отписок ясна: эта территория — очередной лакомый кусочек для частного коттеджного строительства, а следовательно, и скорое получение прибыли).

Проблема — вечная: БЮРОКРАТИЯ. Ведь мы все время говорим, что город наш морской, а морского-то остается все меньше и меньше. Главное — застроить дорогим элитным жильем все берега.
 
Что даст городу проект?

Это гораздо больше, чем сиюминутная выгода от частной застройки.
Проект включает в себя детскую навигационную школу-интернат, выпускники которой в будущем смогут готовить себя к морской специальности. А главное, на этой территории разместится яхтенный порт с таможней и пограничниками. Что получается: приходят яхты, отмечаются на таможне и у пограничников, встают на стоянку. Порт рассчитан на одновременное размещение 2,5 тыс. яхт. Город столько принять не может. Зато летом к нам смогут цивилизованно прийти люди, зная, что территория здесь охраняется, есть весь необходимый сервис. Рядом все культурные центры: Петродворец, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина. По близости находится бывшая Купеческая гавань, где расположится стоянка метеоров до Петербурга (30 мин.).

На территории яхт-клуба предполагается разместить два отеля. Один 1,5* для спортсменов, другой 3* для туристов. Но 30 тыс. лодок, которые реально в сезон могут приходить и комфортно размещаться, — конкретная экономическая выгода для города! Легко посчитать, сколько туристов, а, следовательно, и денег теряет ежегодно город. Сегодня в клуб на Петровском острове ежегодно приходит от силы 30 яхт.

Реализация этого проекта заняла бы два года, а срок его окупаемости — 5–6 лет.
 
Дорогое удовольствие или философия?

Я много общаюсь с яхтсменами из разных стран. Это развитый во всем мире вид отдыха. В Финляндии на 5 млн. населения приходится 337 тыс. лодок. У нас на Петербург и Ленобласть с трудом наберется порядка 30 тыс. всяких разно-образных плавсредств, а яхт практически и не осталось. За последние 15 лет культура яхтинга в нашем городе практически исчезла. То, что есть, это только то, что удалось сохранить на общественных началах. Нет тренерского состава — уходят. И при всем этом петербуржцев в сборной России — 15 человек.

Принято считать, что парусный спорт — это слишком дорогое удовольствие, поэтому ни поддерживать, ни развивать его никто не собирается: пусть богатые им занимаются. А богатые не «созрели» для такого спорта. Ведь это очень тяжелый, интеллектуальный труд, это образ жизни, философия.

В 2007 г. Петербург утвердили в качестве места проведения чемпионата Европы в международном классе Zoom-8.
А самое главное, нам дали Чемпионат мира, Золотой кубок в самом привилегированном классе — Dragon в 2010 году. Поэтому очень бы хотелось, чтобы все было на высоте. Поскольку опозориться в столь престижном мероприятии… Мы, конечно, проведем этот кубок и в Центральном яхт-клубе, просто уровень будет совсем другим.

Дата: 03.03.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (87)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!