О некоторых, особо актуальных, проблемах лифтовой отрасли

1 стр. из 1

По данным Жилищного комитета, сегодня в нашем городе 44 % лифтов требуют полной замены оборудования или модернизации. И это число с каждым днем растет. Неделовые отношения между городскими властными структурами и лифтовыми компаниями в известной степени уже привели к развалу отрасли. Естественно, что лифтовики не могут и не должны мириться с подобной ситуацией. Об актуальных проблемах данного сегмента рынка рассказывает Дмитрий КАПРОВ, генеральный директор ОАО « РСУ № 6».

— Дмитрий Дмитриевич, на страницах нашего журнала год назад мы обсуждали с Вами проблемы лифтового хозяйства. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?

— Да, некоторые изменения произошли. Увеличилось финансирование на реконструкцию и модернизацию лифтов. Если в 2004 г. было выделено 225 млн., в 2005 г. — 400 млн. рублей, то в 2006 г. на обновление лифтовых конструкций запланировано удвоить эту сумму. Можно сказать, что процесс пошел. Принято решение выделять также 5 % от объема капремонта района на замену крупных узлов и деталей для лифтов.

Новые тарифы на нужды вертикального транспорта, правда, еще не достаточны для того, чтобы компенсировать инфляцию последних лет, но в ближайшие годы «лифтовики» очень рассчитывают на более серьезные финансовые вложения властных структур города в улучшение ситуации в рамках данного сегмента рынка.

— Сегодня весьма актуальна проблема летального исхода из-за неполадок лифтового оборудования. Многие жители старых домов вообще боятся пользоваться пассажирскими подъемниками. Как вы решаете эти вопросы?

— ОАО «РСУ № 6», как и все лифтовые организации, является «слугой двух господ» — Администрации города и инспекции Ростехнадзора.

Ростехнадзор требует, чтобы работа лифта была безопасной, а администрация города — чтобы она была бесперебойной.
Решение такой двуединой задачи при недофинансировании лифтовой отрасли и наличии большого количества старых лифтов крайне затруднительно. Обслуживающий персонал, понимая социальную значимость лифтов для пенсионеров и инвалидов и не имея возможности привести их в полное соответствие с требованиями правил безопасности, вынужден оставлять их в работе с незначительными отклонениями от требования инструкций или отсутствия диспетчерской связи. Следовательно, появляется опасность застревания в кабине лифта, но летальный исход исключен.

Если жильцы будут четко соблюдать правила пользования лифтами, то они не представляют опасности для населения. Обычно летальный исход — результат нарушения человеком этих правил. Самоосвобождение из застрявшей кабины, умышленное проникновение подростков в шахту — вот причины, из-за которых случаются трагедии.

— Каковы нормативы использования пассажирского подъемника согласно правилам Ростехнадзора? Актуальны ли они для вас?

— Согласно ГОСТ 220011-95, нормативный срок службы лифта — 25 лет. На территории ОАО «РСУ № 6» более 60 % лифтов выработали свои моторесурсы и требуют замены или модернизации. По городу таких лифтов почти 50 %. Это серьезная проблема, но в последнее время она начала решаться. Властными структурами принята программа финансирования, которая предусматривает постепенную модернизацию лифтов в старых домах до 2015 г.

— Представители лифтовых компаний считают, что выходом из ситуации, сложившейся на рынке лифтового оборудования, может быть привлечение услуг частных инвесторов. Согласны ли Вы с этим или видите иные решения проблемы?

— Наверное, частные инвестиции могли бы благотворно влиять на развитие лифтовой отрасли, но частные инвесторы делать это пока не торопятся.

Есть примеры, когда состоятельные жильцы на свои деньги меняют старый лифт, но это единицы.

Крупные зарубежные фирмы «ОТИС», «КОНЕ», «Шиндлер» стремятся громко заявить о себе, практически не оставляя места государственным предприятиям отрасли. Они уже имеют на обслуживании около 10 тыс. лифтов, и «захват» местного лифтового рынка идет полным ходом.

Московские организации, Карачаровский механический завод (КМЗ) и «Рослифт», так же рвутся на питерский рынок. КМЗ раньше занимался только изготовлением лифтов, а «Рослифт» только год назад образовался. У них нет опыта монтажа и эксплуатации, нет производственных баз в СПб, нет персонала.

Вместо цивилизованного входа в рынок путем вложения инвестиций или покупки городских структур они демпингуют на тендерах до 30 % и переманивают наших работников более высокой зарплатой, разваливая тем самым службы, занятые эксплуатацией лифтов. Несмотря на убытки, их цель — закрепиться на нашем рынке, а затем поднимать цены. Да и налоги от их деятельности уходят в Москву.

