|
|||||
1 стр. из 1 Поиск новых путей к усилению переговорных позиций на мировых рынках по вопросам населения, территорий, ВВП, природных ресурсов, промышленного развития и людских ресурсов является, в основном, главной причиной вступления четырех стран-основательниц блока МЕРКОСУР (Аргентины, Уругвая, Парагвая и Бразилии) на путь интеграции. Поскольку МЕРКОСУР не проводит внутреннюю политику протекционизма, его члены стараются, чтобы блок отвечал характеристикам открытого регионализма. Таким образом, будут созданы условия для увеличения торговых и финансовых потоков, производственных капиталов. Кроме того, члены блока стремятся к тому, чтобы МЕРКОСУР занимал единую позицию по вопросам международной политики — при обсуждении интеграционных схем с другими блоками и странами, торговой и финансовой либерализации в ВТО, переговорах с другими блоками или отдельными странами о возможности устранения протекционистских схем, наносящих ущерб интересам блока. МЕРКОСУР — это путь, выбранный для перехода от протекционистской модели национальной экономики, основанной на изжившей себя модели по замещению импорта 70–80-х гг., к экономике, интегрированной в соответствии с возможностями и желаемыми показателями развития. По сравнению с другими интеграционными проектами региона, об успехе МЕРКОСУР свидетельствует тот факт, что к блоку в качестве ассоциированных членов присоединились Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Сейчас ведутся переговоры о вступлении Мексики, а Венесуэла в декабре прошлого года была принята в блок в качестве полноправного члена, таким образом начав приводить свое законодательство в соответствие с нормативами МЕРКОСУР. Итак, в настоящее время блок составляют 4 полноправных члена, Венесуэла (в процессе вступления), а также 5 оставшихся стран Южной Америки в качестве ассоциированных членов и Мексика, переговоры о вступлении которой сейчас ведутся. Площадь территории МЕРКОСУР составляет 17,3 млн. км2 с населением 270 млн. человек и богатыми природными ресурсами, что позволяет назвать этот регион настоящим заповедником человечества. Особенно это очевидно в странах Южного Конуса. Что касается переговоров по вопросам, которые могут возникнуть или уже возникли за пределами интеграционной схемы, как, например, вступление в ВТО или нечто подобное, переговоров, призванных устранить барьеры на поставки сельхозпродукции в развитые страны, а также обсуждений внешнего долга, то МЕРКОСУР для Аргентины — самый подходящий путь к достижению выгодного торгового баланса с промышленными странами и блоками с большой переговорной способностью. МЕРКОСУР — это и политический форум, на котором удалось достичь консенсуса по многим вопросам международной политики. Относительно типа экономической интеграции, которую наша страна старается достичь через МЕРКОСУР, следует отметить, что Аргентина не только обсуждает возможности участия в качестве экспортера сельхозпродукции, но и промышленную межотраслевую интеграцию, что позволило бы через блок найти решение проблем собственного структурного дефицита системы производства — исторической причины циклических кризисов. По причине таких кризисов Аргентина установила печальный исторический рекорд: до кризиса агроэкспортной модели экономики 30–50-х гг. ХХ в. Аргентина находилась среди первых стран в мире по уровню ВВП на душу населения и уровню жизни, потом стала считаться развивающейся страной. После глубокого дефолта 2002 г. в стране отмечалось, что 40% населения живет за чертой бедности, сейчас же Аргентина полностью оправилась от кризиса, а ежегодный рост экономики на протяжении последних трех лет составил 9%. Для оценки сегодняшней ситуации в блоке МЕРКОСУР и динамики развития его членов я хотел бы вернуться к последнему кризису глобального капитализма. Как многие, очевидно, помнят, этот кризис начался в 1997 г. в Индонезии, в 1998 г. перекинулся в Юго-Восточную Азию и Россию, чтобы потом ударить по Бразилии, наиболее уязвимой стране из группы новых развивающихся экономик. Бразилия заявила о кризисе по причине беспорядочного движения капиталов, вследствие которого в 1999 г. обесценилась национальная валюта. Она имела жесткую привязку к доллару, ввиду чего, по сравнению с остальными странами МЕРКОСУР, наш партнер обладал стабильным и прогнозируемым