О состоянии надзора за эксплуатацией средств измерений тепловой энергии и теплоносителя

1 стр. из 1

Одним из основных приоритетов энергетической политики России в XXI веке наряду с устойчивым энергоснабжением является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание условий для перевода страны на энергосберегающий путь развития.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) в соответствии с Постановлением №401 от 30.07.2004 г. Правительства РФ является органом государственного энергетического надзора.
Как и прежде, основной задачей государственного энергонадзора, теперь уже как составной части Ростехнадзора, является осуществление функций по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок).

Узел учета тепловой энергии (далее УУТЭ) является частью тепловой энергоустановки, и его эксплуатация подпадает под действие «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», зарегистрированных Министерством юстиции РФ за №4358 от 02.04.2003 г. (далее ПТЭ ТЭ; М., 2003 г.). Положения ПТЭ ТЭ, в развитие статей 4 и 11 Федерального закона РФ «Об энергосбережении» (№28-ФЗ, 1996 г., пп. 2.5.1, 2.5.2), регламентируют требования обязательной организации приборного учета тепловой энергии. «Правила учета тепловой энергии и теплоносителя», зарегистрированные Министерством юстиции РФ под №954 от 25.09.1995 г. (М., 1995 г.),в п. 6 регламентирует порядок допуска УУТЭ источника теплоты, который осуществляется представителем территориального управления Ростехнадзора в присутствии представителя (-ей) источника (поставщика) теплоты и потребителя тепловой энергии (информационное письмо Ростехнадзора №10-04/686 от 11.07.2005 г.). Несмотря на свою специфичность, порядок допуска УУТЭ аналогичен допуску тепловой энергоустановки. Проект УУТЭ является разделом проекта теплоснабжения и в случае нового строительства либо реконструкции тепловой энергоустановки проходит согласование в Территориальном управлении Ростехнадзора (в отделе по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями).

Анализ причин отказов в согласовании представляемых разделов по приборному учету тепловой энергии и теплоносителя (проектов теплоснабжения) дает возможность составить перечень основных недостатков представляемой на согласование проектной документации.

Наиболее типичными недостатками являются:
1. Отсутствие в Ведомости ссылочных и прилагаемых документов, регламентируемых ГОСТ 21.101-97, конкретных решений по монтажу средств измерений, предусмотренных проектом;
2. Типовые решения представляются проектной организацией без «привязки» к конкретным условиям эксплуатации УУТЭ;
3. Отсутствие в представляемой проектной документации решений, обеспечивающих безопасность эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно:
а) технологических решений по организации контроля качества выполняемых услуг при эксплуатации УУТЭ и контроля качества теплоносителя на границе балансовой принадлежности (в месте устройства УУТЭ, основание — п. 9.2 ПТЭ ТЭ);
б) требований по обеспечению в проектах межремонтных периодов проектируемых УУТЭ (в составе раздела управления производством — п. 2.7.1 ПТЭ ТЭ);
в) топливно-энергетических балансов объектов, составленных по формам ФСТ (приложение к Приказу ФСТ России за №20-Э/2 от 06.08.2004 г., зарегистрированное Минюстом России 20.10.2004 г. за №6076) в составе технологических решений.

Качество представляемой проектной документации таково, что порой отсутствует пояснительная записка, нет данных о регистрации принятых проектом к установке средств измерений (далее СИ) в Государственном реестре СИ, схем монтажных участков, согласования метрологических схем органами Госстандарта (в УУТЭ, использующих средства измерений, измеряющие массу (объем) теплоносителя методом переменного перепада давления, пп. 6.1, 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя») и т. д.

Часто в проектной документации по организации приборного учета тепловой энергии на источнике теплоты отсутствует решение по устройству преобразователей расхода массы (объема) теплоносителя от каждого котла (пп. 2.5.1, 2.5.2 ПТЭ ТЭ), и проектные организации ссылаютсяпри обосновании на п. 1.2 приложения №2 к Приказу Минэнерго РФ за №448 от 16.12.2002 г. Данные ссылки не корректны в связи с выходом ПТЭ ТЭ. В случаях уже смонтированного, в нарушение порядка строительства (реконструкции), оборудования либо его модульного исполнения рекомендуется дополнить проектное решение использованием портативных ультразвуковых преобразователей расхода массы (объема) теплоносителя.

