Северо-Европейский газопровод: масштабы и приоритеты

1 стр. из 1

Минус 35… Сьежившаяся ртуть термометра и вышедшая из строя система отопления автобуса хваленой немецкой марки словно бы напомнили о неслучайности первого слова в названии объекта, на один из участков которого в начале февраля мы держали путь. И только сварщикам все было нипочем — на ослепленной морозным солнцем просеке лесного массива, затерявшегося на востоке Ленинградской области, они продолжали «тянуть трубу»…

Но — хватит лирики. Северо-Европейский газопровод (СЕГ) — это серьезно. Масштабным «не только для российской экономики, но и по международным меркам» назвал его строительство премьер-министр России Михаил Фрадков. Об этом он заявил 9 декабря 2005 г. в Бабаево Вологодской области, где состоялась торжественная сварка первого стыка газопровода. Реализация этого стратегического проекта ОАО «Газпром» позволит решить проблему диверсификации экспортных потоков газа, напрямую связать газотранспортные потоки России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью.

Из истории проекта

Действующие в настоящее время маршруты экспорта газа из России в Европу уже не могут в полной мере удовлетворять растущее потребление, прирост которого после 2010 г., по оценке аналитиков Евросоюза, может составить, сверх законтрактованного количества, от 120 до 170 млрд. м3 в год.

При этом страны ЕС заинтересованы в создании единого, цивилизованного рынка энергоносителей и развитии объединенной системы газоснабжения. Именно поэтому проекту СЕГ отводится особая роль по увеличению экспорта газа на европейский рынок.

Впервые идея провести в Европу газ, минуя территории третьих стран, появилась во второй половине 90-х гг. прошлого века. В течение 1997–1999 гг. был выполнен полный комплекс морских изысканий в Балтийском море. Подготовленное ТЭО строительства морского участка подтвердило техническую возможность и экономическую эффективность строительства.

В декабре 2000 г. решением Европейской Комиссии проекту газопровода был присвоен статус «TEN» (Трансъевропейские сети), который позволяет существенно облегчить решение вопросов, связанных с его реализацией на территориях стран ЕС и привлечением финансовых средств.

Однако, скоро только сказка сказывается… Прошло почти два года — наступила осень 2002-го. 11 ноября генеральный директор по энергетике и транспорту Комиссии Евросоюза Франсуа Ламурье на встрече с председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером заявил о приоритетности проекта газопровода. А спустя неделю руководство этого газового концерна утвердило план мероприятий и укрупненный график реализации проекта, официальная презентация которого состоялась 3 декабря 2002 г. Очередным важным шагом на этом пути стало распоряжение Правительства РФ от 16 января 2004 г., в котором одобрялось предложение Минэнерго России и ОАО «Газпром», согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о проектировании СЕГ. В соответствии с ним, Минэнерго России при участии ОАО «Газпром» было поручено обеспечить подготовку необходимой документации, а Госстрою и Министерству природных ресурсов — обеспечить проведение ее государственной экспертизы.

И, наконец, 8 сентября 2005 г. в Берлине в присутствии руководителей России и Германии В. Путина и Г. Шредера ОАО «Газпром», BASF AG и E.ON AG подписали принципиальное соглашение о строительстве СЕГ.

В соответствии с ним 30 ноября для работ по морскому участку проекта было создано совместное германо-российское предприятие North European Gas Pipeline Company (AO NEGP Company), зарегистрированное в кантоне Цуг (Швейцария). В его капитале «Газпрому» принадлежит 51%, а компаниям BASF AG и E.ON AG — по 24,5%.

Планируется, что к 1 апреля 2006 г. «Газпром» выберет третьего иностранного партнера, который может получить 9% в проекте из пакетов, в настоящее время принадлежащих немецким компаниям. В числе кандидатов — голландская Gasunie, французская Gaz de France, а также британские BP и Transco.

AO NEGP Company будет вести работу на всех этапах реализации проекта: от подготовки и строительства до эксплуатации морской части газопровода.

Для управления совместным предприятием сформирован Комитет акционеров из восьми человек, который возглавил бывший канцлер Германии Г. Шредер. Эта структура будет играть в компании роль Совета директоров, и в ее функции войдет принятие всех стратегических решений.