обменным курсом, тем более что в то время внутри блока еще не возникло желания к переходу на единую денежную единицу. Таким образом, находясь на пике кризиса («эффекта самбы»), Бразилия, предварительно не прокунсультировавшись со своими партнерами, произвела мегадевальвацию своей валюты — реала. Четырьмя годами ранее пострадавшая аргентинская экономика с успехом противостояла «эффекту текилы», а кризисы в Азии и России лишь укрепили ее систему экономики, по крайней мере, по мнению международных финансовых организаций. Можно вспомнить, что во время кризиса в России МВФ рекомендовал Москве обратиться за советом по выходу из круга проблем к Доминго Карвальо, благодаря действиям которого в Аргентине восстановилась стабильность, была проведена реформа и обеспечен рост экономики. Тем не менее, не разрывая отношений с МВФ, Россия реализовала собственные меры и политику, а в Аргентине были подорваны основы экономической системы в результате кризиса 1999 г., который поразил ее стратегического партнера — Бразилию. После этих событий разгорелся и до сих пор продолжается спор о причинах и ответственности за события в Аргентине, а также о наиболее подходящей для страны модели развития и интеграции. Эта дискуссия была открыта и в остальных странах Латинской Америки и отразила несогласие с постулатами «Вашингтонского консенсуса», предложенного в США в 90-х гг. МЕРКОСУР вступил в 2006 г. с планами по проведению реформ блока, в их числе выход на рынок, упрощение таможенных процедур (полная реализация «Программы Асунсьона»), стимулирование инвестиций, производства, экспорта, в том числе в зонах свободной торговли, свободного допуска и других особых режимов, общие внешнеторговые пошлины, коммерческая защита и защита от конкуренции, разрешение спорных моментов, принятие законодательных требований МЕРКОСУР, укрепление его официальных органов, развитие внешних отношений. Эти вопросы до сих пор не были разрешены и вызывали многочисленные разногласия между странами-членами с тех пор, как стали проявляться негативные для их экономик последствия системы неполной интеграции. Подписанная 8 декабря 2004 г. «Декларация Куско» о Южноамериканском сообществе наций снова продемонстрировала сильные и слабые стороны МЕРКОСУР. Этим проектом предусматривается создание зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и странами «Андского пакта», причем в ситуации, когда у стран обоих блоков наблюдаются серьезные внутренние трудности. В этих условиях возникает вопрос, кто выигрывает и кто теряет от этой постоянной двойственности, столь характерной для политики этого региона. Страны-участницы очень хотели вступить на путь интеграции еще в начале 90-х гг. Однако процесс интеграции оказался скорее процессом по дезинтеграции, когда вместо того, чтобы оказать поддержку программам по открытию рынков и снятию внешнеэкономических преград, скорее акцентировались уязвимые места экономик переходного периода. МЕРКОСУР сейчас подвергается влиянию последствий различных факторов. В первую очередь, это отсутствие скоординированной реакции его членов на кризисы, которые возникли на иностранных рынках, но позже нанесли урон переходным экономикам стран Южного Конуса. Во-вторых, ощущается отсутствие наднациональных основ (законодательной базы и органов), которые выступали бы в качестве центров по согласованию нужд внутренней политики, внешней конъюнктуры и динамики развития самого блока, в результате чего блок стал, в первую очередь, отвечать интересам самой сильной экономики — бразильской. Таким образом, дилемма «углубление или расширение», которая стояла и перед Европой, разрешена в пользу последней. В отличие от Европы, экономика Бразилии не имеет такого масштаба, как экономика Германии, а в Аргентине нет такой базы и возможностей, какие есть у Франции. Именно поэтому последствия каждого кризиса оказываются разрушительными для всего блока, а потом, когда члены начинают действовать по принципу «спасайся, кто может», оборачиваются против каждой отдельной страны. И наконец, различие европейских и южноамериканских экономик, проводимые переговоры о структуре АЛКА (Американская зона свободной торговли), подписание соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом показывают, что МЕРКОСУР еще пока недостаточно силен как блок