«Морской фасад» — проект XXI века

1 стр. из 1

В пресс-центре информационного агентства «Росбалт» 9 марта 2006 г. состоялся «круглый стол»: «Основные тенденции развития территорий в Санкт-Петербурге на примере инвестиционного проекта «Морской фасад». В нем приняли участие начальник отдела стратегических проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга Алексей КАЙДАЛОВ, вице-президент УК «Морской фасад» Лев ПУКШАНСКИЙ, советник президента УК «Морской фасад» Олег ХАРЧЕНКО (ранее занимавший должность главного архитектора Санкт-Петербурга) и руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей ШАСКОЛЬСКИЙ.

Ведущая:  Проект строительства нового Морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова является одним из примеров реализации плана развития территорий в Санкт-Петербурге. Это один из крупнейших инвестиционных проектов в городе, объем капиталовложений предполагается на уровне примерно 53 млрд. рублей. Поддержку ему оказывают как федеральное, так и региональное правительство. Реализация проекта была признана одной из приоритетных составляющих Транспортной стратегии России до 2020 г.

Сегодня хотелось бы поговорить о проблемах развития территории на примере этого грандиозного начинания. Чем вызвана необходимость образования новых территорий к западу от Васильевского острова? Насколько городу выгоден этот проект?

А. Кайдалов: У любого мегаполиса в определенный период развития возникает проблема необходимости приращивания новых территорий для строительства различного рода объектов, том числе — инфраструктурных. Наступил такой момент и для Санкт-Петербурга. Поэтому город стремится активно поддержать любые проекты, связанные с развитием территорий, — в первую очередь в вопросе создания инженерной инфраструктуры (ни для кого не секрет, что это на сегодняшний день одна из наиболее «болезненных тем»). Проект «Морской фасад» разработан таким образом, что даже сама земля, на которой он расположен, является вновь образованной. Очень важно, что предусматривается полная инженерная подготовка формируемой территории.

Не менее важным фактором, пред-определяющим положительное отношение городской администрации к этому проекту, является тот факт, что строительство современного морского пассажирского порта для Санкт-Петербурга — одна из наиболее актуальных и насущных задач. Без этого невозможно дальнейшее развитие туризма и, в целом, транспортного сообщения. Не случайно проект «Морской фасад» был признан стратегическим для города и включен в Генеральный план развития Санкт-Петербурга до 2025 г.

При изучении проектной документации, подготовленной инвестором, специалисты нашего правительства пришли к выводу, что место, выбранное для нового пассажирского порта, наиболее выгодно со всех точек зрения — экономической, транспортно-логистической, экологической и пр. Таким образом, проект с одной стороны решает насущные для города проблемы, а с другой — не имеет никаких принципиальных «минусов», которые могли бы стать препятствием для его реализации.

Л. Пукшанский: Думаю, необходимо вкратце рассказать о сути проекта, поскольку многие могут черпать информацию о нем из косвенных источников, а она не всегда достоверна.

Прежде всего наш проект предполагает создание новых территорий, пригодных для создания новых объектов инфраструктуры и недвижимости. Достигается это путем намыва значительного земельного участка. К западу от Васильевского острова существует так называемая Маркизова лужа — весьма мелководный, не пригодный для судоходства участок Финского залива. В связи с малой глубиной (в среднем 1–1,5 м) и замкнутостью этого пространства его ликвидация, по оценке специалистов, проводивших экспертизу, не нанесет практически никакого ущерба экологии региона. Таким образом, нет ни транспортно-экономических, ни природоохранных препятствий для образования на этом месте участка суши, площадью более 450 га. Тем самым будет создан новый земельный ресурс, новое пространство для дальнейшего развития города.

Проект можно разделить на две основные составляющие. Первая из них — создание Морского пассажирского порта, который будет отвечать всем современным международным требованиям, которые предъявляются к подобного рода сооружениям. Это касается и возможности приема судов с большой осадкой, и создания развитой инфраструктуры, необходимой для его успешного функционирования. Могу отметить, что на сегодняшний день не только в Санкт-Петербурге, но и вообще в России отсутствует современный морской пассажирский терминал, соответствующий современным требованиям. Именно поэтому реализация проекта «Морской фасад» получила поддержку и содействие и на федеральном уровне.