Технико-экономические аспекты

Для соединения СЕГ с Единой системой газоснабжения России планируется построить новый газопровод Грязовец–Выборг (917 км), который пройдет по территории Вологодской и Ленинградской областей. Большая часть трассы будет расположена в одном техническом коридоре с действующими газопроводами. Диаметр газопровода — 1420 мм, рабочее давление — 9,8 МПа. На этом участке проектом предусматривается строительство семи компрессорных станций, а также объектов инфраструктуры для организации нормальной и безаварийной работы газопровода. Его ввод в строй также позволит обеспечить увеличивающиеся потребности в газе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Точкой отсчета морского участка СЕГ станет береговая компрессорная станция, которая будет построена в бухте Портовая (рядом с г. Выборг Ленинградской области). Протяженность морского участка газопровода от Выборга до Грайфсвальда (Германия) составит 1198 км, диаметр труб — 1219 мм с толщиной стенки до 31,8 мм, рабочее давление — 21 МПа.

Первую нитку общей протяженностью 2115 км планируется ввести в эксплуатацию к июню 2010 г. Ее пропускная способность — 27,5 млрд. м3 газа в год. Предусматривается строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности в 2 раза — до 55 млрд. м3 в год. Вывод всей системы на эту производительность планируется в 2013 г.

Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта газопровода в двухниточном исполнении, официально до сих пор не обозначены. По одним данным, они оцениваются в $5,7 млрд. По другим — такова сумма капвложений только в российскую сухопутную часть, а еще $5,6 млрд. потребует морской отрезок СЕГ.

Основной сырьевой базой для него является Южно-Русское месторождение, расположенное в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, где уже начаты сейсморазведочные и буровые работы. Его разведанные запасы оцениваются более чем в 1 трлн. м3, из них доказанных — более чем 700 млрд. м3. Лицензией на геологическое изучение и разработку владеет ОАО «Севернефтегазпром» — дочернее предприятие «Газпрома». С выходом на проектную мощность здесь будет ежегодно добываться около 25 млрд. м3 газа ежегодно. Объем инвестиций по проекту разработки Южно-Русского месторождения оценивается в ?1 млрд. В более отдаленной перспективе предполагается использовать в качестве дополнительного сырья месторождения полуострова Ямал, Обско-Тазовской губы и Штокмановское.

Экология

Проектирование и строительство морского участка имеет ряд особенностей, которые требуют специальных процедур и подходов. В частности, проект должен соответствовать конвенции ООН по морскому праву, договору по Энергетической хартии 1998 г., директиве совета Евросоюза об оценке влияния проектов на экологию.

Генеральным проектировщиком СЕГ является ОАО «Гипроспецгаз», имеющее многолетний опыт проектирования магистральных газопроводов, в том числе уникального «Голубого потока». Этой компанией в рамках концептуального проекта первой очереди морского участка газопровода была разработана Программа создания комплексной системы обеспечения безопасности (КСБ). Ее цель — снижение рисков потенциального ущерба, как самому объекту, так и экологической среде Балтийского моря на всем этапе жизненного цикла подводной трубопроводной системы.

Часть мероприятий Программы уже реализована. Выполнен анализ имеющихся архивных военно-исторических сведений о зонах захоронения взрывчатых веществ и химического оружия. Составлены электронные базы данных, сделана первоначальная оценка уровня и характера опасностей с привязкой к конкретным районам трассы. Планы работ по поиску, обнаружению и очистке трассы от взрывчатых веществ и химического оружия, методики расчетов остаточных рисков, критериев и норм, принятых в этих планах и Программе, будут подготовлены и представлены на рассмотрение и получение одобрений в службе ООН по разминированию. При проектировании будет применена международная процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте, учитывающая требования стран Европейского союза (Директив) и международных конвенций.

В настоящее время уже завершена первая фаза морских изысканий по уточнению плана и профиля трассы газопровода, проведению геофизических, экологических и метеорологических исследований в Балтийском море от бухты Портовая до побережья Германии. На трассе организовано около 100 станций наблюдения, на которых проводятся океанографические, гидрохимические, орнитологические, гидробиологические и другие исследования. Программа проведения морских изыскательских работ в октябре 2005 г. была верифицирована сертификационным обществом DNV (Det Norske Veritas, Норвегия). В 2006 г. комплексные инженерные и экологические изыскания на Балтике будут продолжены.