для того, чтобы совместно проводить переговоры с развитыми партнерами. Такое несовершенство не только наносит вред нашим экономикам, но и позволяет США в рамках переговоров по АЛКА достигать своих целей путем двусторонних договоров, опутывая Южный Конус зонами свободной торговли подобно паутине. А тем временем Южноамериканский Союз служит трибуной добрых намерений, которая лишь отвлекает своих членов от первостепенных задач и сковывает их на международных внеблоковых переговорах. Все свидетельствует о том, что Аргентина выигрывает от укрепления МЕРКОСУР, а вот для Бразилии лучшим решением было бы отложить разрешение проблем блока, тем временем укрепляя свои позиции в субрегиональной, региональной и, наконец, международной сферах. Такая отсрочка сыграла бы на руку и США, ведь она отдаляет появление в Южном полушарии «призрака» сильной политической, экономической и культурной державы. Такая держава может появиться при выполнении программы МЕРКОСУР, позволяющей сделать Южноамериканский Союз эффективным. Таким образом, США могут продолжить свою традиционную политику в отношении южноамериканских и европейских стран, а именно — проводить отдельные переговоры по проблемам слабых и нестабильных основ латиноамериканских стран. Первостепенные цели, поставленные таким образом сверхрегиональными блоками, отражают структурные слабости стран и откладывают принятие какого-либо долговременного решения этих проблем. Постоянная напряженность в связи с огромными, требующими решения социально-экономическими проблемами только нарастает, а, соответственно, любое решение, которое ориентировалось бы на местные интересы, абсолютно неприемлемо для органов власти. Решения региональных проблем, таких как внешний долг, упорядочивание потоков капитала, денежная и налоговая системы, коррупция, юридическая безопасность, наркотрафик, терроризм, использование Вооруженных Сил для решения проблем внутренней безопасности, не будут приняты в соответствии с указаниями, получаемыми извне. В современных обстоятельствах Аргентина может сохранить и, надеемся, сохранит свою приверженность МЕРКОСУР, свою позицию в защиту природных и человеческих ресурсов, в защиту собственного индустриального развития. Все эти ценности пока еще живы. Слабые стороны субрегиональных альянсов, обнажившиеся после встречи в верхах в Мар-дель-Плата, только способствуют тому, что Аргентина продолжит свою политику дружбы и сотрудничества со странами субрегиона, партнерами по МЕРКОСУР и с США, одновременно развивая основанные на принципах прагматизма отношения с Венесуэлой. Цель таких отношений — осуществление взаимовыгодной торговли и инвестиций, получение кредитов в энергетическом секторе в сотрудничестве с этой страной. Но поскольку исторически Аргентину связывали более тесные отношения со странами вне латиноамериканского региона, в первую очередь с Европой и, в меньшей степени, с СССР, в современных условиях стране следует обратить особое внимание на дальнейшее развитие указанной тенденции, если только она хочет уравновесить отрицательные моменты, с которыми сталкивается сегодня. Неприятные моменты в отношениях с некоторыми европейскими странами, вызванные действиями той или иной стороны в ходе приватизации государственных предприятий в 90-х гг. и после кризиса 2002 г., побуждают Аргентину шире раскрыть «веер» международных отношений, углубить их, тем более, что время и коммерческие интересы быстро залечат старые раны. В этом смысле и исходя из соображений исторических, геополитических, торговых, а также принимая во внимание традиционно хорошие взаимоотношения, Россия предстает как партнер, способный вновь сыграть важную роль в истории Аргентины. В свою очередь, Аргентина может стать для России каналом для укрепления отношений со странами Южного Конуса. Стратегический союз России и Аргентины позволит устранить индивидуальные недостатки и разработать схему, способную стать основой единственного в своем роде пути развития. Серьезное геополитическое и геоэкономическое изучение этих двух стран как сокровищниц природных ресурсов, столь востребованных сегодня во всем мире, имея в виду как простое обладание территориями, пригодными для обитания, так и промышленное развитие ключевых сегментов, должно было бы соединить эти два государства в едином альянсе, который