Перспективы private banking на российском рынке

1 стр. из 1

Private banking (частный банкинг) — очень рентабельный бизнес. Привлечь на депозит одного клиента с суммой в $1 млн. банку выгоднее, чем обслуживать тысячи мелких вкладчиков. Поэтому развитие нового направления стало насущной необходимостью для любого банка в России.

Обладая сегодня солидным состоянием, необходимо заботиться не только о его сохранении, но и приумножении. Квалифицированную помощь в управлении крупными частными средствами в настоящее время предлагает большинство российских банков.

Стоимость услуг банков зависит от размера передаваемых активов, сроков вложений и видов операций. Оформляя отношения в рамках private banking (PB), банк и клиент заключают общий договор на VIP-обслуживание. Информацию о том, в какую сумму в среднем обходится VIP-cервис, большинство банковских структур не раскрывает.
Плата за услуги private banking всегда индивидуальная, она может составлять как 1%, так и 0,1% от суммы операции. Все зависит от статуса клиента и сложности работы, которую выполняет банк. Иногда он вообще не берет никакой комиссии ради добрых отношений с клиентом, ведь это тоже очень важный капитал.

По словам представителей «НИКойла», с 2004 г. банк ввел фиксированную плату за персональное обслуживание: в зависимости от размера счета клиента в банке она составляет $1–2,5 тыс. в год. В структуре расходов существенную часть составляют комиссии, получаемые банком за различные операции, включая дополнительные небанковские услуги. При доверительном управлении в рамках PB комиссия банка складывается из двух частей. Первая — это вознаграждение за управление (1–2% от суммы активов в год). Вторая — 10–20% от полученного клиентом дохода.

В группе «Личный капитал» один час консультирования стоит $50. В $500 оценивается разработка инвестиционного плана, реализация которого начинается после согласования с клиентом.

Банкам не столь важна прибыльность работы с VIP-клиентом, сколько его средства, полученные в оборот. Спрос на услуги частного банкинга постоянно растет. Так, за последний год в Локо-банке и «Зените» количество VIP-клиентов увеличилось примерно в 1,5 раза.

Преимущества услуг PB российских банков. Как известно, к средствам, «принадлежащим бизнесу», и личному капиталу нужен совершенно разный подход (кстати, отделить одно от другого для состоятельного российского предпринимателя психологически очень непросто). В отличие от средств бизнеса, личные сбережения требуют, прежде всего, особой сохранности. При этом классическая (европейская) стратегия private banking заключается в том, чтобы просто сохранять капитал клиента, а если и преумножать его, то только консервативно. Но обеспечить финансовый комфорт и безопасность личного капитала сегодня по силам и российскому частному банку, в котором, кстати, в отличие от его западных коллег, платы за членство пока еще нет.

Помимо более высокой доходности вложений, есть и другие плюсы обслуживания в российских банках. Так, крупные универсальные банки в Швейцарии, в сравнении с классическими частными банками, уже предлагают более широкий набор услуг — например, кредитуют своих клиентов. Но российские банки пошли еще дальше: расчетно-кассовое обслуживание, депозиты, управление активами, финансовый инжиниринг, налоговое планирование — таков далеко не полный перечень их услуг для состоятельной клиентуры.

Кроме того, российские банки предлагают клиентам инвестировать средства в нетрадиционные инструменты, например, в винные коллекции или коллекции картин. Среди других «экзотических» услуг частных банков в России можно упомянуть, к примеру, реализуемый в «НИКойле» такой банковский продукт, как прокат ювелирных украшений на небольшой срок.

Перспективы private banking. Сейчас услуги частного банкинга в России весьма востребованы, и, по мнению представителей российских банков, этот рынок будет развиваться большими темпами. Так, например, уже сегодня идет процесс постепенного перехода капиталов от первого поколения новых российских бизнесменов к их детям. Эта проблема станет довольно острой уже в ближайшие два года, и тогда потребуются учет, фиксация всех накопленных бизнесменом активов и юридически грамотная их передача в другие руки с оптимизацией финансовых условий такой процедуры. Поскольку состоятельным клиентам понадобится помощь в данном вопросе, российские частные банки должны своевременно разработать все необходимые юридические и финансовые инструменты, чтобы процесс прошел с минимальными для клиентов затратами.

В большинстве российских банков состоятельную клиентуру обслуживает отдельный офис. Это западный принцип — если вы пройдете по центральным районам Женевы или Цюриха, то встретите там целые улицы из офисов private banking крупных мировых банков. Как правило, клиентом становится сначала один член семьи, а затем, если его все устраивает, обслуживание становится семейным. Если конкуренция в других направлениях банковской деятельности высока, то здесь кредитные организации пока чувствуют себя спокойно. Поэтому впереди еще возможно перераспределение клиентов и появление новых игроков. Со временем банки начнут диверсифицировать предоставляемые клиентам услуги. Скажем, на сумму в $1 млн. будет предлагаться финансовое планирование, на меньшую сумму — уже несложные продукты, на $100 тыс. — совсем простые продукты, без предоставления услуг клиентского менеджера.

О важности данного направления бизнеса для кредитно-финансовых учреждений свидетельствует создание в конце марта 2004 г. Комитета по частному банковскому обслуживанию Ассоциации российских банков (АРБ). Минувшие 2–3 года стали переломными с точки зрения отношения ведущих российских банков к перспективному и для России финансовому сектору private banking. Именно в этот период банки стали создавать отдельные подразделения и даже выделять целые направления бизнеса, специализирующиеся на обслуживании частных состоятельных клиентов. Многие банки к сегодняшнему дню уже наработали необходимый опыт для того, чтобы стать локомотивами цивилизованного развития перспективного направления финансового бизнеса.

В последнее время отмечается рост конкуренции за крупные частные капиталы со стороны иностранных финансовых институтов уже на российских рынках. Через несколько лет будут сняты последние ограничения на операции иностранных банков в России. И к этому времени для того, чтобы на равных конкурировать с ведущими международными финансовыми институтами, российский сектор частного банковского обслуживания должен успеть завоевать прочные позиции на своем рынке, в том числе через консолидацию знаний, опыта, лучших стандартов и идей в рамках такой авторитетной организации, как АРБ.

Общее собрание членов Комитета уже на своем первом заседании определило перспективные направления работы и избрало исполнительные органы. На сегодняшний день в Комитет входят 11 московских банков — «Зенит», «НИКойл», «МДМ-Банк», АКБ Росбанк, КБ Гута-Банк, Сбербанк России, Номос-Банк, «Банк Москвы», Конверсбанк, АКБ «Союз», «Петрокоммерц».

Текущие объемы рынка, по различным оценкам, составляют от $3 до 5 млрд. На ближайшее время емкость рынка оценивается в $10–15 млрд. А если учесть, что число состоятельных граждан, по различным статистическим оценкам, приближается к 1% населения России, можно сказать, что потенциал рынка private banking весьма значителен.

Дата: 07.03.2006
Ильяс Зарипов, Ирина Айдрус
"НефтьГазПромышленность" 1 (21)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!