Вопросы экспертизы и надзора при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов

1 стр. из 1

Проектные материалы по инженерному обеспечению в 2005 г. представлялись, как правило, с неполными исходными данными и некомплексными проектными решениями, принятыми без увязки с общими инженерными системами и без необходимых согласований с инженерными ведомствами города.

Наружные инженерные сети

Отсутствие генеральных инженерных схем в СанктПетербурге, учитывающих перераспределение инженерных нагрузок между районами города, привело к недостаткам в разработке разделов в составе градостроительной документации.
Исключением являются системы теплоснабжения Приморского района СанутПетербурга, по которым ЗАО «СанктПетербургский институт Теплоэнергетики» выполнил принципиальные схемы с гидравлическими расчетами, и на основе этой работы появилась возможность запроектировать вводы тепловых сетей в квартал 56 АБ СПЧ, однако отсутствие подключений к другим инженерным системам города продолжает сдерживать дельнейшее развитие этого квартала.

В связи с отсутствием генеральных инженерных схем в составе проектной документации на строительство объектов внешних инженерных сетей и сооружений часто полностью отсутствовали соответствующие разделы, что приводило к необходимости доработки проектов с увязкой решений по внутренним и внешним инженерным сетям с учетом их взаимосвязи.

В представляемых разделах внешнего инженерного обеспечения выявлялись и устранялись в процессе экспертизы следующие общие недостатки.

1. Отсутствие необходимой подготовки исходных материалов: определение потребностей и выявление резервов для их обеспечения, обоснование применения индивидуальных источников, обследование технического и санитарного состояния существующих подключений к городским инженерным системам, изучение инженерногеологических условий строительства, получение технических условий от инженерных ведомств города и владельцев инженерных сетей и сооружений.
2. Низкое качество проектных решений: отсутствие расчетов и принципиальных схем при выборе оптимальных систем, диаметров и материалов трубопроводов, оснований под трубами без учета вертикальной планировки территории и объемов засыпки траншей, неправильное заложение трубопроводов, отсутствие источников бесперебойного питания в электроснабжении 1 категории, отсутствие взаимной увязки разделов между собой и проектируемых сетей и сооружений по горизонтали и по вертикали, несоблюдение требований к исходным материалам и действующих общих и специальных нормативных документов и распоряжений и, как правило, отсутствие необходимых согласований с инженерными ведомствами города и другими заинтересованными организациями.

Водоснабжение и канализация

Особо следует отметить недоработки проектных решений по водоснабжению и канализации, связанные в основном с ошибками в инженерных расчетах и нарушениями требований действующих нормативных документов или в связи с отсутствием нормативных документов по проектированию технически сложных объектов, например жилых зданий выше 17 этажей.
Так, например, был рассмотрен и согласован рабочий проект завершения строительства ЮгоЗападных очистных сооружений, имеющих большое значение для города и бассейна Финского залива с производительностью на 2015 г. — 330 000 куб. м/сутки, с учетом поверхностного стока, поступающего в общесплавную канализацию района.

Отопление и вентиляция

В целях принятия решений, отвечающих требованиям нормативных документов и условиям энергосбережения, большинство проектов по замечаниям экспертизы корректировалось, дорабатывалось, а в отдельных случаях подлежало полному пересмотру. В данном разделе в процессе экспертизы выявлены следующие недостатки:
   отсутствие энергетического паспорта здания;
   нерациональное решение схем отопления и вентиляции, применение запорнорегулирующей арматуры без энергосберегающего эффекта;
   завышение параметров теплоносителя для отопления лечебных и детских учреждений;
   применение однотрубных вертикальных систем отопления для жилых зданий повышенной этажности и горизонтальных систем большой протяженности;
   отсутствие резервного вентоборудования при проектировании вентиляции автостоянок, встроенных в жилые и общественные здания;
   нарушение требований норм при проектировании противодымной вентиляции и противопожарных требований к системам вентиляции.
 
