СЕГ: оценки западных экспертов

1 стр. из 1

Наиболее важное и дорогостоящее звено в цепи природного газа — это система его транспортировки на дальние расстояния. К тому же, системы магистральных газопроводов не очень гибкие, и поэтому существуют ограничения на максимум добычи и на максимум продаж газа. Ключевые решения в этом секторе относятся к выбору наиболее выгодных средств транспортировки газа от поставщика к потребителю.

При выборе способа транспортировки эксперты рассматривают следующий круг вопросов:
 -  способ транспортировки: СПГ (сжиженный природный газ) или газопровод;
 -  размер газопровода в сравнении с числом и размером танкеров для СПГ;
 -  возможное развитие системы в будущем и поэтапное увеличение мощности газопровода;
 -  трасса газопровода;
 -  политические риски, связанные с выбором маршрута газопровода;
 -  технические ограничения (глубоководные месторождения);
 -  способы достижения устойчивости снабжения в центрах потребления и целей сокращения затрат на транспортировку газа.
 
С одной стороны, новые правила функционирования рынков газа уделяют большое внимание повышению надежности поставок газа, с другой стороны, ресурсы для поддержания и текущего функционирования инфраструктуры магистрального транспорта становятся все более ограниченными. Одним из наиболее важных стратегических решений, направленных на удовлетворение растущего спроса на газ в Европе и обеспечение надежности его поставок, явилось решение о строительстве Северо-Европейского газопровода (СЕГ).

8 сентября 2005 г. в Берлине представители ОАО «Газпром» и немецких компаний BASF и E.ON подписали рамочное соглашение о разработке проекта строительства СЕГ, который позволит снабжать немецких, а в перспективе английских, голландских и скандинавских потребителей российским природным газом напрямую.

Северо-Европейский газопровод предназначен для перекачки российского газа с месторождений Западной Сибири непосредственно немецким потребителям — региональным подразделениям BASF и E.ON. Wingas и Ruhrgas управляют и контролируют распределение газа потребителям Германии и соседних стран.

Началом строительства СЕГ можно считать создание совместного российско-германского предприятия North European Pipeline Company, 51% акций которого принадлежит «Газпрому», BASF и E.ON — по 24,5%.

Одним из пунктов обширной сделки по СЕГу рассматривается возможность увеличения доли участия «Газпрома» в Wingas с сегодняшних 35% до более значительного пакета и приобретения 25% акций Ruhrgas.

Экономические характеристики (стоимость, инвестиции, сроки строительства)

По предварительным оценкам, стоимость газопровода составит ?4 млрд. Более того, «Газпром» дополнительно инвестирует ?1,3 млрд. в строительство сухопутного участка по территории России. Но, по мнению некоторых аналитиков, несмотря на огромные затраты, мощностей данного газопровода будет недостаточно для удовлетворения растущего в Европе спроса на энергоносители. Более того, этому проекту существует более дешевая альтернатива: увеличить пропускную способность уже существующих магистральных газопроводов путем их ремонта и модернизации.

Несмотря на два уже имеющихся маршрута газопроводов, по которым осуществляется транспортировка российского газа в Западную Европу, новый газопровод позволит «Газпрому» обеспечить дополнительный маршрут поставки газа на растущий европейский рынок и улучшить свои позиции на рынках Германии и Западной Европы как надежного поставщика. СЕГ дополнит уже существующую в Европе сеть магистральных газопроводов, мощностей которой в будущем будет недостаточно для обеспечения поставок природного газа потребителям в связи с растущим спросом. Начало работы СЕГ запланировано таким образом, чтобы он удачно вписался в уже существующую инфраструктуру и компенсировал разрыв между потребностями Европы в газе и способностью транспортных мощностей обеспечить необходимые объемы поставок. В долгосрочной перспективе спрос на природный газ в Западной Европе будет только расти, как и зависимость от импорта из-за снижения собственной добычи.

Основной экономической предпосылкой строительства данного газопровода является отсутствие платежей за транзит газа через территории третьих стран (Украина, Польша и т. д.)

Геополитические аспекты
Проект строительства газопровода встретил особенно жесткую критику со стороны Польши и стран Балтии. Ее мотивы:
 -  потери потенциальных пошлин за транзит газа и политического влияния на процесс транспортировки. Некоторые наблюдатели оценивают потенциальные потери Польши от возможного транзита газа в $1 млрд. ежегодно. Также уменьшаются возможности этих стран блокировать экспорт российского газа в страны Западной Европы.
 -  Многие рассматривают данный газопровод как политическую попытку России избежать транзита газа через территорию Украины и Польши. Страны Балтии и Польша рассматривают этот проект как долгосрочный план Кремля оказать на них политическое влияние путем шантажа и угроз прекращения поставок газа.
 -  Зависимость от единственного поставщика российского газа считается нежелательной во всей Европе.
 -  Экологические оценки строительства данного газопровода также вызывают ряд дискуссий.
 