Для участков с обнаруженными в толщах донных осадков потенциально опасными объектами будут разработаны специальные проектные решения, обеспечивающие безопасность проведения комплекса строительно-монтажных работ и дальнейшей эксплуатации газопровода. На базе материалов комплексных морских изысканий до конца 2006 г. планируется завершить подготовку базового проекта строительства первой очереди. Между «Гипроспецгазом» и DNV существует договоренность о верификации проекта строительства морского участка СЕГ на предмет его соответствия международным стандартам в области проектирования и строительства подводных трубопроводов. Разработан план мероприятий по проведению в 2006–2007 гг. общественных слушаний по охране окружающей среды при строительстве и эксплуатации газопровода в странах, затрагиваемых проектом (Германии, Швеции, Дании, Финляндии), а также по получению необходимых согласований и экспертных заключений и проведению международной экологической экспертизы.

Тем не менее, несмотря на уже проведенную и планируемую работу в данном направлении, у Северо-Европейского газопровода имеется целый ряд противников, главным аргументом которых как раз и является природоохранная тематика. Как только этот проект вступил в инвестиционную фазу, посыпались обвинения в его антиэкологичности. Так, в конце ноября 2005 г. на очередной сессии президиума Балтийской ассамблеи Литва, Латвия, Эстония и Польша приняли резолюцию, в которой потребовали соблюдать интересы своих стран при строительстве СЕГ, отметив при этом возможность экологической угрозы, связанную, в частности, с наличием в Балтийском море немецкого трофейного химического оружия, затопленного в 1947 г.

По мнению председателя комитета Госдумы России по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, опасения прибалтийских стран надуманны. Так, сейчас изучается схема прокладка вдали от залежей на дне моря боеприпасов. Если этот вариант окажется невозможным для реализации, то в местах нахождения затопленных боеприпасов будет проведено траление (зачистка) участка.

Строители

В 2003 г. заказчиком по проектированию газопровода было назначено ЗАО «Ямалгаз­инвест» (дочерняя компания «Газпрома»), специализирующееся на управлении инвестиционными газотранспортными проектами. В апреле 2005 г. этой компании была поручена организация строительства российской части газопровода.

В настоящее время уже проведены основные государственные экспертизы предпроектной документации первой очереди СЕГ на участке Грязовец–Выборг, согласован рабочий проект на первоочередной сухопутный участок протяженностью 144 км. Его трасса была исследована на предмет наличия на ней памятников культуры и предметов истории, взрывчатых и других опасных веществ.

На этом участке, проходящем по территории Вологодской (94 км) и Ленинградской (50 км) областей, и была проведена в декабре прошлого года сварка первого стыка. Именно здесь удалось побывать в начале февраля автору этой статьи.

Координацией строительства газопровода в Бокситогорском и Тихвинском районах Ленобласти (386–436 км) занимается ЗАО «Северные газовые магистрали», которое разделило этот отрезок между четырьмя опытными подрядчиками. Несмотря на сложные погодные условия, все работы идут строго по графику. Да и вообще, зима — самая благодатная пора для газовиков — проще проходить железные и автодороги, болота, глубина которых в этих местах доходит до пяти метров. Единственное, что по плану отложено на более теплую погоду — рытье траншей.

— На данном этапе ведутся подготовительные работы, — рассказывает исполнительный директор компании Виктор Колесник. — Для ускорения процесса на трубосварочной базе готовятся двойные плети более 20 метров длиной, которые затем трубовозами доставляются на трассу, где и происходит окончательная сварка газопровода. Всего на участке сейчас работает около 400 человек. В среднем за сутки проходим от 100 до 200 метров в зависимости от рельефа местности.

…Когда находишься на лесной просеке, даже не верится, что уже совсем скоро этот укатанный мощными машинами зимник превратится в непролазную топь — поэтому и спешат газовики закончить все работы на проблемных участках к началу апреля. Затем примерно месяц на своих базах будут готовить технику и трубы к завершающему этапу работ — строительство 50-километрового отрезка СЕГ должно завершиться уже в июне.

И он будет сразу же введен в эксплуатацию — в качестве лупинга (участка, параллельного основному) к уже существующему трубопроводу Грязовец–Санкт-Петербург, что позволит увеличить его пропускную способность и дать дополнительные объемы газа потребителям Вологодской и Ленинградской областей. А еще через четыре года — станет действующим звеном глобального международного проекта.

Дата: 07.03.2006
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (21)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!