Газосбережение как основа создания рынка газа в России

1 стр. из 1

Союз акционеров ОАО «Газпром» поддерживает предложение Председателя Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллера о переходе на рыночный механизм формирования внутренних цен на газ в России и убежден в его необходимости и возможности практической реализации.

Однако наши противники говорят об опасности роста инфляции, снижении конкурентоспособности российской экономики, других негативных последствиях этого шага.

С другой стороны, осуществление программы газификации российских регионов, на выполнение которой ОАО «Газпром» выделил более 35 млрд. руб., позволит в ближайшие три года поднять уровень газификации России с 53% до 60%, что приведет к росту потребления газа в стране на 40 млрд. м3 в год.

Средние оптовые цены на природный газ и нефть ($/т условного топлива)

Цены

Октябрь 1999 г.

Октябрь 2004 г.

Октябрь 2005 г.

Газ в России, $/т.у.т.

8,9

28,6

34,3

Нефть в Европе, $/т.у.т.

109,7

255,6

320,0

Разность цен, $/т.у.т.

100,8

227,0

285,7

Коэффициенты пересчета: 1000 м3 газа равна 1,15 т.у.т., 1 т нефти равна 1,3 т.у.т.

Наряду с этим, ратификация Россией Киотского протокола также ставит перед «Газпромом» новые проблемы, требующие оперативного и эффективного решения.

Речь идет не только о необходимости существенного снижения потерь газа при его транспортировке, а также в рамках другой производственной деятельности ОАО «Газпром». Практическая реализация положений Киотского протокола будет объективно способствовать повышению темпов роста потребления газа, как наиболее экологичного топлива, в хозяйственном комплексе страны. В то же время, этого требуют и высокие темпы роста российской экономики.

Однако ускоренный рост потребления газа при ныне действующих регулируемых оптовых ценах несет в себе серьезную опасность для стабильного развития «Газпрома». В этих условиях решающее значение приобретает осуществление в России политики газосбережения, его рационального использования, самым активным поборником которой с 2000 г. и выступает Союз акционеров ОАО «Газпром».

К сожалению, проблема формирования внутренних цен на газ является следствием недопустимо низкой энергоэффективности экономики России. Парадоксально, но такое положение устраивает всех, кроме ОАО «Газпром» и его акционеров.

В течение трех лет наш Союз проводил исследование по теме «Социально-экономическое развитие России и вопросы энергоэффективности», которое охватило 28 регионов европейской части страны и затрагивало все основные отрасли, в том числе и ЖКХ. Результаты исследования показали наличие огромных резервов снижения затрат энергоресурсов в хозяйственном комплексе России.

По нашим расчетам, в России ежегодно нерационально сжигается более 100 млрд. м3 газа. Пределов всякого понимания достиг перекос в топливном балансе страны — более 60% в нем составляет доля газа.

Предприятия при нынешних ценах на газ экономически не заинтересованы в проведении энерго- и ресурсосберегающих мероприятий. В результате продолжает эксплуатироваться низкоэффективное котельное и другое энергетическое оборудование. Энергоаудит на предприятиях проводится формально. До 60–70% достигают потери на многокилометровых трассах отопления и горячего водоснабжения. У 93% потребителей в бытовом секторе фактически отсутствуют приборы учета расходования газа и других ресурсов.

Принятие новых СНиПов, предусматривающих обязательную установку приборов учета при строительстве и капитальном ремонте жилья, мало меняет картину, учитывая, что в регионах из-за отсутствия инвестиций их объемы крайне незначительны. Бессистемная, порой сопровождающаяся злоупотреблениями со стороны местных властей и руководителей ЖКХ установка счетчиков газа и других ресурсов дискредитирует саму идею энергосбережения.

В этих условиях только систематическое повышение цен на энергоресурсы не всегда стимулирует потребителей к осуществлению энергосберегающих мероприятий, а наоборот, может вызвать обвал многих предприятий, очередной виток инфляции и привести к серьезным социальным конфликтам.

Становится ясно, что именно практическое осуществление поэтапной, скоординированной работы федеральных, региональных и местных властей по энерго- и ресурсосбережению создаст возможность для безболезненного перехода российских потребителей на рыночные принципы формирования внутренних оптовых цен на газ.

Казалось бы, в этих условиях самую активную работу в области энергосбережения должно проводить Правительство РФ.

Еще в начале 2005 г. на ряде парламентских слушаний и «круглых столов», проведенных Советом Федерации и Государственной Думой ФС РФ, чиновниками было заявлено, что дополнения и изменения в закон «Об энергосбережении» будут внесены в Госдуму в сентябре 2005 г. Однако и на данный момент такого законопроекта в планах работы профильных комитетов Госдумы нет.