Выбор подводного маршрута газопровода напрямую в Германию, минуя страны Прибалтики и Польшу, является осознанным выбором Москвы иметь деловые отношения только со старыми членами Евросоюза за спиной новых, избегая всяческих бизнес-контактов с последними. При этом, сотрудничая с Москвой как по СЕГу, так и по другим проектам, немецкая сторона не замечает или не обращает внимания на политический подтекст подобных сделок.
а) сторонники
Одним из сторонников строительства СЕГа является Великобритания. В июне 2005 г. между двумя странами был подписан «Меморандум о сотрудничестве по вопросам строительства Северо-Европейского газопровода», в котором, в частности, подчеркивается, что «Великобритания приветствует строительство СЕГа и одобряет диверсификацию источников поставок газа в ЕС в общем и в Великобританию в частности». В меморандуме стороны отразили свое желание совместно работать над минимизацией и устранением препятствий на пути успешной реализации данного проекта. Великобритания верит, что тесное сотрудничество в этой сфере поможет минимизировать некоммерческие риски и оптимизировать сроки реализации проекта.
б) противники
Страны Балтии и Польша предложили в качестве альтернативы СЕГу проект наземного газопровода «Янтарь», который проходил бы из России в Германию через их территории, и призвали Европейский Союз признать данный проект как более перспективный. Они обосновали это тем, что наземный газопровод будет стоить на 30% дешевле подводного и является более безопасным с точки зрения ликвидации последствий возможных несчастных случаев и катастроф.
Проект газопровода «Янтарь» мог бы послужить средством достижения цели Евросоюза создать общий газовый рынок, объединив рынки старых членов ЕС с вновь вступившими, в то время как подводный газопровод выключит эти страны из единого европейского рынка газа и позволит «Газпрому» контролировать газовый рынок Германии. Подобное разделение рынка Евросоюза позволит России заставить одних стран-потребителей газа играть против других и оставит страны Балтии и Польшу один на один с использованием Россией поставок газа в качестве инструмента политического давления на них. Москва и Берлин продолжают удерживать инициативу на всех стадиях ведения переговоров по строительству СЕГа, и это несмотря на то, что у ЕС нет реальной общей политики в отношении внешних источников сырья. Следует отметить, что Норвегия, рассматриваемая странами Балтии и Польшей в качестве альтернативы российским поставкам газа, не является членом ЕС. Эти страны продолжают периодически возвращаться к российско-германскому проекту, рассматривая в качестве альтернативы свой проект газопровода «Янтарь», даже после того, как СЕГ получил сильную политическую поддержку на высоком уровне.

Важность присутствия российского природного газа в энергетическом балансе стран Западной и Центральной Европы продолжает увеличиваться. Во-первых, из-за снижения уровня добычи в Северном море и, во-вторых, из-за растущего спроса на него. Благодаря выбору оптимального маршрута газопровода по дну Балтийского моря (практически вдоль территориальных вод Польши) и удачного выбора пункта подключения к немецкой системе магистральных газопроводов, СЕГ будет находиться на оптимально коротких расстояниях от газовых рынков Германии, Великобритании, Нидерландов, Бельгии и Франции, а также от рынков Польши, стран Скадинавского полуострова и Балтийского региона.

Германия, в свою очередь, получит прямой доступ к огромным запасам природного газа в Западной Сибири, что поможет покрыть растущий спрос на газ как в самой Германии, так и в других странах Западной Европы, а также поможет обеспечить и повысить надежность поставок газа по СЕГу непосредственно в трубопроводные сети Wingas и E.ON Ruhrgas. Впоследствии это может увеличить конкурентоспособность этих компаний-поставщиков российского газа в условиях растущей международной конкуренции.

Многие аналитики полагают, что этот проект имеет четкий политический аспект: «Северо-Европейский газопровод является политическим заявлением России — и очень дорогим заявлением — так как уже существующие газопроводы недогружены и работают не на полную мощность», — заявил Джонатан Штерн, руководитель Газового сектора Оксфордского института энергетических исследований. Он также отметил, что новые транспортные мощности понадобятся не ранее 2013–2015 гг.

Прежний опыт «Газпрома» в области диверсификации поставок газа был не вполне удачным. Подобные попытки всегда заканчивались увеличением цен на газ для потребителей, которые часто несли издержки по строительству газопроводов.

В качестве заключения отметим следующее. Уже существующие маршруты транспорта российского природного газа через территорию Украины, Чехии и Словакии, а также через территории Белоруссии и Польши будут и впредь оставаться одними из наиболее важных с точки зрения обеспечения надежности поставок российского газа в Западную Европу. Важность данных маршрутов отражается также в модернизации их мощностей и увеличении пропускной способности. Так, увеличение пропускной способности газопровода Ямал–Европа повысит возможности прокачки газа с 22 до 29 млрд. м3 в год, а по завершении ввода в эксплуатацию дополнительных компрессорных станций пропускная способность этого маршрута транспортировки газа составит до 33 млрд. м3 ежегодно.

Северо-Европейский газопровод даст «Газпрому» возможность контролировать всю газовую цепочку: от геологоразведки до сбыта. Он также позволит ему контролировать цены на газ.

Дата: 07.03.2006
К.Н. Миловидов, Ю.В. Обухова
"НефтьГазПромышленность" 1 (21)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!