Пассажирский порт займет около 30 га из 450, которые предполагается намыть. Остальные земли предназначены для воплощения второй составляющей проекта — создания новых микрорайонов, застроенных как коммерческой недвижимостью, так и жильем.

Если посмотреть на карты многих крупных морских портовых городов мира, можно обратить внимание, что в непосредственной близости от пассажирского порта почти везде есть большие деловые районы. Там расположены штаб-квартиры крупнейших компаний, конгресс-центры, выставочные площади, гостиницы, торгово-развлекательные заведения и пр. Таким образом, туристы и деловые гости города, сходя на берег с круизных лайнеров, паромов и иных средств сообщения, оказываются не в грязном промышленном, грузовом порту на окраине, а попадают в деловой, туристический центр. Создать аналогичные условия в Санкт-Петербурге и предполагает проект «Морской фасад».

Поэтому намываемые 450 га земли делятся на три части, три очереди. Первая из них, которая находится в центре участка, составляет около 150 га и предназначена непосредственно для морского пассажирского терминала, а также для создания прилегающего к нему района коммерческой недвижимости. Эта территория будет обустроена в первую очередь. В 2008 г.на ней будут созданы три причала для приема круизных лайнеров, а завершить строительство нового пассажирского порта планируется к концу 2009 г.

Вторая очередь, расположенная южнее центральной части, по нашим предварительным замыслам, будет ориентирована на строительство как коммерческой недвижимости, так и жилья. Третья очередь — северный участок намыва, — завершающая реализацию всего проекта. Здесь предполагается застраивать в основном жилыми зданиями, а также создать ряд объектов рекреационного назначения и социального.

Говоря о функциональном зонировании новых территорий, мы подразумеваем самые предварительные планы, очерчиваем общие принципы и подходы к решению вопроса. В ближайшее время только начнется работа по проекту планировки участков.

О. Харченко: Размещение пассажирского порта именно на новом, намытом участке земли к западу от Васильевского острова объясняется многими факторами. К ним относятся и общая геометрия города, и сложившиеся транспортные потоки, и, в значительной степени, наличие в непосредственной близости морского судоходного канала. Таким образом, образуется территория, которая имеет очень мощный потенциал для развития, и, что немаловажно, расположенная поблизости от центра Санкт-Петербурга. Очень существенна и «увязанность» нашего проекта с другим крупнейшим начинанием — строительством Западного скоростного диаметра, который в значительной степени пройдет по намытым землям.

Для формирования принципиальной предварительной планировки намываемых участков привлечена очень известная транснациональная компания «Генслер», являющаяся одним из лидеров на рынке таких услуг. Она выступит консультантом и будет работать совместно с российским генпланировщиком.

Необходимость привлечения зарубежных специалистов обусловлена целым рядом причин. Когда заказчик изначально вполне ясно представляет себе, что именно он хочет видеть на той или иной территории, и может четко и недвусмысленно поставить задачу проектировщикам, остается профессионально воплотить эти идеи в план. Если же необходимо сформировать саму концепцию проектирования, перебрать множество вариантов и идей, то необходимо привлечение специалистов самого высокого уровня, имеющих опыт работ такого масштаба и сложности, знающих специфику их выполнения в условиях рыночных подходов к решению стоящих задач. Такой исполнитель должен не только суметь учесть пожелания заказчика, но и помочь ему правильно определить стратегию развития проекта в целом, для чего нужны высокопрофессиональные аналитики, способность сформировать мощную команду опытных профессионалов, учитывающих в том числе и особенности работы в данном конкретном регионе. Тем более это актуально для города с такими архитектурными традициями, как Санкт-Петербург.

Именно поэтому было принято решение привлечь для планировки намываемых территорий иностранных специалистов, обладающих всеми теми навыками, о которых я говорил. В России есть прекрасные специалисты, способные замечательно выполнять различные работы на самом высоком уровне. Но особенности, так сказать, исторического развития страны обусловили ситуацию, при которой у них по объективным причинам не было возможности получить опыт разработки проектов такого масштаба в таких условиях. Отечественная архитектурно-градостроительная школа в последние десятки лет формировалась в условиях достаточно жесткой заданности задачи — социальной, экономической, политической. Соответственно, она и имеет опыт грамотно решать эти задачи — во всех аспектах проекта: планировки, инженерного обес-печения территорий и пр. Перед нами же стоит проблема большего масштаба и сложности.

