Откройте офис для новых перспектив

1 стр. из 1

В наше время умение работать в команде — одно из важных условий при приеме на работу. Действительно, многие сферы деятельности, такие, например, как торговля или издательское дело, требуют активного взаимодействия между сотрудниками. Сплоченная команда становится залогом успешной деятельности компании. Но мало подобрать такой коллектив — нужно предоставить ему возможность результативно работать. Эту непростую задачу помогает решить грамотная организация офисного пространства. О том, как обустроить его так, чтобы персонал работал максимально эффективно, мы расскажем в этой статье.

Есть разные варианты организации рабочего пространства, каждый из которых имеет свои недостатки и преимущества. Рассмотрим некоторые из них.

Самый привычный для России — кабинетный офис. Название говорит само за себя: для руководителей или группы сотрудников выделяется собственное помещение, образованное капитальными стенами или стационарными офисными перегородками до потолка. Благодаря высокому уровню звукоизоляции кабинетная схема позволяет сосредоточиться на ответственной работе. А в случае, когда по роду деятельности работнику требуется сохранение конфиденциальности информации (например, это условие обязательно для юристов, психологов, бухгалтеров), закрытое приватное помещение просто необходимо.

Рейо Раудсепп, дизайнер по интерьеру, говорит: «Кабинет позволяет не только создать индивидуальную рабочую обстановку, но и дает возможность отразить индивидуальные черты хозяина, в какой-то мере даже его внутренний мир». Ведь в кабинете человек может разместить личные вещи, поставить семейные фотографии, что создаст особую атмосферу обжитого помещения.

Кабинетные офисы бывают двух видов. Первый — с помещениями для одного-двух человек. Для него характерны максимальная уединенность и практически полная невозможность работать в команде. Ко второму типу относятся офисы, которые включают кабинеты, рассчитанные на трех человек и более. Они уже позволяют создать определенный командный дух, только распространяется он лишь на тех, кто работает в одном помещении. Этот тип офиса был популярен в Европе в 70-х годах.

Если же нужна работа в команде, кабинетный вариант, как правило, не подходит. В этом случае предпочтительнее офис типа open space (дословный перевод с английского — открытое пространство). Главная его особенность в том, что в помещении отсутствуют какие-либо стены, кроме несущих конструкций. Сотрудников обычно усаживают всех вместе, а рабочие места отделяют друг от друга мебелью или офисными перегородками.

Open space имеет ряд преимуществ перед кабинетным вариантом. Прежде всего такой офис помогает поддерживать командный дух, сплоченность членов коллектива. В течение дня они могут беспрепятственно взаимодействовать друг с другом. Такой вариант идеально подходит для компаний, сотрудники которых задействованы в творческом процессе, требующем совместной работы ряда людей, иногда даже целых отделов: например, для организаций, связанных с высокими технологиями, а также для издательств и редакций периодических изданий. Подобное преимущество может оказаться очень важным и даже решающим при организации офиса.

Также офис open space позволяет обес-печить достаточно высокую скорость работы за счет экономии времени сотрудников. Работая по соседству, они с легкостью могут обращаться друг к другу.

«Мы все сидим вместе, что позволяет не бегать по кабинетам для решения вопросов», — отмечает Елена Кошелева, директор петербургского филиала дизайна-студии «Флай Арт»

Казалось бы, не велико преимущество, но выгода получается достаточно серьезная: по оценкам некоторых специалистов, работая в офисе open space, персонал может экономить около 15–20 % времени. Правда, для этого нужно оптимизировать основные маршруты передвижения сотрудников по помещениям: продумать расположение мебели и облегчить доступ к оргтехнике.

Помимо всего прочего, принцип open space позволяет более рационально использовать столь дорогостоящие сейчас офисные площади. Грамотная организация помогает разместить рабочие места на ограниченном пространстве на 20 % больше, сохранив для персонала комфортные условия труда.