При обращении в Территориальное управление Ростехнадзора для получения допуска (временного разрешения) к проведению пусконаладочных работ собственники тепловых установок или организации, на которые возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 ПТЭ ТЭ), забывают комплектовать документацию:
 -  копиями лицензий монтажных организаций на право производства работ;
 -  актами сдачи строительной части помещения под монтаж УУТЭ по форме обязательного приложения № 1, поз.2 СНИП 3.05.07-85;
 -   актами приемки скрытых работ (п. 2.4.4и 2.8.1 ПТЭ ТЭ) по перечню и формам в установленном порядке СНИП 3,05.01-85 и СНИП 3.05.07-85, приложение №2, поз. 4;
 -  актами сдачи из монтажа УУТЭ;
 -  согласованной базой данных тепловычислителя;
 -  паспортами на СИ (приборы) УУТЭ.
 
Некомплектность документации приводит к задержке сроков пуска УУТЭ в эксплуатацию, возникновению конфликтов сторон и жалобам со стороны владельцев УУТЭ.

В первую очередь при осуществлении допуска УУТЭ в эксплуатацию ОНОДТ волнует проблема предлагаемых к установке типов приборов в УУТЭ. К сожалению, возможности для тотального контроля ситуации у нас нет. Тем не менее в пределах данных полномочий мы имеем возможность контролировать приборный парк (исходя не столько из возможности того или иного прибора обеспечивать достоверный учет тепла в открытой системе теплоснабжения города, сколько из опыта эксплуатации данного прибора, собирая и анализируя как данные среднечасовых архивов регистраторов, так и иную информацию) в следующих случаях:
 -   осуществляя допуск приборов учета тепловой энергии на источниках теплоты, согласно п.6.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» (таким образом, ОНОДТ контролируются УУТЭ как готовящиеся к вводу в эксплуатацию, так и введенные в эксплуатацию без допуска, что выявляется в результате плановых и внеплановых проверок источников теплоты инспекторским составом);
 -   согласуя проекты устройства УУТЭ на источниках теплоты, проекты теплоснабжения вновь строящихся и реконструируемых систем зданий;
 -   участвуя в подготовке НТД, работе научно-практических конференций и семинаров, обучая и аттестовывая ответственных за тепловое хозяйство, публикуя материалы по проблемам учета тепловой энергии в специализированных изданиях, в первую очередь в журнале «БЕРГ-КОЛЛЕГИЯ».
 
Не менее важным моментом является контроль деятельности специализированных организаций, осуществляющих комплекс работ по эксплуатации УУТЭ, в т. ч. связанных с демонтажом, поверкой, монтажом, профилактическими мероприятиями (в соответствии с руководством по эксплуатации СИ), после прекращения порядка лицензирования вида деятельности по техническому обслуживанию тепловых энергоустановок. В целях повышения качества выполняемых работ по техническому обслуживанию УУТЭ специалистами АНО «УМИТЦ при Балтгосэнергонадзоре» (под контролем отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями (ОНОДТ) Управления Ростехнадзора по Санкт-Петербургу) разработан порядок ведения технического обслуживания УУТЭ (типовая технологическая карта — КТП-УУТЭ-ТО).

Участившиеся за последние годы требования теплоснабжающих организаций о внесении в УУТЭ потребителей изменений (модернизации) требует следующих пояснений:
1. Приборы (СИ), находящиеся в Государственном реестре СИ, имеющие положительное экспертное заключение Госэнергонадзора РФ, приобретенные во время действия сертификата Госстандарта России и прошедшие государственную поверку с положительным результатом, имеют право эксплуатироваться до их физического износа с соблюдением межповерочного интервала, предусмотренного для них Госстандартом;
2. Согласованная проектная документация по устройству УУТЭ теплоснабжающей организацией после вступления в силу «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» обратной силы не имеет и подлежит пересмотру с учетом интересов прежде всего потребителя.

Сложившаяся за последние годы в Санкт-Петербурге тревожная ситуация с порядком согласования и допуска УУТЭ потребителей теплоснабжающими организациями требует немедленного принятия мер Управлением Ростехнадзора по Санкт-Петербургу. В планах ОНОДТ определено проведение общегородского семинара по допуску УУТЭ в эксплуатацию с проведением предварительного совещания при участии представителей теплоснабжающих организаций и энергосбытов.

Специалисты Управления Ростехнадзора по Санкт-Петербургу обращаются к проектным, монтажным и наладочным организациям, заводам-изготовителям СИ направлять в наш адрес предложения по унификации состава проектной документации для создания технического регламента по УУТЭ, а также предложения по межремонтным интервалам и объемам работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту УУТЭ и порядку их приемки. Предложения будут проанализированы и опубликованы в журнале «БЕРГ-КОЛЛЕГИЯ».

Дата: 16.04.2006
П. О. Романов
"Петербургский строительный рынок" 3 (88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!