Ведущая: Почему же в качестве главного консультанта была выбрана именно компания «Генслер»?

О. Харченко: Это не случайный выбор. Нами была проведена очень серьезная работа по поиску наиболее подходящего партнера.

По нашему мнению, как я уже говорил, с той задачей, которую мы ставим, планируя развитие этой территории, способна справиться только крупная международная структура, имеющая опыт подобных работ. Таких компаний в мире не так уж много. Предварительно мы отобрали чуть более дюжины фирм, оценили их опыт работы, ознакомились с «портфелем» предложения. Из них были выбраны шесть наиболее перспективных, на наш взгляд, компаний. С каждой из них были проведены серьезные переговоры, в ходе которых был представлен проект «Морской фасад» и выслушаны их предварительные идеи. По результатам этих бесед были выделены две транснациональные компании — HOK (штаб-квартира в Лондоне) и «Генслер» (Вашингтон). Их представители были приглашены в Россию, и здесь состоялся еще один круг переговоров, после которого мы получили от них окончательные предложения по стоимости работ, предполагаемым командам специалистов, общему видению проблемы и пр. На основании их всестороннего анализа и оценки и была выбрана компания «Генслер».

Ведущая: Как специалист с большим опытом скажите, пожалуйста, с каким из уже реализованных в мире проектов можно сравнить «Морской фасад»?

О. Харченко: Что-то похожее было выполнено в некоторых динамично развивающихся странах Азии — Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае, Японии. В Европе (как и в самой России), на мой взгляд, аналогов нашему проекту нет. Если оценивать масштабы намываемого участка, подобный опыт есть у Голландии — там в последние годы постоянно осуществляются такого рода работы. Но имеются и принципиальные отличия. Там эта деятельность является частью государственной стратегии развития страны; мы же реализуем коммерческий проект. Намывы участков суши осуществляются во многих странах — Франции, Германии, Италии, Испании, — в том числе и для развития портовых сооружений. Но нигде в Европе эта работа не осуществляется в таких масштабах, с такими различными задачами функционального использования намываемой территории и в такой близости от исторического центра города, являющегося к тому же жемчужиной мировой архитектуры.

Ведущая: Вы постоянно подчеркиваете масштаб проекта. Но способен ли рынок быстро освоить такие объемы новых территорий?

О. Харченко:  Это вопрос не одного или нескольких лет. Думаю, новые территории будут осваиваться десятилетия. Ведь 400 га земель, предназначенных под застройку, — это порядка 6,5–7 млн. кв. м площадей зданий и сооружений различных функций. Наша задача не пытаться в кратчайшие сроки всю эту землю наполнить разными строениями, а сформировать стратегический, перспективный рыночный спрос на нее. Спрос, обусловленный выгодным местоположением, развитием транспортной инфраструктуры, наличием инженерных коммуникаций и сооружений.

А. Шаскольский: Как известно, наш город располагается непосредственно на водной артерии — Неве — и как бы зажат между двумя водоемами — Ладожским озером и Финским заливом. И процессы застройки распространялись, главным образом, на юг и север и, отчасти, на восток. «Экспансия» на запад — решение довольно неожиданное, я бы сказал, нетрадиционное.

Надо сказать, долгое время я весьма скептически оценивал перспективы этого проекта, но постепенно мнение мое изменяется. Мне кажется, что реализация такой задумки может стать одной из важнейших тенденций развития Санкт-Петербурга в XXI веке. Думаю, что пришло время для таких амбиционных, даже авантюрных, в хорошем смысле этого слова, проектов, которые вполне адекватны значимости нашего города.

Что же касается освоения новых земель, я тоже уверен, что это дело многих лет. Но, как мне кажется, динамика, которая есть сегодня у рынка недвижимости в Санкт-Петербурге, вполне позволяет с оптимизмом оценивать перспективы достаточно быстрой застройки намытой территории, востребованности участков на ней. Это обусловлено и формированием четких мастер-планов функционального использования территории, и ясными правами собственности на землю, понятными перспективами ее развития, подготовленной инженерной инфраструктурой, разветвленной транспортной системой и пр. Важное значение имеет и появление в Санкт-Петербурге современного морского пассажирского порта. Эти факторы говорят в пользу перспективности реализации проекта «Морской фасад» в целом.

Дата: 16.04.2006
Михаил Кулыбин
"Петербургский строительный рынок" 3 (88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!