ОАО «Стройтрансгаз»: Россия, далее — везде…

1 стр. из 1

Ведущая российская компания-подрядчик в области нефтегазового строительства выступает полноправным игроком на международном рынке.

В минувшем году по итогам участия в международных тендерах инженерно-строительная компания «Стройтрансгаз» подписала целую серию контрактов, сумев обойти в конкурентной гонке крупнейших мировых подрядчиков. Такие события, безусловно, способствуют не только укреплению имиджа отечественного бизнеса, но и росту репутации страны в целом.

К своему нынешнему статусу, когда авторитет и квалификация компании высоко котируются на международном нефтегазовом рынке, «Стройтрансгаз» шел с момента основания. Изначально руководством организации была поставлена цель развития бизнеса через практическое освоение лучших образцов мирового опыта. Сегодня, спустя пятнадцать лет, «Стройтрансгаз» выступает настоящим флагманом своей отрасли в России, являясь единственным отечественным подрядчиком, который успешно реализует проекты на условиях «под ключ» для крупнейших нефтегазовых заказчиков стран Европы, Азии и Африки.

Факторы успеха

В течение последних пяти лет ежегодный объем работ, выполняемый «Стройтрансгазом», превышает $1 млрд., что означает абсолютное лидерство среди строительных корпораций России.

Однако в разработке планов по освоению международного рынка менеджеры компании руководствуются не только соображениями коммерческой перспективы, но и учитывают российскую составляющую заключаемых контрактов. Все зарубежные проекты «Стройтрансгаза» созвучны с курсом руководства РФ на укрепление экономических и политических связей с тем или иным государством. Более того, как отмечает президент компании Виктор Лоренц, «на зарубежных рынках одной из главных целей “Стройтрансгаза” является позиционирование мощного потенциала российской инженерно-строительной школы, и наше государство, безусловно, поддерживает нас в этом направлении».

Большинство зарубежных контрактов, как уже было отмечено, «Стройтрансгаз» выполняет на условиях «под ключ» или, как это принято называть среди профессионалов, в формате ЕРС (аббревиатура от слов engineering, procurement, construction — проектирование, поставки, строительство). Именно в подобном формате работают и ведущие западные подрядчики. Кроме EPC-проектов в портфеле заказов компании есть контракты на оказание технического содействия, инжиниринг и поставку оборудования. Характерно, что интерес иностранных заказчиков к «Стройтрансгазу» обусловлен не только богатым опытом компании. Одним из главных факторов побед российского подрядчика в зарубежных тендерах является оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг. Конкурентным преимуществом «Стройтрансгаза» заказчики также считают умение реализовывать масштабные проекты в кратчайшие сроки и безукоризненное следование параметрам экологической экспертизы.

Энергомост Восток-Запад

Характерно, что почти все проекты, в которых участвует «Стройтрансгаз», имеют огромное стратегическое значение. Если суммировать все сделанное компанией, то ее вклад в дело укрепления мировой энергетической безопасности окажется весьма весомым.

Наиболее известный проект из разряда международных — трансчерноморский газопровод Россия–Турция или, как его чаще называют, «Голубой поток». Он был реализован в рамках декабрьского соглашения 1997 г. между правительствами двух стран об увеличении поставок российского газа на турецкий рынок при одновременной диверсификации потоков. Заказчиками проекта выступили турецкая государственная трубопроводная компания BOTAS и российский газовый концерн ОАО «Газпром».

«Голубой поток» — уникальное инженерное сооружение, которое не имеет аналогов в мировой практике проектирования и строительства. Морскую часть трубопровода создавали итальянские специалисты. ОАО «Стройтрансгаз» была отведена ведущая роль при сооружении всей сухопутной части магистрали, общая протяженность которой составила 870 км. Компания была выбрана генеральным подрядчиком российского участка Изобильное–Джугба и лидером консорциума, который осуществлял реализацию турецкого участка Самсун–Анкара.

В феврале 2003 г. по «Голубому потоку» начались промышленные поставки газа. А в ноябре 2005 г. на официальной церемонии открытия газопровода в турецком городе Самсун Президент РФ Владимир Путин назвал этот проект «энергетическим мостом между Востоком и Западом».