Во многих проектах имело место нарушение требований противодымной защиты при пожаре и нарушение противопожарных норм в части размещения вентоборудования и прокладки воздухопроводов.

Следует отметить, что архитектурностроительные разделы проекта часто разрабатываются без учета размещения венткамер, вентшахт для прохода систем внтиляции и дымоудаления, высота вентшахт принимается без учета влияния аэродинамической тени. В жилых домах из объемов теплых чердаков не предусматриваются сборные вентшахты.
Отмечается, что все проекты в 2005 г. представлялись на экспертизу в комплекте с теплотехническими расчетами ограждающих конструкций, значения сопротивления теплопередаче которых соответствовали требованиям теплозащиты и энергосбережения.

 
Инженерногеологические и гидрогеологические условия СанктПетербурга и пригородов чрезвычайно сложны и многообразны. В связи с этим Управление экспертизы особое внимание уделяет материалам инженерногеологических изысканий при проектировании зданий и сооружений и их соответствию требованиям действующих нормативных документов. Принимаются на рассмотрение лишь материалы инженерногеологических изысканий, выполненные специализированными проектноизыскательскими организациями, имеющими лицензию на выполнение комплексных изысканий на территории Российской Федерации. Кроме того, инженерногеологические изыскания в обязательном порядке должны регистрироваться в Геологогеодезической службе Комитета по градостроительству и архитектуре при правительстве СанктПетербурга. Отчеты без регистрации возвращаются заказчику.

Большинство замечаний связано с изменением по площади, конфигурации, смещениями пятна застройки в процессе проектирования.

Имеют место факты проектирования сооружений по устаревшим инженерногеологическим материалам.
Большая часть замечаний с требованием проведения дополнительных изысканий связана с изменением технических характеристик фундаментов в процессе проектирования. При детальном рассмотрении по ряду проектов отмечается нарушение некоторых требований СП 1110597 «Инженерногеологические изыскания для строительства», территориальных строительных норм, а также ГОСТ 2510095 «Грунты.Классификация».

Но общее состояние качества проектов по разделу «Инженерная геология и гидрогеология» можно считать попрежнему удовлетворительным.

В последнее время правительство города уделяет особое внимание развитию уличнодорожной сети, строительству и ремонту транспортных сооружений нашего города.
Следует отметить, что значительная часть проектов сооружений, финансирование которых осуществляется за счет городского бюджета, включает в себя весь комплекс необходимых работ, кардинально решают транспортные и социальные проблемы не только района, но и города в целом.
Однако важно то, что для выполнения специальных разделов проектов не всегда своевременно привлекаются специализированные организации.
При рассмотрении в экспертизе проектов реконструкции Орловского парка и благоустройства Ольгинских прудов недостатки конструкции берегоукрепления были устранены только после привлечения по требованию экспертизы специалистов.
Недостаточное внимание уделяется некоторыми проектными организациями анализу и сбору предпроектной информации.
Так, например, институтом «Севзапинжтехнология» при разработке проекта строительства подземного пешеходного перехода в станции метро «Пионерская» была поверхностно изучена транспортная ситуация на перекрестке. Расчеты интенсивности транспортных и пешеходных потоков не приведены, и в составе проекта оказались случайные цифры. В результате, по требованию экспертизы был переработан том, обосновывавший проектные решения.
Большое внимание уделяется борьбе за снижение всех видов потерь в подземных инженерных сетях и прежде всего за то, чтобы в проектах было обеспечено:
   проектирование подземных сетей из коррозионностойких материалов;
   проектирование газопроводов НД и СД из полиэтиленовых труб с шаровыми кранами в качестве арматуры;
   проектирование тепловых сетей в изоляции с контролем влажности, сильфонных компенсаторов; начинает применяться бескамерная установка арматуры (шаровых кранов) и пластиковые длинномерные трубы с заводской теплоизоляцией.
Завышенные расчетные параметры системы теплоснабжения приводят к невозможности использования коррозионностойких материалов (пластмассовых труб), снижению расчетных диаметров и другим искажениям, что, в свою очередь, приводит к потенциальной возможности нарушения прав физических и юридических лиц в части получения тепла. Считается, что эта проблема может быть решена только на федеральном уровне.
Фактическое применение энергосберегающих технологий иногда сдерживается дороговизной эффективных материалов и оборудования, в особенности в случаях финансирования из бюджетов разных уровней, а также в проектах, где инвестором и подрядчиком является одно юридическое лицо.

