Строительство в Ленобласти: проблемы и решения

1 стр. из 1

В здании правительства Ленинградской области 28 февраля состоялась конференция: «Перспективы развития инвестиционно-строительного комплекса Ленинградской области в 2006 году». Соорганизатором мероприятия выступила газета «Деловой Петербург».

Ленинградская область является в настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Здесь созданы весьма привлекательные условия для инвестирования бизнеса, и приток капитало-вложений сохраняется на высоком уровне уже несколько лет. Но есть и проблемы, решить которые для дальнейшего успешного развития области необходимо. Именно имеющиеся проблемы и намечающиеся перспективы строительной отрасли в Ленинградской области и оказались в центре внимания участников конференции.

Основные задачи конференции ее организаторы определили так:
 -  информировать о решениях органов исполнительной власти Ленинградской области, связанных с развитием инвестиционно-строительного комплекса;
 -  определить перспективы реализации национальных инвестиционно-строительных проектов для инвестиционных и строительных компаний Санкт-Петербурга и Ленобласти;
 -  осветить реализуемые инвестиционные проекты и строительные программы Ленинградской области: сроки, необходимость подрядных работ, привлечение инвестиций, развитие прилегающих территорий и др.;
 -  выявить препятствия в развитии инвестиционно-строительного комплекса Ленобласти и ее финансово-кредитной структуры.
 
С приветственным словом выступил губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Он отметил, что перспективы развития строительной отрасли, планы по увеличению введения в строй жилья и широкому распространению ипотечного кредитования находятся в центре внимания областного правительства. Сегодня эта работа стимулируется также провозглашением национального проекта «Жителям России — доступное и комфортное жилье». Изучен опыт других регионов, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Но очевидно, что сегодня еще не разработан эффективный и универсальный инструмент для реализации намеченных планов. В первую очередь это касается обес-печения доступности ипотечных кредитов для граждан. Кроме того, каждый регион имеет свои особенности и отличия, обус-ловливающие разнообразие подходов к решению имеющихся проблем.

В Ленинградской области разработан и начал действовать свой механизм ипотеки. Он касается не частных инициатив строительных компаний и кредитно-финансовых учреждений, которые могут реализовать свои программы, а предназначен для обеспечения жильем наиболее нуждающихся в нем групп населения региона. Создано и начало работу Ленинградское областное жилищное агентство ипотечного кредитования, которое заключило договор и стало использовать стандарты федерального Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию.

Значительное внимание В. Сердюков уделил развитию транспортной инфраструктуры региона. Ленинградская область имеет уникальное географическое положение: выход к побережью Финского залива и Балтийского моря и граница со странами Европейского Союза и Финляндией. Это с одной стороны предоставляет огромные возможности для создания новых портовых сооружений для сообщения с зарубежьем, таких, как «Выборг», «Высоцк», «Приморск», «Усть-Луга», а с другой — накладывает серьезные обязательства по обеспечению необходимых транспортных магистралей, без которых эти порты не смогут работать надежно и эффективно.

Разрабатываются также проекты строительства рекреационных объектов на территории Ленинградской области. Предполагается создание новых аквапарков, других развлекательных заведений. В области промышленного строительства немало серьезных проектов, в том числе и в сельской местности. Правительство Ленинградской области планирует привлечь в эту сферу в 2006–2007 гг. не менее 4,5 млрд. рублей. Темпы роста промышленного производства (в том числе и в строительной отрасли) предполагаются на уровне 8–10 %в год. Такие планы предполагают значительный объем ввода в эксплуатацию новых объектов промышленного назначения, технологических комплексов и предприятий. В регионе созданы все условия для привлечения новых инвестиций. В 2004 г. общий объем капиталовложений на территории области составил около 57 млрд. рублей, в 2005 г. — более 78 млрд. В 2006 г. этот показатель должен достигнуть примерно 100 млрд. рублей. Планируется создание в регионе новых производств, что обеспечит работу и строительному комплексу области.