На сегодняшний день 65 % лифтов находится на обслуживании у частных сервисных компаний, 35 % — у государственного сектора, и преимущества частных компаний не доказаны.

Крупнейшая в мире фирма «ОТИС» за тринадцать лет на питерском рынке не добилась результатов лучших, чем городские РСУ-3,4,6 по показателям качества работы лифтов (простои, сбои, жалобы), — это лишний раз подтверждает истину, что хороший сервис дешевым не бывает. По-моему твердому убеждению, если город хочет контролировать цены на содержание лифтов, он должен сохранить РСУ-3,4,6 в своей собственности, в противном случае, если все лифты перейдут в частные руки, произойдет ценовой сговор (примеров много) и жителям придется раскошелиться или подниматься пешком.

— Бытует мнение, что новые коммунальные тарифы позволят если не компенсировать все недостатки лифтового парка, то укомплектовать его необходимыми запчастями и решить кадровые проблемы. Так ли это?

— Индексация расценок на техническое обслуживание лифтов отстает от уровня инфляции. Стоимость запчастей выросла в 100–120 раз, а расценки — в 15 раз. Стоимость обслуживания лифтов в платежных квитанциях приравнена к ценам за уборку мусора и чистку придомовых территорий. Но ведь очевидно, что на содержание лифтов требуется гораздо больше средств, чем на уборочные работы. Если тарифы на коммунальные услуги повышаются, то обслуживание лифтов остается в прежней ценовой категории. И здесь комментарии излишни.

Что касается кадрового вопроса, то он с каждым годом обостряется. Издавна работа лифтовика не считается престижной. Но в былые времена специалистам жилищно-коммунального хозяйства предоставлялись лимитная прописка, общежитие и служебное жилье, которое можно было получить в течение нескольких лет. Это позволяло приглашать на работу людей из других городов и регионов. После того как льготы были устранены, приток новых специалистов резко снизился. Сегодня средний возраст механика-лифтовика — 50 лет. Учитывая низкую культуру населения при пользовании лифтом и случаи вандализма, а также необходимость работ по ликвидации поломок, очевидно, что специалисты физически не в состоянии выполнить весь объем работ в сжатые сроки, не имея надлежащего оборудования. Кроме того, из-за низкой заработной платы, больших нагрузок и нехватки запчастей электромеханики уходят в другие структуры. Выходом из положения я считаю повышение заработной платы. Но она напрямую зависит от расценок, которые отстают от роста инфляции.

— Ваша территория — это Центральный, Петроградский и Выборгский районы. Имеются ли здесь дома, являющиеся частной собственностью? Влияет ли это на работу вашей организации?

— На территории ОАО «РСУ № 6» есть несколько ТСЖ и около 200 — ЖСК. Мы работаем по единым расценкам. ТСЖ и ЖСК заключают с нашей организацией контракты и платят «напрямую». Это и есть рыночные отношения. Есть у клиента деньги — есть услуга, все разногласия через Арбитраж.

С муниципальными домами все обстоит иначе: денег нет, но поступает команда «надо», и приходится выкручиваться в ущерб другим домам и лифтам.

Необходимо также сказать о социальной стороне вопроса. Жильцы ТСЖ и ЖСК более бережно относятся к лифтовому оборудованию, вандализма почти не наблюдается. В домах муниципального фонда с этим значительно хуже. Но самое плохое состояние лифтов — в общежитиях. Жильцы там совершенно не берегут государственное имущество, что не может не вызывать тревоги. На нашей территории 20 таких объектов.

Для хорошей работы вертикального транспорта необходимо наличие грамотных специалистов и бережное отношение пользователей. Пока бытует истина: моя — квартира, а за дверью — чужое, — порядка не будет.

— И напоследок, расскажите, пожалуйста, о недавно созданной Жилищным комитетом Ассоциации. Какова ваша роль в этой акции?

— Ассоциация, созданная Жилищным комитетом в начале этого года, называется «Жилищный комплекс». Ее цель — замена государственной вертикали управления жилищной системой на горизонтальные связи различных направлений рынка для решения жилищных проблем. Вновь избранные председатели ТСЖ, вступив в Ассоциацию, могут получить необходимую помощь и консультацию специалистов по вопросам жилищной реформы. Высший орган Ассоциации — общее собрание членов; общее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет президиум, а наблюдательный совет осуществляет контрольные функции и координирует деятельность членов. На последнем заседании было принято 8 компаний и их число в Ассоциации составляет 31.

Могу добавить, что создание этой Ассоциации поможет реформировать жилищное хозяйство.

191036 Россия,
Санкт-Петербург
ул. 1-я Советская, 8
Тел./факс: (812) 717-3562, 717-7788

Дата: 16.04.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3 (88)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!