позволил бы им стать административными и торговыми центрами слаборазвитой периферии и огромных восходящих рынков. Эти страны могли бы взаимно дополнять друг друга, предлагая второму партнеру то, что ему необходимо для усиления того или иного сектора, чтобы потенциировать взаимное комплексное развитие на интеграционной основе в соответствии с принципами реалистического прагматизма, ставя перед собой реально осуществимые средне- и краткосрочные задачи. Благодаря такой схеме каждая из двух стран, используя динамическую силу интеграционного процесса, может увлечь за собой соседние государства, стоящие на заметно более низкой ступени развития. Помимо контактов в регионе я провел множество встреч на международном уровне. В этой связи хотел бы выделить визит в Россию в мае 2005 года в сопровождении представительной делегации предпринимателей из четырех стран-членов МЕРКОСУР. В России, потенциал развития отношений с которой МЕРКОСУР плохо используется, я провел ряд встреч с высокопоставленными официальными лицами для обсуждения наиболее важных политических и экономических вопросов, причем наш диалог был очень плодотворным. Наши российские собеседники выразили готовность начать работу над политическими и экономическими соглашениями, которые позволят значительно расширить отношения с МЕРКОСУР, что свидетельствует о взаимной значимости сторон. Мы старались использовать огромный и пока невостребованный потенциал в отношении различных отраслей. На всех проведенных встречах была подчеркнута важность для всего мира новой многополюсной политической и экономической географии, основанной на принципах свободной торговли, на сильных международных органах и общем компромиссе по борьбе с терроризмом, насилием и организованной преступностью...» С политической точки зрения Россия считает процессы политической и экономической интеграции с Латинской Америкой, построенные на принцинах открытого регионализма, важным фактором мировой стабильности. Таким образом, Россия выражает готовность к ведению широкого и многостороннего диалога с МЕРКОСУР, который приобрел бы свои характерные черты при согласовании общих или параллельных шагов на мировой арене, поскольку наши позиции по международным проблемам в большинстве случаев совпадают. Что касается экономических связей, можно отметить возможности международного сотрудничества, особенно ввиду взаимодополняемости наших экономик. И в первую очередь, в таких отраслях, как нефть, газ, электроэнергия, металлургия, высокие технологии, в том числе использование ядерной энергии в мирных целях, транспорт, медицина и фармацевтика, сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, продукты питания. Таким образом, хорошие перспективы имеет возможное участие России в проектах по развитию региональной инфраструктуры, что также называют физической, энергетической интеграцией и развитием средств связи. Развитие диалога деловых кругов, расширение прямых контактов между предпринимателями, установление банковских связей, а также подписание юридических документов, которые будут стимулировать торгово-экономическое сотрудничество и инвестиции, помогут использовать имеющийся потенциал. Как отмечалось выше, претворение в жизнь этих планов требует, в первую очередь, серьезной работы по выработке направлений и механизмов возможного сотрудничества этих двух частей света. Во-вторых, необходима политическая воля обеих сторон, которая, на наш взгляд, уже имеется (так, регулярно проходят визиты высокопоставленных политических лиц), постоянный обмен информацией, устранение торговых барьеров, инвестиции и выработка программы действий. Наконец, требуется международный контекст, в котором обе стороны рассматривали бы друг друга в качестве возможных статегических партнеров. Постепенно такая взаимная оценка уже вырабатывается — после периода разочарования, последовавшего за вынужденным открытием рынков обеих сторон в 90-х гг., и из-за действующих идеологических течений, разъедающих власть национальных государств. Полагаю, что разработка долгосрочной совместной деятельности на этой основе в ближайшем будущем принесет очень хорошие результаты для обеих сторон. Дата: 07.03.2006 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 1 (21)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||