|
|||||
1 стр. из 1 Наиболее важное и дорогостоящее звено в цепи природного газа — это система его транспортировки на дальние расстояния. К тому же, системы магистральных газопроводов не очень гибкие, и поэтому существуют ограничения на максимум добычи и на максимум продаж газа. Ключевые решения в этом секторе относятся к выбору наиболее выгодных средств транспортировки газа от поставщика к потребителю. При выборе способа транспортировки эксперты рассматривают следующий круг вопросов: 8 сентября 2005 г. в Берлине представители ОАО «Газпром» и немецких компаний BASF и E.ON подписали рамочное соглашение о разработке проекта строительства СЕГ, который позволит снабжать немецких, а в перспективе английских, голландских и скандинавских потребителей российским природным газом напрямую. Северо-Европейский газопровод предназначен для перекачки российского газа с месторождений Западной Сибири непосредственно немецким потребителям — региональным подразделениям BASF и E.ON. Wingas и Ruhrgas управляют и контролируют распределение газа потребителям Германии и соседних стран. Началом строительства СЕГ можно считать создание совместного российско-германского предприятия North European Pipeline Company, 51% акций которого принадлежит «Газпрому», BASF и E.ON — по 24,5%. Одним из пунктов обширной сделки по СЕГу рассматривается возможность увеличения доли участия «Газпрома» в Wingas с сегодняшних 35% до более значительного пакета и приобретения 25% акций Ruhrgas. Экономические характеристики (стоимость, инвестиции, сроки строительства) По предварительным оценкам, стоимость газопровода составит ?4 млрд. Более того, «Газпром» дополнительно инвестирует ?1,3 млрд. в строительство сухопутного участка по территории России. Но, по мнению некоторых аналитиков, несмотря на огромные затраты, мощностей данного газопровода будет недостаточно для удовлетворения растущего в Европе спроса на энергоносители. Более того, этому проекту существует более дешевая альтернатива: увеличить пропускную способность уже существующих магистральных газопроводов путем их ремонта и модернизации. Несмотря на два уже имеющихся маршрута газопроводов, по которым осуществляется транспортировка российского газа в Западную Европу, новый газопровод позволит «Газпрому» обеспечить дополнительный маршрут поставки газа на растущий европейский рынок и улучшить свои позиции на рынках Германии и Западной Европы как надежного поставщика. СЕГ дополнит уже существующую в Европе сеть магистральных газопроводов, мощностей которой в будущем будет недостаточно для обеспечения поставок природного газа потребителям в связи с растущим спросом. Начало работы СЕГ запланировано таким образом, чтобы он удачно вписался в уже существующую инфраструктуру и компенсировал разрыв между потребностями Европы в газе и способностью транспортных мощностей обеспечить необходимые объемы поставок. В долгосрочной перспективе спрос на природный газ в Западной Европе будет только расти, как и зависимость от импорта из-за снижения собственной добычи. Основной экономической предпосылкой строительства данного газопровода является отсутствие платежей за транзит газа через территории третьих стран (Украина, Польша и т. д.) Геополитические аспекты Важность присутствия российского природного газа в энергетическом балансе стран Западной и Центральной Европы продолжает увеличиваться. Во-первых, из-за снижения уровня добычи в Северном море и, во-вторых, из-за растущего спроса на него. Благодаря выбору оптимального маршрута газопровода по дну Балтийского моря (практически вдоль территориальных вод Польши) и удачного выбора пункта подключения к немецкой системе магистральных газопроводов, СЕГ будет находиться на оптимально коротких расстояниях от газовых рынков Германии, Великобритании, Нидерландов, Бельгии и Франции, а также от рынков Польши, стран Скадинавского полуострова и Балтийского региона. Германия, в свою очередь, получит прямой доступ к огромным запасам природного газа в Западной Сибири, что поможет покрыть растущий спрос на газ как в самой Германии, так и в других странах Западной Европы, а также поможет обеспечить и повысить надежность поставок газа по СЕГу непосредственно в трубопроводные сети Wingas и E.ON Ruhrgas. Впоследствии это может увеличить конкурентоспособность этих компаний-поставщиков российского газа в условиях растущей международной конкуренции. Многие аналитики полагают, что этот проект имеет четкий политический аспект: «Северо-Европейский газопровод является политическим заявлением России — и очень дорогим заявлением — так как уже существующие газопроводы недогружены и работают не на полную мощность», — заявил Джонатан Штерн, руководитель Газового сектора Оксфордского института энергетических исследований. Он также отметил, что новые транспортные мощности понадобятся не ранее 2013–2015 гг. Прежний опыт «Газпрома» в области диверсификации поставок газа был не вполне удачным. Подобные попытки всегда заканчивались увеличением цен на газ для потребителей, которые часто несли издержки по строительству газопроводов. В качестве заключения отметим следующее. Уже существующие маршруты транспорта российского природного газа через территорию Украины, Чехии и Словакии, а также через территории Белоруссии и Польши будут и впредь оставаться одними из наиболее важных с точки зрения обеспечения надежности поставок российского газа в Западную Европу. Важность данных маршрутов отражается также в модернизации их мощностей и увеличении пропускной способности. Так, увеличение пропускной способности газопровода Ямал–Европа повысит возможности прокачки газа с 22 до 29 млрд. м3 в год, а по завершении ввода в эксплуатацию дополнительных компрессорных станций пропускная способность этого маршрута транспортировки газа составит до 33 млрд. м3 ежегодно. Северо-Европейский газопровод даст «Газпрому» возможность контролировать всю газовую цепочку: от геологоразведки до сбыта. Он также позволит ему контролировать цены на газ. Дата: 07.03.2006 К.Н. Миловидов, Ю.В. Обухова "НефтьГазПромышленность" 1 (21)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||