Проверено временем и стихией

Впрочем, и до «Голубого потока» у компании были не менее интересные проекты.
Одним из первых шагов «Стройтрансгаза» за рубежом стало участие в строительстве разводящих газопроводов-отводов высокого давления от магистрального трубопровода Болгария–Афины в Греции. Общая протяженность отводов составила 446 км. Практически все они проходили по горным массивам высотой 1300–1500 м со сложными гидрогеологическими условиями, а также по густонаселенным районам, орошаемым землям и множеству археологических зон с памятниками истории культуры V–VII вв. до н. э. Отводы были построены в соответствии с самыми высокими экологическими требованиями, выдержали все подземные толчки во время разрушительного землетрясения 1999 г. в районе греческой столицы и продолжают бесперебойно работать по сей день. Быть может, поэтому в прошлом году греческая государственная корпорация DEPA пригласила «Стройтранс­газ» возглавить строительство еще одного газопровода-отвода…

Знаковым для «Стройтрансгаза» проектом явилось также строительство на условиях ЕPС нефтепровода Кенкияк–Атырау протяженностью 448 км — «первого трубопровода суверенного Казахстана», как писала о нем казахстанская пресса. Согласно контракту с ЗАО СЗТК «МунайТас» (акционеры «КазМунайГаз» и CNPC), «Стройтрансгаз» осуществил проектирование, поставки и строительство линейной части и насосных станций нефтепровода, обеспечивающего транспорт сырой нефти с месторождений Актюбинской области для подачи в систему экспортного нефтепровода КТК и на Атырауский НЛЗ в объеме 6 млн. т в год с последующим увеличением проектной мощности до 12 млн. т в год. В дальнейшем данный нефтепровод в реверсивном режиме предполагается использовать как головной участок Казахстано-Китайского трансконтинентального нефтепровода.

«Стройтрансгаз» активно закрепляет свои позиции в странах Ближнего Востока, где многих российских специалистов помнят и уважают еще с советских времен.

В декабре прошлого года компания подписала сразу два контракта с «Сирийской газовой компанией» на строительство газоперерабатывающего завода в 70 км от города Пальмира и сооружение газопровода протяженностью 324 км от иорданской границы до Хомса — центра нефтегазовой промышленности страны. Оба проекта на условиях EPC. Cрок реализации — 22 месяца. Общая сумма контрактов составляет около $370 млн.

В то же время подлинным успехом компании является проникновение на рынок Саудовской Аравии, куда до недавнего времени российским компаниям путь был заказан. Слишком сильны были позиции американских и западноевропейских подрядчиков на этом, одном из самых открытых для иностранных компаний рынке. В 2004 г. «Стройтрансгазу» удалось добиться статуса официального подрядчика (In Kingdom Contractor) саудовской нефтяной корпорации «Сауди Арамко» (Saudi Aramco), который дает право на участие в тендерах на сооружение линейных и наземных объектов трубопроводных систем. В настоящее время по контракту с торгово-промышленной палатой г. Эр-Рияда «Стройтрансгаз» проводит исследования по распределению газа в стране.

Удачно развивается деятельность компании и на африканском континенте.
Два года назад на условиях «под ключ» был построен нефтепровод Хауд-Эль-Хамра–Арзев в Алжире. А летом прошлого года алжирский заказчик «СОНАТРАК» (SONATRACH) вновь объявил «Стройтрансгаз» победителем тендера — на этот раз на строительство газопровода Сугер–Хаджерет Эннус протяженностью 273 км.

В этом году «Стройтрансгаз» заканчивает в Судане строительство нефтепровода протяженностью 366 км.
География деятельности ОАО «Стройтрансгаз» обширна. Филиалы компании работают как в северных, так и в южных странах — сейчас, например, полным ходом реализуются проекты в Финляндии и Индии. Но, конечно, компания ни в коей мере не собирается останавливаться на достигнутом и всерьез нацелена на освоение новых территорий.

Нет пророка в своем отечестве?...

При этом главным регионом деятельности ОАО «Стройтрансгаз» является Россия. За 15 лет компания проложила в родной стране более 9 тыс. км трубопроводов различного диаметра и ввела в эксплуатацию 55 компрессорных станций общей мощностью более 3350 МВт.

К сожалению, опыт работы компании «под ключ» на внутреннем рынке почти не востребован. Хотя топ-менеджеры «Стройтрангаза» убеждены, что за ЕРС-форматом, за комплексным предоставлением услуг — будущее подрядного рынка и в нашей стране. Хотелось бы верить, что это время наступит скоро. Пока же можно только говорить о непризнанных пророках в своем отечестве.

В российском «портфолио» у компании есть такой безусловный козырь, как успешно выполненный генеральный подряд на обустройство газонефтеконденсатного месторождения «Заполярное» проектной мощностью 100 млрд. куб. газа в год — самом крупном из тех, что были введены в России за последние 15 лет. Сегодня «Заполярное», как, впрочем, и «Голубой поток», приобрели настоящий культовый статус, ведь они помогли значительно укрепить сырьевую базу и увеличить транспортные мощности главного газового концерна страны — ОАО «Газпром». А значит, обеспечили энергетическую безопасность нашей страны.

Очевидно, что квалификация и возможности «Стройтрансгаза» могут оказаться очень полезными при грядущем освоении новых месторождений и развитии транспортных мощностей, в частности в Восточной Сибири, — инженерно-строительных компаний такого уровня в стране сейчас практически нет. Другой вопрос — насколько максимальным будет вовлечение компании в этот процесс: «под ключ» или под отдельные виды работ?
Поживем — увидим.

Дата: 07.03.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (21)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!