Но, конечно, и open space имеет свои недостатки. Зачастую формальное разделение рабочих мест не может обеспечить достаточную звуковую и зрительную изоляцию. В результате возрастает уровень шума в помещении, что может привести к снижению производительности труда (по некоторым данным, до 10–15 %). Повышается и вероятность развития стрессов. Также в офисе открытого типа пропадает такое понятие, как «личное пространство».

«Человек лишается своего угла с календарями и фотографиями. Такая обезличенность рабочего места очень вредна и снижает мотивацию», — считает Александр Воробьев, генеральный директор «Налог.КОМ», организации, специализирующейся в оказании аудиторских и бухгалтерских услуг для компаний hi-tech индустрии.

Кроме того, офисный работник может чувствовать себя буквально, как рыбка в аквариуме — все время на виду. С одной стороны, это приводит к взаимному контролю: сотрудники меньше занимаются посторонними делами и больше времени посвящают своим прямым обязанностям. С другой — не способствует созданию комфортной психологической обстановки.
Однако негативные моменты можно скорректировать, если иметь удобный инструмент для организации офиса типа open space. Основная задача — выделить личное пространство для каждого сотрудника. Часто отдельные рабочие места создают при помощи мебели, отделяя столы сотрудников шкафами, полками, стеллажами. Но во всем мире для таких целей используют системы офисных перегородок.

«Перегородки помогают оперативно и легко зонировать офисное пространство, — рассказывает Александр Немченко, заместитель генерального директора студии офисных систем и технологий «Астарта престиж». — К тому же они позволяют создать индивидуальное рабочее место для каждого сотрудника, которое он обус-троит в соответствии со своими потребностями. Таким образом человек сможет и легко контактировать с коллегами, и дистанцироваться от них в случае необходимости».

Классическая офисная перегородка представляет собой собираемый из алюминиевых профилей каркас, на который крепятся панели из различных материалов. Перегородки могут быть стационарными или мобильными. Первые фиксируются к полу и потолку и предназначаются для жесткого зонирования пространства.

Мобильные же не требуют постоянного крепления, а устанавливаются на регулируемых опорах или на колесах. Именно они используются для быстрого создания готовых рабочих мест в офисе open space, к ним все чаще обращаются российские компании. Так, например, в офисе крупнейшего производителя программного обеспечения Ассоциации CBOSS были установлены мобильные перегородки для оперативной зоны; при помощи мобильных конструкций сформирована рабочая зона в офисе компании «Бремор» (производителя рыбных деликатесов), а в инвестиционно-строительной компании «Дианта Маркет» — переговорные комнаты.

«Человеку обязательно нужен свой угол, — утверждает Анна Гуревич, психолог, генеральный директор тренинговой компании «Знания и навыки». — Если выбирать open space, то обязательно нужны перегородки между рабочими местами, желательно от пола на высоту человеческого роста».

К тому же мобильные перегородки интегрируются с офисной мебелью (например, рабочее место комплектуется навесными столешницами или полками). Перегородки удобны и тем, что они могут быть разной высоты (максимальная для мобильных — 2,2 метра), изогнутыми, глухими или прозрачными (то есть с непрозрачными или стеклянными панелями). А широкий выбор отделочных материалов оставляет простор для дизайнерской фантазии и помогает не выходить за рамки выбранного офисного стиля.

Однако зачастую полного разделения сотрудников не требуется. В офисе open space можно в таком случае использовать цельностеклянные настольные экраны, позволяющие добиться ограничения акустического и визуального контакта между сотрудниками, сохранив при этом возможность легкого общения. Для изготовления экранов используются различные виды стекла: закаленное, оклеенное декоративной пленкой и стекло с применением технологии triplex.

Таким образом вы получаете возможность обустроить офис с планировкой «открытое пространство», избежав потенциальных проблем. Российские компании, специализирующиеся на производстве и монтаже перегородок, могут предложить множество вариантов организации офиса типа open space. По данным информационной сети OfficeFinder, open space с применением систем офисных перегородок сегодня используют примерно две трети американских компаний. А теперь такие офисы приобретают популярность и в России: не только у отечественных филиалов западных фирм, но и у российских компаний.

Дата: 29.04.2006
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" 3 (49)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!