Как уже было сказано, территория нашего города отличается сложными инженерногеологическими условиями, что требует особого инженерногеологического обоснования принятых конструктивных решений фундаментов. Значительная доля ошибок приходится на раздел «нулевого цикла».

При проектировании свайных фундаментов часто нарушаются требования СНиП 2020385 по величине заглубления острия свай в несущий слой. Расстояние между сваями иногда принимается менее трех диаметров. Также возможна недостаточная ширина ростверков. Несущая способность свай, нижние концы которых заглублены в грунты с показателем текучести более 0,6, должна определяться по результатам статических испытаний, но это требование СНиП 2.022.0385 не всегда соблюдается.

В настоящее время при проектировании используются различные конструктивные схемы. Большое распространение получило монолитное домостроение, продолжается крупнопанельное строительство жилых домов по проектам, разработанным на основе типовых серий, а также кирпичное домостроение с продольными поперечными несущими стенами. Все чаще применяются каркасные схемы с безбалочными перекрытиями из монолитного железобетона.
В последнее время увеличилось количество проектов торговоразвлекательных комплексов. Наблюдается тенденция неоправданного увеличения размеров пролетов в железобетонных безбалочных каркасах. Если в предыдущие годы сетка колонн этих каркасов как правило была не более 9/9 м, то теперь заказчик все чаще увеличивает сетку до 12/2м и более.

Наблюдается тенденция увеличения этажности строительства. Изза отсутствия нормативной базы экспертизой нашего города не рассматриваются проекты жилых зданий более 25 этажей.

Проектирование металлических конструкций, особенно большепролетных, требует специальных знаний и опыта, которых как правило не хватает проектировщикам, не специализирующимся в этой области.

При строительстве в стесненных условиях плотной городской застройки внимание экспертизы направлено на то, чтобы в проектах были предусмотрены мероприятия, обеспечивающие сохранность существующих зданий. Известно, что погружение стального шпунта и изготовление шпунтовой стены из секущихся свай, которые часто необходимы для защиты котлована при строительстве в окружении существующей застройки, сопровождаются динамическими воздействиями и могут негативно повлиять на существующие здания. Поэтому рекомендуется по возможности заглублять новые здания как можно меньше, на полметра выше отметки заложения существующих фундаментов.

При строительстве в центре города предусматривается прифундаментальный дренаж, который очень опасен тем, что приводит к значительным осадкам существующих зданий окружающей застройки изза вымывания пылеватых частиц грунтов основания.

Технические отчеты по обследованиям существующих зданий при реконструкции часто выполнены на низком уровне и не соответствуют требованиям СП 131022003. Отсутствуют обмерные чертежи, буровые скважины для определения грунтов оснований не выполняются, количество шурфов недостаточно, отсутствуют данные по несущей способности перекрытий, колонн, прочности кирпичной кладки.

В экспертизу представляются проекты усиления фундаментов основания без должного обоснования. Метод усиления принимается без бурения геологических скважин в зоне 5 м от здания и без проведения зондирования грунта основания.

При рассмотрении проектов экспертиза обращает внимание на то, чтобы в проектах были представлены:
   данные о принятой конструктивной схеме здания;
   данные о методах расчета, кем, когда и по какой программе произведен расчет;
   расчетная схема с указанием принятых нагрузок, результирующая эпюра усилий в особо сложных случаях;
   данные по обеспечению пространственной жесткости и устойчивости зданий.

Дата: 05.05.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (89)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!