Московский рынок фасадных систем

1 стр. из 1

Современные технологии утепления зданий широко применяются в строительстве и позволяют воплотить в жизнь самые фантастические идеи архитекторов.

У строителей, занимающихся утеплением фасадов, популярны такие конструкции, как системы навесных вентилируемых фасадов, системы штукатурных фасадов, сайдинг с утеплителем. В Москве вы можете найти здания, утепленные методом напыления полиуретана, хотя это менее известный способ по сравнению с вышеперечисленными. При возведении утепленных стен зданий могут использоваться такие технологии, как слоистая кладка, применение ячеистых бетонов, сэндвич-панели. Насколько часто используется та или иная технология, показано на рисунке 1. Данные приводятся по результатам исследований рынка теплоизоляционных материалов и фасадных систем Москвы, выполненных «Агентством строительной информации».

Рис. 1. Использование различных видов фасадного утепления, % от утеплявших фасады (Москва)

В настоящей статье мы рассмотрим ситуацию на московском рынке штукатурных фасадов и навесных вентилируемых систем. Эти два способа утепления получают все большее распространение в России. В отличие от других технологий утепления фасадов, они позволяют утеплить не только новые дома, но и уже построенные здания. Системы также позволяют уменьшить толщину наружных стен при новом строительстве и тем самым увеличить внутреннюю площадь здания. Кроме того, они открывают дополнительные возможности для архитекторов.

На московском рынке представлены системы утепления фасадов шестидесяти производителей. В данном случае речь идет лишь о системах, имеющих все необходимые сертификаты Госстроя. Однако наряду с сертифицированными системами ряд строительных организаций выполняет утепление фасадов, применяя самодельные «системы», когда все элементы конструкции (утеплитель, крепеж, монтажные и штукатрные составы, облицовочные плиты и профили подконструкций для навесных фасадов) закупаются строительной фирмой в разных местах у разных производителей. По всей видимости, это достаточно распространенная схема. По результатам опроса строительных организаций, около четверти строителей, выполнявших штукатурные фасады, использовали самодельные «системы». К сожалению, статистики по состоянию и срокам эксплуатации подобных систем не ведется.

Табл. 1. Наиболее крупные компании-системодержатели

Компания

Название системы

Стаж на рынке Москвы

Штукатурные системы

Alsecco Gmbh & Co (Германия)

Alsecco-basic, Alsecco-ecomin

15 лет

ООО «Инбау» (Москва)

Bau-Color A2, Bau-Color B1

9 лет

ЗАО «Инфокосмос»

«Синтеко», «Синтеко-А»

10 лет

ООО «Капарол» //DOW (Германия)

Capatec — система А, Capatec — система В

13 лет

ООО «Текс-Колор» (Москва)

«Текс-Колор А2», «Текс-Колор В1»

10 лет

Henkel (Германия) // «Хенкель Баутехник» (Россия)

Ceresit VWS, Ceresit WM

7 лет

Навесные фасадные системы с воздушным зазором

«Юкон Инжиниринг» (Н. Новгород) — «Алкон-Трейд» (Москва)

U-Kon

8 лет

ООО «РВМ-2000» (российско-шведское предприятие)

Marmoroc

10 лет

ООО «Мираж-Керамика» (Москва) — EuroFox (Австрия)

EuroFox

10 лет

ООО «Комбинат Волна» (Красноярск)

ФС «Волна 1», ФС «Волна 2»

7 лет

ИСК «Каптехностройсервис» (Москва)

КТС

6 лет

ООО «Диат-2000» (Москва)

СД

5–6 лет

ООО «ЭЗ Техноком СТМ» (Москва)

«Интер­Ал-Т-КВ-ВХ», «Интер- Ал-АС-ВХ», «Техноком»

15 лет

ООО «Бревитор-Констракшен» (Москва)

«Краспан ВСТ (ВА)»

4 года

Системы утепления фасадов штукатурного типа появились на московском рынке несколько раньше, чем навесные. Многие из них представлены на рынке уже более 10 лет. Большинство систем с воздушным зазором (навесные вентилируемые фасады) вышли на рынок на 2–3 года позже. В таблице 1 представлены сведения о крупнейших участниках данного рынка.

По нашей оценке, в 2005 г. в Москве было утеплено фасадов общей площадью порядка 5,5 млн. кв. м. По технологии легкого «мокрого» типа было утеплено около половины от указанного объема. На рисунке 2 представлены данные об объемах утепления фасадов за 2002–2005 гг.

Емкость московского рынка фасадных систем штукатурного типа составила в 2005 г. 2,2–2,7 млн. кв. м. Около 29 % этой площади было утеплено с использованием штукатурных систем Ceresit, Tex-Color и Alsecco. Доли этих и других марок приведены на рисунке 3. Среди навесных вентилируемых фасадов наиболее популярны системы «Интерал», «Марморок», «Фасад-мастер» и «ДИАТ» — на них совместно приходится треть московского рынка, емкость которого составляет 2,3–2,7 млн. кв. м. На рисунке 4 представлена оценка долей рынка, контролируемых производителями фасадных систем.

