|
||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Союз акционеров ОАО «Газпром» поддерживает предложение Председателя Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллера о переходе на рыночный механизм формирования внутренних цен на газ в России и убежден в его необходимости и возможности практической реализации. Однако наши противники говорят об опасности роста инфляции, снижении конкурентоспособности российской экономики, других негативных последствиях этого шага. С другой стороны, осуществление программы газификации российских регионов, на выполнение которой ОАО «Газпром» выделил более 35 млрд. руб., позволит в ближайшие три года поднять уровень газификации России с 53% до 60%, что приведет к росту потребления газа в стране на 40 млрд. м3 в год. Средние оптовые цены на природный газ и нефть ($/т условного топлива)
Коэффициенты пересчета: 1000 м3 газа равна 1,15 т.у.т., 1 т нефти равна 1,3 т.у.т. Наряду с этим, ратификация Россией Киотского протокола также ставит перед «Газпромом» новые проблемы, требующие оперативного и эффективного решения. Речь идет не только о необходимости существенного снижения потерь газа при его транспортировке, а также в рамках другой производственной деятельности ОАО «Газпром». Практическая реализация положений Киотского протокола будет объективно способствовать повышению темпов роста потребления газа, как наиболее экологичного топлива, в хозяйственном комплексе страны. В то же время, этого требуют и высокие темпы роста российской экономики. Однако ускоренный рост потребления газа при ныне действующих регулируемых оптовых ценах несет в себе серьезную опасность для стабильного развития «Газпрома». В этих условиях решающее значение приобретает осуществление в России политики газосбережения, его рационального использования, самым активным поборником которой с 2000 г. и выступает Союз акционеров ОАО «Газпром». К сожалению, проблема формирования внутренних цен на газ является следствием недопустимо низкой энергоэффективности экономики России. Парадоксально, но такое положение устраивает всех, кроме ОАО «Газпром» и его акционеров. В течение трех лет наш Союз проводил исследование по теме «Социально-экономическое развитие России и вопросы энергоэффективности», которое охватило 28 регионов европейской части страны и затрагивало все основные отрасли, в том числе и ЖКХ. Результаты исследования показали наличие огромных резервов снижения затрат энергоресурсов в хозяйственном комплексе России. По нашим расчетам, в России ежегодно нерационально сжигается более 100 млрд. м3 газа. Пределов всякого понимания достиг перекос в топливном балансе страны — более 60% в нем составляет доля газа. Предприятия при нынешних ценах на газ экономически не заинтересованы в проведении энерго- и ресурсосберегающих мероприятий. В результате продолжает эксплуатироваться низкоэффективное котельное и другое энергетическое оборудование. Энергоаудит на предприятиях проводится формально. До 60–70% достигают потери на многокилометровых трассах отопления и горячего водоснабжения. У 93% потребителей в бытовом секторе фактически отсутствуют приборы учета расходования газа и других ресурсов. Принятие новых СНиПов, предусматривающих обязательную установку приборов учета при строительстве и капитальном ремонте жилья, мало меняет картину, учитывая, что в регионах из-за отсутствия инвестиций их объемы крайне незначительны. Бессистемная, порой сопровождающаяся злоупотреблениями со стороны местных властей и руководителей ЖКХ установка счетчиков газа и других ресурсов дискредитирует саму идею энергосбережения. В этих условиях только систематическое повышение цен на энергоресурсы не всегда стимулирует потребителей к осуществлению энергосберегающих мероприятий, а наоборот, может вызвать обвал многих предприятий, очередной виток инфляции и привести к серьезным социальным конфликтам. Становится ясно, что именно практическое осуществление поэтапной, скоординированной работы федеральных, региональных и местных властей по энерго- и ресурсосбережению создаст возможность для безболезненного перехода российских потребителей на рыночные принципы формирования внутренних оптовых цен на газ. Казалось бы, в этих условиях самую активную работу в области энергосбережения должно проводить Правительство РФ. Еще в начале 2005 г. на ряде парламентских слушаний и «круглых столов», проведенных Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, чиновниками было заявлено, что дополнения и изменения в закон «Об энергосбережении» будут внесены в Госдуму в сентябре 2005 г. Однако и на данный момент такого законопроекта в планах работы профильных комитетов Госдумы нет. Мы убеждены, что без проведения активной государственной политики по энергосбережению и, в первую очередь, по газосбережению, нельзя реформировать газовую отрасль. Поэтому считаем, что уже в ближайшее время должны быть разработаны и приняты Федеральным Собранием и Правительством РФ: С другой стороны, предлагаемое уравнивание цен на газ позволит избежать злоупотреблений, связанных с существующей разницей цен, и будет стимулировать потребителей к установке приборов учета. Реализация наших предложений позволит качественно улучшить энергоэффективность хозяйственного комплекса России по следующим направлениям: Достаточно сказать, что уже сейчас мы предлагаем провести техническую экспертизу принципиально нового котла — парогенератора с капиллярным теплообменом и каталитическим дожиганием, позволяющим организовать вывод диоксида углерода в сжиженном виде и в два раза снизить себестоимость производства энергии. Для практической реализации вышеизложенных задач представляется необходимым создание Российского Фонда газосбережения, который бы стал генератором этой работы и объединил усилия заинтересованных бизнес-структур, органов власти всех уровней, общественных организаций, граждан в деле повышения эффективности использования газа в хозяйственном комплексе России. Таким образом, будут созданы благоприятные условия для перехода на рыночный механизм формирования внутренних цен на газ в России. Достаточно сказать, что только мероприятия первого уровня по газосбережению, требующие минимальных финансовых затрат, позволят сэкономить до 38 млрд. м3 в год. Расчеты показывают, что практическая реализация вышеизложенных предложений позволит ОАО «Газпром», даже при сохранении нынешних объемов добычи газа, получить дополнительные доходы в размере не менее 180 млрд. руб. в год. В итоге появится возможность направить инвестиции на освоение новых месторождений, реконструкцию и развитие магистральных газопроводов, возрождение нефтегазохимического комплекса. Значительно увеличатся налоговые поступления в бюджет государства. Существенно возрастут ресурсные возможности для газификации регионов Российской Федерации и реализации приоритетных национальных проектов, в первую очередь, по жилищному строительству. Дата: 07.03.2006 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 1 (21)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||