|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В настоящее время практически во всем мире существуют тенденции увеличения цетанового числа (ЦЧ) дизельных топлив (табл. 1). Увеличение этого показателя приводит не только к улучшению энергетических характеристик двигателя, но и существенно уменьшает отрицательное воздействие процесса и продуктов сгорания на окружающую среду — при оптимальном ЦЧ достигается наибольшая экономичность работы двигателя, снижается дымность отработавших газов, уменьшается шум от работы двигателя. Увеличение ЦЧ может быть достигнуто с помощью специальных присадок, которые часто называют также промоторами воспламенения. Табл. 1. Нормативные документы и нормируемое значение ЦЧ
Российские заводы до последнего времени, как правило, не применяли промоторы воспламенения. Исключение составляли Хабаровский и Ярославский НПЗ, которые использовали алкилнитратные добавки. Объяснение этому — невысокие требования к ЦЧ и небольшая глубина переработки нефти, благодаря чему в балансе дизельных топлив до сих пор преобладают прямогонные фракции с высоким ЦЧ. В последнее время ситуация медленно меняется — в топливе увеличивается содержание газойля каталитического крекинга с низким значением ЦЧ. Существенным фактором, влияющим на рост интереса к применению промоторов воспламенения, стала организация в России производства экспортных дизельных топлив по EN-590 (отечественный аналог — ТУ 38.40158-296-2001). Широкое использование в качестве промоторов воспламенения алкилнитратов обусловлено многотоннажной сырьевой базой и сравнительно простой технологией. Однако наличие в отработанных газах двигателей оксидов азота, образующихся дополнительно при распаде алкилнитратов, и жесткие требования в отношении защиты окружающей среды приводят к тому, что постепенно осуществляется переход от алкилнитратных промоторов воспламенения к относительно новому классу промоторов воспламенения — органическим пероксидам. Так, в штате Калифорния (США) в качестве промотора воспламенения используют пероксид третичного бутила (ПТБ). Программа «ЕВРО-ДИЗЕЛЬ», развернутая в странах ЕЭС, также предусматривает улучшение эксплуатационных и экологических характеристик дизтоплива, в том числе и за счет использования присадок на основе органических пероксидов. При незначительном отличии в эффективности по сравнению с алкилнитратами органические пероксиды обладают несомненными преимуществами (табл. 2). Табл. 2. Сравнение присадок на базе алкилнитратов и органических пероксидов
* Имеются различные эффективные стабилизаторы пероксидных соединений (См., например, А.В. Артемов, Г.И. Елфимова. Каталитический распад пероксидных соединений и их стабилизация//Катализ в промышленности, 2003, №5, с.1328) В настоящее время российскими специалистами разработан и испытан на опытно-промышленной установке новый пероксидсодержащий промотор воспламенения (ППВ) дизельного топлива. Присутствие пероксида в дизельном топливе способствует сокращению периода задержки воспламенения и более мягкой работе двигателя. Горение топлива происходит с понижением образования сажи и полициклических ароматических углеводородов (канцерогенов). По эффективности ППВ равноценен отечественному промотору воспламенения на основе алкилнитрата «МИАКРО-2000», при этом: ППВ менее токсичен (IV класс опасности); более стабилен; не ухудшает смазывающих свойств топлива; лучше совмещается с другими топливными добавками; 0,5% масс (добавка ППВ повышает цетановое число дизельного топлива (Д3740,0525) с 48 до 53 ед., переводя его в категорию, соответствующую европейским нормам). Положительным моментом ППВ является также и то, что они позволяют экономить на присадках другого назначения, т.к. обычные нитратные присадки подавляют их действие и поэтому требуется вводить большее количество присадок другого действия. Дата: 07.03.2006 А. В. Артемов "НефтьГазПромышленность" 1 (21)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||