Многие компании-системодержатели имеют собственные строительные бригады, которые выполняют работы по утеплению зданий. Иногда монтаж системы выполняют сторонние субподрядчики. Некоторые системодержатели устанавливают достаточно жесткий контроль над процессом монтажа системы подрядной организацией. У других компаний вы легко можете приобрести все элементы системы в отдельности и проводить монтаж самостоятельно. В ходе нашего исследования был проведен опрос независимых строительных фирм, занимающихся утеплением зданий. Результаты опроса показали, что наибольшей популярностью у строителей пользуются штукатурные системы под марками Ceresit, Serporoc, Tex-Color. Использование каждой из этих систем отметили по 18 % опрошенных строителей, выполнявших штукатурные фасады. Около 12 % респондентов отметили использование системы Bau-Color и столько же строителей указали систему «Синтеко». Что касается навесных вентилируемых фасадов, то здесь лидирует марка Minerit (25 % опрошенных) и несколько реже использовали систему компании «ДИАТ» (17 %). Почти половина респондентов затруднились вспомнить конкретную марку вентилируемых фасадов. Подобный факт может быть связан с тем, что строители использовали «сборные» системы, когда облицовка и профили для подконструкции закупаются по отдельности. Нужно отметить, что результаты опроса строительных организаций показывают лишь популярность (частоту использования) фасадных систем различных марок, а не занимаемые этими марками доли рынка. Как видно из приведенных данных, между этими показателями существует взаимосвязь, но она далека от однозначной.

Рис. 2. Емкость рынка систем утепления фасадов (Москва и область)

Среди конечных потребителей систем фасадной теплоизоляции можно выделить две группы. К первой относятся частные лица, которые заказывают утепление своих коттеджей и загородных домов. Во вторую группу входят заказчики городских многоэтажных зданий. В ее составе в основном крупные строительные фирмы, занимающиеся возведением многоэтажных зданий, и инвестиционные компании, которые выполняют функции застройщика.

Частные лица в большинстве случаев заказывают утепление новых домов в процессе строительства. Однако бывают ситуации, когда заказывают утепление коттеджей, построенных несколько лет назад, или замену уже имеющейся системы на новую. Характерной чертой сегмента частных лиц является то, что заказчик, хотя и должен принять окончательное решение о выборе системы теплоизоляции, плохо разбирается в данном вопросе и нуждается в помощи специалиста. Обычно он обращается к услугам проектировщика или архитектора.

Однако не все заказчики прибегают к услугам строительных фирм. Некоторые предпочитают работать напрямую с компаниями-системодержателями. Отметим, что в структуре заказов большинства поставщиков систем данная группа не является главной, но у некоторых компаний на нее приходиться 50 % и более. В целом по рынку заказы частных лиц обеспечивают около 25 % спроса на штукатурные фасады и 15 % на вентилируемые фасады.

Для утепления загородных домов строительные фирмы чаще используют штукатурные системы, а не навесные. В качестве утеплителя обычно используется пенополистирол, т.к. требования пожарной безопасности в отношении частного коттеджа менее жесткие, чем при утеплении городских многоэтажных зданий.

В последние годы происходит значительное увеличение объема заказов частных лиц. Общая емкость сегмента составила в 2005 г. 1,5–1,9 млн. кв. м, что на 45 % больше, чем год назад.

Корпоративный сегмент представлен строительными компаниями, занимающимися возведением многоэтажных зданий, и инвес-тиционными фирмами, которые осуществляют вложения в строительство, занимаются управлением строительством и реализацией построенного объекта, но при этом не имеют собственногостроительного подразделения. Основное различие между ними заключается в том, что строительные компании являются заказчиком и исполнителем в одном лице, а инвестиционные фирмы заказывают выполнение строительных работ сторонним организациям. Обе категории компаний могут выполнять и заказы государственных и муниципальных учреждений. Это может быть как реконструкция старых зданий, так и строительство новых общественных домов. По нашим оценкам, доля заказов государственных и муниципальных учреждений в общем объеме утепленных зданий составляет минимум 10–15 %.

В этом сегменте также можно наблюдать рост. Производители систем ожидают, что тенденция сохранится и в ближайшие годы. Это связано в первую очередь с правительственной программой реконструкции пятиэтажек, где наиболее целесообразно использовать именно эти системы. Общая емкость данного сегмента в 2005 г. составила 3,3–4,1 млн. кв. м, что примерно на 30 % больше, чем год назад.

Для разработки проекта компании пользуются либо услугами архитектурных мастерских, либо имеют свой проектный отдел. Некоторые компании, особенно в случае государственных и муниципальных заказов, предпочитают устраивать тендер среди системодержателей.

Факторами, влияющими на выбор системы фасадной теплоизоляции, являются качество системы, репутация компании, гарантийный срок и предыдущий опыт работы с компанией-системодержателем.

Качество фасадной системы оценивается заказчиками как по расчетам показателей теплопроводности, оценкам надежности конструкции, так и по состоянию уже выполненных объектов. Иногда специалисты, прежде чем принять окончательное решение, выезжают на уже выполненные объекты.

В завершение еще раз отметим, что рынок систем утепления активно растет. Площадь фасадов, утепленных по разным технология, ежегодно увеличивается на 30–50 %. В ближайшие годы темпы роста этого рынка вряд ли снизятся.

Дата: 29.04.2006
Н. Ю. Скороходова
"СтройПРОФИль" 3 (49)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!