Затем с докладом на тему «Цели и задачи развития инвестиционно-строительного комплекса Ленинградской области в 2006 году» выступил вице-губернатор Ленинградской области по строительству, ЖКХ и энергетическому комплексу Николай Пасяда. В своем выступлении он, в частности, отметил, что территория региона в настоящее время является местом реализации множества проектов общенационального значения. В их числе такие, как комплекс портовых сооружений в Усть-Луге, Балтийская трубопроводная система, автомобильная дорога «Усть-Луга — Великий Новгород» с выходом на магистраль «Россия», автотрасса «Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала — Петрозаводск» с выходом на дорогу «Кола» и пр.

Новые задачи перед строительным комплексом Ленинградской области ставятся общенациональным проектом по созданию рынка доступного и комфортного жилья. Хотя объемы ввода жилья в регионе растут, они пока недостаточны для удовлетворения потребностей населения. В 2005 г. общий объем капитальных вложений в возведение жилья составил около 28 млрд. рублей (108 % в сравнении с 2004 г.). За прошедший год в области было введено в эксплуатацию 533,6 тыс. кв. м жилья, что на 4 % превышает показатель 2004 г. Производство строительных материалов за год выросло на 8 %. Причем необходимо подчеркнуть, что значительная их доля идет в настоящее время на объекты Санкт-Петербурга, а также вывозится в другие регионы России. Таким образом, при росте объемов строительства его нужды в значительной мере могут быть покрыты стройматериалами местного производства.

Далее Николай Пасяда подробно остановился на перспективах развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области. В комплекс портовых сооружений Усть-Луги входят паромная переправа, контейнерный, угольный, зерновой и другие терминалы. Общий его грузооборот составит 35 млн. т грузов в год. Выход на проектную мощность угольного терминала планируется в апреле — мае 2006 г. Ввод в эксплуатацию паромной переправы намечен на декабрь 2006 г. Для обеспечения стабильной работы этого портового комплекса намечено выполнить строительство современных железнодорожных (ветка «Мга — Гатчина — Веймарн — Усть-Луга») и автомобильных подходов к нему.
Завершается проект создания второй очереди Балтийской трубопроводной системы, по которой будет осуществляться доставка нефти к порту «Приморск». Общая протяженность нефтепровода составит около 500 км; объем перекачки нефти — до 60 млн. т в год. В 2006 – 2007 гг. будет реализован крупный проект по созданию трубопроводной системы для транспортировки нефтепродуктов. Объем перекачки составит около 24 млн. т в год. Запланированный объем инвестиций для реализации проекта — около 819 млн. долларов.

В декабре 2005 г. в Ленинградской области началось строительство Североевропейского газопровода — одного из крупнейших международных проектов, в которых участвует Россия. Протяженность трубопровода по территории региона — около 600 км, в его составе предполагается строительство четырех компрессорных станций. Реализация этого проекта обеспечит увеличение поставок газа и в саму Ленобласть, что даст возможность перевести ряд промышленных предприятий региона, а также многих котельных на более дешевое газовое топливо.

В 2006–2015 гг. необходимо реконструировать и построить более 65 км территориальных автотрасс с подключением к КАД вокруг Санкт-Петербурга (на общую сумму 5,6 млрд. рублей), а также свыше 52 км дорог для обеспечения автотранспортных связей морских портов «Усть-Луга», «Высоцк», «Приморск» с федеральными магистралями «Нарва» и»Скандинавия». В перспективе для обеспечения выхода на трассы «Санкт-Петербург», «Гдов» и «Россия» необходимо реконструировать дороги «Усть-Луга — магистраль «Нарва» — Толмачово» и «Усть-Луга — Великий Новгород». Общая стоимость работ составит более 3 млрд. рублей.

Следующий выступающий, вице-губернатор, председатель Комитета экономического развития правительства Ленинградской области Григорий Двас, подчеркнул, что Ленобласть является лидером по привлечению инвестиций на Северо-Западе России. Он отметил, что для сохранения такого положения имеются все необходимые факторы: целенаправленная политика областной администрации, выгодное географическое положение региона, имеющиеся и строящиеся элементы транспортной инфраструктуры, наличие квалифицированных кадров и др. В то же время для сохранения актуальности этих факторов необходимо проводить серьезную работу, особенно в плане поддержания кадрового потенциала. Поэтому необходимо принимать меры по созданию условий, благоприятных для переселения в регион различных категорий граждан. К ним относятся и наши соотечественники, оказавшиеся из-за распада СССР в других странах (законопроект по этому вопросу находится на рассмотрении в Государственной Думе России), и военнослужащие, уходящие в отставку, и выходцы из регионов, где существует высокий уровень безработицы, и др. Это очень сложный и многогранный вопрос, так как связан с обеспечением людей жильем, работой, социальными гарантиями и пр., но он обязательно должен быть решен. Впрочем, около 200 тысяч жителей области работают в настоящее время в Санкт-Петербурге; и это тоже достаточно солидный кадровый потенциал в случае создания конкурентных по оплате и квалифицированности труда рабочих мест в области.