Мы убеждены, что без проведения активной государственной политики по энергосбережению и, в первую очередь, по газосбережению, нельзя реформировать газовую отрасль. Поэтому считаем, что уже в ближайшее время должны быть разработаны и приняты Федеральным Собранием и Правительством РФ:
 -  Кодекс законов об энергосбережении и соответствующий пакет подзаконных актов.
Действующий Федеральный закон «Об энергосбережении» скорее напоминает перечень благих пожеланий.
Новое законодательство об энергосбережении должно быть прямого действия, с высокой степенью детализации и учетом всего позитивного мирового опыта в этой области;
 -  Постановление Правительства РФ о поэтапном переходе на обязательный приборный учет потребления газа в России.
Решение это давно назрело и его необходимо принимать в самое ближайшее время. Здесь, в первую очередь, речь идет о потребителях — юридических лицах и населении, живущем в индивидуальных домах, — которые используют газ для производственной деятельности, отопления, горячего водоснабжения и других бытовых нужд.
Приборный учет потребления газа позволит ввести социальные нормы потребления для населения по регулируемым ценам и более активно формировать рынок газа в стране. При высокой организации и должном законодательном обеспечении эту работу можно выполнить в ближайшие 5–6 лет;
 -  Перечень технических стандартов расходования газа по регулируемым ценам на производство единицы товарной продукции.
Речь идет об утверждении предельных норм расходования газа, получаемого по регулируемым ценам, на производство единицы продукции в т.ч. электроэнергии, теплоносителя, горячей воды, металлов, удобрений и других продуктов химической промышленности, всего примерно по 70 товарным группам. Если товаропроизводитель не укладывается в технические стандарты, он обязан сверхнормативный газ приобретать на свободном рынке.
Эти нормы должны рассчитываться на основании имеющихся передовых отечественных и мировых технологий, и периодически пересматриваться в сторону ужесточения.
Решение этого вопроса окажет существенное содействие газосбережению в России и создаст объективную основу для расчетов так называемых лимитов газа, получаемого потребителями по регулируемым ценам;
 -  Решение об уравнивании регулируемых цен на газ для населения, отпускаемого без приборов учета, с ценами для предприятий.
 
Практика показала, что более низкие цены на газ для населения не выполняют свою социальную функцию как субсидий, ввиду того, что, как правило, чем беднее население, тем меньше оно потребляет энергии, в том числе и газа, и наоборот. В этой ситуации получается, что субсидируется, в первую очередь, состоятельная часть населения, которая в этом не нуждается.

С другой стороны, предлагаемое уравнивание цен на газ позволит избежать злоупотреблений, связанных с существующей разницей цен, и будет стимулировать потребителей к установке приборов учета.

Реализация наших предложений позволит качественно улучшить энергоэффективность хозяйственного комплекса России по следующим направлениям:
1. Поэтапный перевод всех потребителей в России, в том числе в сфере ЖКХ, на обязательный приборный учет потребления газа и других ресурсов. Именно обязательный, а не по принципу: хочешь — не хочешь. Кроме всего прочего, существующая система грубо нарушает Закон о защите прав потребителей. И еще. Прибор учета стимулирует потребителя к использованию важнейшим правом — правом экономии своих затрат.
2. Поэтапная замена низкоэффективного котельного и другого энергетического оборудования и технологий, в том числе и бытового назначения, на оборудование и технологии с КПД не ниже действующих международных стандартов.
3. Введение международных технико-эксплуатационных требований как к уже действующим, так и к вновь устанавливаемым на территории России приборам учета расхода газа и других ресурсов.
4. Поэтапный перевод теплоснабжения в России с централизованного на локальное и автономное.
5. Использование новейших научно-технических разработок российских ученых и их практическая реализация в целях наиболее эффективного использования возможностей Киотского протокола и других международных соглашений в сфере энергетики.

Достаточно сказать, что уже сейчас мы предлагаем провести техническую экспертизу принципиально нового котла — парогенератора с капиллярным теплообменом и каталитическим дожиганием, позволяющим организовать вывод диоксида углерода в сжиженном виде и в два раза снизить себестоимость производства энергии.

Для практической реализации вышеизложенных задач представляется необходимым создание Российского Фонда газо­сбережения, который бы стал генератором этой работы и объединил усилия заинтересованных бизнес-структур, органов власти всех уровней, общественных организаций, граждан в деле повышения эффективности использования газа в хозяйственном комплексе России. Таким образом, будут созданы благоприятные условия для перехода на рыночный механизм формирования внутренних цен на газ в России.

Достаточно сказать, что только мероприятия первого уровня по газосбережению, требующие минимальных финансовых затрат, позволят сэкономить до 38 млрд. м3 в год. Расчеты показывают, что практическая реализация вышеизложенных предложений позволит ОАО «Газпром», даже при сохранении нынешних объемов добычи газа, получить дополнительные доходы в размере не менее 180 млрд. руб. в год.

В итоге появится возможность направить инвестиции на освоение новых месторождений, реконструкцию и развитие магистральных газопроводов, возрождение нефтегазохимического комплекса. Значительно увеличатся налоговые поступления в бюджет государства. Существенно возрастут ресурсные возможности для газификации регионов Российской Федерации и реализации приоритетных национальных проектов, в первую очередь, по жилищному строительству.

Дата: 07.03.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (21)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!