К числу имеющихся сложностей докладчик отнес недостаток инженерно подготовленных территорий, в том числе и для промышленного строительства. Два крупных проекта, призванных хотя бы отчасти решить эту проблему, находятся сейчас в стадии завершения: это Северо-Западный технопарх «Колпино», располагающийся не территории Тосненского района, и Глухаревская промышленная зона, активное выделение участков на которой начнется в 2007 г.
Ведется работа по созданию еще нескольких крупных промзон. С 2003 г. ежегодно под промышленное строительство в Ленинградской области предоставляется порядка 400–450 га инженерно-обустроенных земель. Такие показатели предполагается поддерживать и впредь.

Главной новацией, которую планирует осуществить правительство Ленобласти в инвестиционной политике, Григорий Двас назвал намерение не только рассматривать заявки потенциальных инвесторов, но и самостоятельно готовить предложения для них. В этом году на эту деятельность впервые в бюджете региона выделены средства в размере 360 млн. рублей — они пойдут на разработку документации по проектам, которые могут быть интересны как области, так и инвесторам.

Затем выступил председатель Комитета по строительству Ленинградской области Олег Алимпиев. Тема его доклада: «О реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Ленинградской области» была подробно освещена нашим журналом в предыдущем выпуске (№1-2, 2006), в материале, рассказывающем об особенностях программы ипотечного кредитования в регионе. Поэтому здесь ограничимся лишь информацией о том, что координацию реализации национального проекта в сфере жилищного строительства на 2005–2010 гг. в Ленобласти обеспечивает рабочая группа при губернаторе, которая включает в себя руководителей профильных комитетов (Комитет по строительству, Комитет по энергетическому комплексу и ЖКХ, Комитет по архитектуре и градостроительной деятельности), Дирекции жилищных строительных программ и Ленинградского областного агентства ипотечного жилищного кредитования.

В ближайшее время намечено резко увеличить число выдаваемых ипотечных кредитов. Так, в 2007 г. планируется предоставить кредиты на приобретение жилья 1 607 семьям, в 2008 г. — 2 420, в 2010 г. — более 5 000. За 5 лет общая сумма ипотечных кредитов составит 13,27 млрд. рублей, что позволит улучшить жилищные условия 35 тыс. жителей Ленинградской области.

О градостроительной подготовке реализации инвестиционно-строительных проектов рассказал председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Валерий Ким. Он сообщил, что в 2006 г. начинается работа над новой Схемой территориального планирования области. Одна из главных ее задач — выявление наиболее востребованных территорий для резервирования под нужды федеральных и региональных инвестиционных проектов, связанных с формированием важнейшей инженерно-транспортной инфраструктуры. Это касается портовых сооружений, трубопроводных систем, развития железнодорожных и автомобильных магистральных ходов на территории области, связанных с организацией скоростного движения по маршруту Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки и пр. Все эти серьезнейшие вопросы должны быть решены прежде, чем определится возможное местоположение других промышленных или жилых объектов строительства.

На базе общерегионального документа будут разработаны схемы территориального планирования каждого района области. Принцип ох формирования тот же: по определении участков, необходимых для реализации федеральных и региональных проектов, выделяются территории, а с учетом их нужд выделяются земли под осуществление муниципальных инициатив. В рамках этих схем создаются планы развития каждого крупного населенного пункта. В планах должно учитываться множество социальных, транспортных, производственных и иных факторов. Только таким путем можно разработать градостроительную документацию, учитывающую нужды всех заинтересованных сторон, в том числе и потенциальных инвесторов.

Дата: 16.04.2006
Михаил Добрецов
"Петербургский строительный рынок" 3 (88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!